Этап урока | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности 2 мин. Цель этапа: мотивация учащихся к работе на уроке, создание ситуации успеха. | Радуюсь утру, радуюсь дню Здравствуйте дети – я вам говорю. С доброго слова начнём мы урок К знаниям новым всегда будь готов! Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Ребята перед вами оценочный лист. Возьмите и подпишите его, и отметьте свое настроение рисунком. | Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм. | Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей | Личностные: Умение соблюдать дисциплину, Уважительно относится к учителю и одноклассникам Регулятивные УУД: умение выполнять задания учителя. |
2. Актуализация опорных знаний и умений, фиксация затруднений 5 мин Цельэтапа: активизация соответствую щих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательныхпроцессов (внимание, память). | Мы продолжаем путешествовать по царствам природы. В дорогу мы возьмем багаж Учебник, ручку, карандаш И знаний целый саквояж Давайте заглянем в наш саквояж, и посмотрим, какие знания там хранятся. Какое царство организмов мы изучили? Где обитают бактерии? Какое строение имеют бактерии? Проблемная ситуация: Что случиться на планете, если исчезнут все бактерии? Проверим знания биологических терминов Задание 1. Установите соответствие А. безъядерные клетки | 1. симбиоз | Б. полезное сожительство двух организмов | 2. автотрофы | В. организмы, питающиеся готовой пищей | 3. прокариоты | Г. ядерные клетки | 4. гетеротрофы | Д. организмы, образующие питательные вещества в процессе фотосинтеза | 5. эукариоты | Результаты впишите в таблицу Давайте проверим, что у вас получилось. Посчитайте правильные ответы. Выставляем оценки и отметьте их количество в оценочном листе. | Активизирует знания о многообразии органического мира и царствах природы | Включаются в работу, устно отвечают на поставленные вопросы | Личностные УУД: уважительно относиться к учителю, Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий Коммуникативные УУД: умение воспринимать вопросы на слух и давать письменные ответы Познавательные УУД: умения анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления. |
3. Постановка учебной задачи. 2 минуты Цель этапа: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения | А теперь мы загадаем загадки. Пожалуйста, попробуйте определить о каких живых организмах в них говорится -Итак, как звучит тема нашего урока? -Добро пожаловать в Царство растений! Откройте тетради, запишите число. Тему урока. -Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Правильно. Нам необходимо определить какие организмы называют растениями, какие группы растений существуют, каковы особенности их строения. | Постановка учебной задачи | Обсуждая затруднения, выдвигают предположения о теме урока. Запись учащимися числа, темы урока. | Предметные УУД: умение объяснять, как строение растения связано с жизнедеятельностью; формирование терминов: Познавательные УУД: умения выявлять причины и следствия |
4.Формулирование проблемы, планирование деятельности 2 минуты Цель этапа: обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности | Одним из чудес, одной из загадок органического мира, бесценным даром природы являются растения. Растения, представляющие самостоятельное царство органического мира, и царство это удивительное. Мы сталкиваемся повсюду. Находясь дома или в классе, нас окружает мебель, тетради, одежда, продукты. Нигде не обошлось без встречи с растениями или результатом их жизнедеятельности. ПРОБЛЕМА: Почему ученые долгое время спорили, и, в конце концов, выделили их в самостоятельное царство? На эти вопросы мы с вами будем искать ответы во время урока. | Выдвигает проблему | Учащиеся конкретизируют цель урока | Регулятивные УУД умения самостоятельно обнаружить учебную проблему: определять формы деятельности (формулировке версии. |
5.Открытие новых знаний 18 минут Цель этапа: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить связи в объекте изучения, формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал | Ребята, по каким признакам растения отличаются от других организмов? .Запишем признаки растений: в течение всей жизни растут, содержат хлорофилл. А теперь давайте выясним, какие систематические группы растений бывают Цветковые растения: строение, значение Признаки: корень и побег. Побег состоит из стебля, листьев и почек. Есть цветы. 2) презентация «Цветковые растения д.Сенькино», представления названий растений на марийском языке Посмотрите, пожалуйста, у вас на столах лежат веточки. Чьи они? 1) Ель, сосна, пихта относятся к группе Голосеменные. Признаки: корень, стебель, видоизмененные листья – хвоинки. Семена лежат голо на чешуйках в шишках 2) сообщение о голосеменных лесов Марий Эл – рисунки и марийские названия А теперь, чтобы узнать еще одну группу растений, отгадаем ребус  ПАПОРОТНИК Растут в тенистых лесах. Строение: придаточные корни, корневище, размножаются спорами. Родственниками папоротников являются плауны и хвощи. Редкие виды плаунов марийских лесов в заповеднике «Большая Кокшага» Еще одна группа растений «Мхи:. Растут в болотисой местности. Имеют толко побег, корней нет. Сообщение ученика «Значение папоротников и мхов», подготовленной по Энциклопедии «Растения». Ребята! Как выдумаете, какое название получила группа растений, обитающих в воде. Я предлагаю вам поработать с учебником с.49. последний абзац Обсуждение вопросов: 1) Как называется тело водоросли? Из чего состоит слоевище?2) имеются ли органы у водорослей? 3) Где распространены бурые водоросли? | Учитель совместно с учениками определяет признаки растений | Учащиеся сравнивают признаки растений и других живых организмов | Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий, делать выводы по результатам Коммуникативные УДД продолжить формирование умений организовывать самостоятельную работу с учебником, дополнительной литературой. Познавательные УУД. Умение находить материал, выделять в нем главное |
6. Первичная проверка понимания З минуты Цель этапа: формирование умений высказывать свою точку зрения, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция | Выполнение задания 2 в оценочных листах Задание 2. Впишите ответы в текст Цветковые растения состоят из …………. И ……………. В …………. происходит образование органических веществ. Цветки со временем преобразуются в ………… с ………… Голосеменные размножаются с помощью ………. . Их семена не защищены оболочками ………. Проверка правильности ответов. Выставляем оценки. | Учитель координирует работу, проводит коррекцию | Учащиеся выполняют работу | Познавательные УДД: формирование умения преобразовывать один вид деятельности в другой |
7. Физкультминутка 1 мин. Цель этапа: пауза, релаксация | Раз – мы встали, потянулись, Два – нагнулись, разогнулись. Три –в ладоши три хлопка. На четыре – руки шире Пять – руками помахать Шесть – на место сесть опять | | | |
8. Закрепление изученного материала 3 мин. Цель этапа: применение знаний в новой ситуации | Выполнение задания 3 в оценочных листах Задание 3. Выберите верные утверждения 1.Папоротники размножаются спорами 2.Водоросли прикрепляются к подводным камням с помощью корней 3. Мхи растут на болоте 4. Каменный уголь образовался из скоплений древних мхов 5.У мхов нет корней Выставляем оценки. Общая оценка. Поставьте ваше настроение | Объясняет правила проверки задания | Выполняют индивидуально задания | Регулятивные УДД: умения работать с тестами, исправлять ошибки самостоятельно Коммуникативные УДД: умения самостоятельно организовать работу, |
9. Рефлексия деятельности. 3 мин. Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности | Итак, урок подходит к концу. Достигли ли мы цели урока? Сегодня на уроке я узнал (а) новое (что)…………. Сегодня на уроке я научился (лась)……… Урок дал мне для жизни………. Молодцы! Я очень рада, что нам удалось это сделать. Наступила поздняя осень . совсем недавно деревья перед нашей школой стояли в золотистом нарядном уборе. Предлагаю составить букет из разноцветных листьев настроения от нашего урока, нашего совместного творчества. Итак красные листья – урок удался, я был активным, желтые - все хорошо, у меня все получилось на уроке, зеленые – мне было интересно на уроке. | Предлагает вспомнить тему и цели урока, оценить меру своего личностного продвижения к цели и успехи класса в целом | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов в деятельности. Отмечают наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения | Личностные УДД: формирование личностного самоопределения Коммуникативные УДД: :приходят к общему мнению в совместной деятельности. Учет мнения других Предметные УДД: формирование умения объяснять как полученные знания пригодятся для жизни. |
10. Информация о домашнем задании 1 мин. | Домашнее задание. Изучить п.11 Индивидуальные задания на выбор А) Составить кроссворд о растениях Б) подготовить сообщение «Удивительные растения», « Грибы Марий Эл»., В) рисунки «Галерея грибника». | Предлагает домашнее задание на выбор | Выбирают задания с учетом индивидуальных возможностей | |