СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по биологии "Выделение"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Познакомить обучающихся со строением органов мочевыделительной системы и ее функциями.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по биологии "Выделение"»

МКОУ «Бирюковская основная общеобразовательная школа»







ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ «ВЫДЕЛЕНИЕ»






Учитель Вертикова Ирина Викторовна









Тема урока: Выделение.

Цель урока: Познакомить обучающихся со строением органов мочевыделительной системы и ее функциями.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

    1. Обобщить знания об органах выделения организма.

    2. Познакомить с общим планом строения и функцией органов мочевыделительной системы.

    3. Изучить особенности внешнего и внутреннего строения почки в связи с выполняемыми функциями.

  2. Воспитательные:

    1. Формировать устойчивое положительное отношение к здоровому образу жизни.

    2. Формировать познавательный интерес к предмету через создание ситуации успеха.

  3. Развивающие:

    1. Развивать умение ребенка работать с текстом учебника, с рисунками, таблицами.

    2. Развивать умение кратко и конкретно отвечать на поставленные вопросы.

    3. Развивать умение использовать имеющиеся знания, внимательно слушать и анализировать информацию.

    4. Умение давать объяснения «терминам».

Оборудование: т. «Строение почки», муляжи почки, рисунки учебника.





Ход урока

  1. Организационный момент.


Стали красиво, проверьте все ли приготовлено к уроку (учебники, дневники, тетради).

Добрый день дорогие ребята! Присаживайтесь, пожалуйста!

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Надеюсь что он будет полезен в практическом отношении для вас. Поэтому обращаюсь к вам, с просьбой быть активными, инициативными, творческими.


  1. Проверка домашнего задания.


Вспомните, какой орган нашего тела мы изучили на прошлом занятии? (изучили покровный орган, который называется «кожа»). Что же мы узнали об этом органе?

Игра «Да-нетка»

  1. Кожа покровный орган. (да)

  2. Она состоит из 5 слоев. (нет)

  3. Она состоит из 3 слоев.(да)

  4. Верхний слой кожи называется эпидермис. (да)

  5. Он выполняет выделительную функцию. (нет)

  6. Он содержит пигмент, от которого зависит цвет кожи. (да)

  7. Средний слой кожи называется дерма (или собственно кожа). (да)

  8. Волосы и ногти – кожные образования. (да)

  9. В собственно коже имеются сальные и потовые железы. (да)

  10. Потовые железы выделяют на поверхность кожи пот. (да)

Молодцы ребята! А теперь вспомните, какие органы и системы органов могут удалять из организма то, что не нужно.

Кожа (потовые железы)

Конечный отдел пищеварительной системы

Легкие

Мочевыделительная система

вода, минеральные соли

непереваренные остатки пищи


CO2, H2O


вода, минеральные соли, мочевина

Какие вещества удаляются из организма?

Посмотрите, как называется таблица «Органы выделения». Тема сегодняшнего урока «Выделение». Посмотрите на таблицу и скажите, какую систему органов мы еще не изучали?).

Французский физиолог Бернар сказал «Если бы продукты диссимиляции не удалялись из организма, то клетки погибли бы от нарушения ее состава (избыток воды, солей, ядовитых веществ).


  1. Изучение нового материала.


Мы каждый день кушаем, пьем. В результате биологического окисления в тканях образуются продукты распада. Для того чтобы очистить кровь и поддержать в организме оптимальный баланс воды и солей, необходим хороший фильтр. Эту функцию выполняют почки?

  1. Особенности внешнего строения почек:

Где они находятся? (у задней стенки брюшной полости по обе стороны позвоночника на уровне поясничных позвонков).

Сколько почек? (две)

Вспомните, как называется плод у фасоли? (боб)

Что собой представляет почка? Какие стороны она имеет? (Наружный край почки выпуклый, внутренний – вогнутый. Вогнутая часть почки обращена к позвоночники и называется воротами почки. В ворота каждой почки входит почечная артерия, которая несет неочищенную кровь, а выходят почечные вены и мочеточник.)

Какого цвета почки? (Красно-бурого, массой 120-200 г., длина около 10 см., ширина 6 см.)

Сверху почка покрыта фиброзной капсулой, легко снимающейся. Снаружи находится слой жировой клетчатки.

Какую функцию выполняет этот жировой слой? (Защиты, амортизатора при ушибах).

Как располагаются почки в организме? (Правая почка лежит на 2-3 см. ниже левой, так как справа находится самая крупная железа нашего тела – печень. Сверху почки находится надпочечник – железа внутренней секреции, вырабатывающая гормон адреналин).

  1. Особенности внутреннего строения почек:

В почках происходит процесс образования мочи из веществ, приносимых кровью. Если рассмотреть почку, в ней различают: наружное корковое вещество и внутреннее мозговое вещество. Мозговое вещество состоит из 15-20 почечных пирамид. Основание пирамид обращено к корковому веществу, а верхушка обращена к почечной лоханке.

Артерия разделяется на несколько артериол, а затем на каппиляры (стенки капилляров однослойны) и входят в корковое вещество клетки.

  1. Нефроны

Структурной единицей почки является нефрон – тельце почки.

В каждой почке насчитывается около 1 млн. микроскопических телец – нефронов. В корковом веществе нефрон представляет собой капсулу в виде бокала с двумя стенками. Между стенками капсулы находится полость, от которой отходит почечный каналец. Артерия делится на артериолы. Течет кровь – она состоит из плазмы и форменных элементов. Что входит в состав плазмы? В артериолах остаются форменные элементы и белки. В капиллярных клубочках происходит фильтрация, за счет разности давлений в приносящем и выносящем кровеносном сосуде. В полость капсулы попадает вода, мочевина, а также глюкоза, аминокислоты, витамины. Все эти вещества составляют первичную мочу. Первичная моча продвигается по извитому канальцу, густо оплетенному кровеносными сосудами. Отдав воду, глюкозу, витамины мочевина и мочевая кислота поступают в собирательные канальцы, которые объединяются и выносят мочу в почечную лоханку.

Почки являются мощным фильтром нашего организма. В течение одной минуты они успевают отфильтровать примерно литр крови, а за сутки 1700 литров крови, избавляя ее от вредных веществ.

Физкультминутка (перерыв)

Ребята, вы устали? Давайте отдохнем!

Раз – подняться, потянуться;

Два – согнуться, разогнуться;

Три – в ладони три хлопка,

Головою три кивка;

На четыре – руки шире;

Пять – руками помахать;

Шесть – за парту тихо сесть.

Моча – концентрированный раствор мочевины. Куда дальше направляется моча?

  1. Расположение и строение мочеточника (сообщение учащегося).

  2. Расположение и строение мочевого пузыря (сообщение учащегося).

Благодаря органам мочевыделительной системы организм освобождается от ненужных веществ (заполнить таблицу). Моча светло-желтого цвета, из нее через некоторое время выпадает осадок из солей и слизи. За сутки выводится 60 г. солей. Белка и глюкозы в моче не должно быть, если есть это свидетельствует о заболевании.

  1. Предупреждение почечных заболеваний (самостоятельная работа, работа с таблицей).

При нарушении функций почек наступает отравление организма и человек может умереть через 5 дней. Причиной вызывающей заболевание почек может стать употребление алкоголя, употребление острой и пряной пищи. Несоблюдение правил личной гигиены, охлаждение, употребление в большом количестве антибиотиков. Самыми распространенными заболеваниями почек являются нефрит - воспаление почечных клубочков, мочекаменная болезнь – образование мочевых камней в почках и мочевыводящих путях, цистит – заболевание мочевого пузыря. Здоровье дороже всего на свете. Здоровье человека – это главная ценность в жизни каждого из нас. Его нельзя купить ни за какие деньги и сокровища. И, что уже доказано, его нужно беречь с самого первого дня появления на свет. Сначала о вас заботятся родители, но вы растете и уже каждый из вас сейчас должен задуматься, как не навредить своему здоровью.

  1. Закрепление материала (прокомментируйте следующее стихотворение).

Они как два больших боба

На связках закрепились,

У позвоночного столба

Уютно разместились.

Фильтруют почки нашу кровь

С невиданным упрямством,

Чтобы во внутренней среде

Держалось постоянство.

Нефрон содержит капсулы,

Канальца и клубочки.

Нефронов целый миллион

Содержат наши почки.

(В чем значение мочевыделительной системы?)

  1. Итог урока (выставление оценок).

  2. Задание на дом § 42.

  3. Рефлексия. Выберите значок, который, на ваш взгляд, соответствует вашему состоянию. Урок дал знания, которые пригодятся в жизни. Вы работали хорошо, получили хорошие отметки. Всем спасибо!