СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по биологии 7 класс "Тип моллюски"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок Тип моллюски   

Цель. Научить вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, оценивать - важные задачи в биологии.   Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

.Способствовать формированию представлений о многообразии животных форм; создать условия для формирования умения составлять общую характеристику типа Моллюски.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по биологии 7 класс "Тип моллюски"»










Открытый урок по теме:

«ТИП МОЛЛЮСКИ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА»










Выполнил: учитель биологии

МБОУ «Брагунская СШ»

Сапаров Анварбек Исрапилович












2022 год








Дата: 6.12.22г. Предмет – биология. 7 класс

Тема: Тип Моллюски. Общая характеристика.

Цель. Научить вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, оценивать - важные задачи в биологии. Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

.Способствовать формированию представлений о многообразии животных форм; создать условия для формирования умения составлять общую характеристику типа Моллюски.

Задачи.

Образовательные: познакомить с общей характеристикой типа моллюсков, особенностями их строения в связи со средой обитания.

Развивающие: продолжить формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, делать выводы.

Воспитательные: продолжить формирования бережного отношения к живой природе, воспитывать у учащихся познавательный интерес к предмету.

Планируемые результаты.

Предметные.

Учащиеся должны знать особенности строения изученных животных, их многообразие, среды обитания, образ жизни и биологическое значение.

Учащиеся должны уметь объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных; правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах «раковина», «мантия», «мантийная полость», «лёгкое», «жабры», «сердце», «тёрка», «пищеварительная железа», «слюнные железы», «глаза», «почки», «дифференциация тела»

Метапредметные.

Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Познавательные УУД Знания общей характеристики типа Моллюсков. Знания о местообитании, строении и образе жизни представителей класса Брюхоногие

Коммуникативные УУД В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения.

Личностные.

Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.

Методы: Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный

Тип  и вид урока: урок открытия нового знания

Форма работы: индивидуальная, работа в паре

Оборудование:  проектор, компьютер, биологические коллекции, компьютерная презентация, раздаточный материал, учебник, рабочая тетрадь, улитки, ракушки.

Понятия (новые): асимметрия, раковина, перламутр, нога, мантия, мантийная полость, терка (радула), печень, легкое, сердце, почки, околосердечная сумка.

Ход урока:

  1. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята. Рад видеть вас сегодня на уроке. У нас сегодня необычный урок, на котором присутствуют гости. Давайте улыбнемся нашим гостям и друг другу, поделимся хорошим настроением.

  1. Мотивация

- Девизом нашего урока будет восточная мудрость «Скажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне действовать самому и я научусь».

- Ребята, как вы понимаете данное выражение? (высказывают свое мнение. Подводим к тому, что если работать самостоятельно, знания усвоятся лучше и надолго )

3.Актуализация знаний

Чтение текста из статьи П. Селиванова в журнале «Наука и жизнь»

-у меня ребята интересная посылка Бутылка с сообщением. Посмотрим, что там написано.

4. Постановка темы и задач урока

- Ребята мы с вами начинаем изучение новой группы организмов. А вот о какой именно попробуйте догадаться сами.

- «Он симпатичный. Ядовит. Живет в море и океане. У него 8 ног»

- «Они живут на земле, маленькие, скользкие. У них есть домик, который они таскают везде с собой»

- Все эти представители относятся к Типу Моллюски. Как же будет звучать тема нашего урока? (предположения детей)

- Верно. Тема нашего урока – «Тип Моллюски. Общая характеристика».

-Ребята, я задам вопрос, и ответ на тот вопрос будем складывать в течении урока?

-Ребята, у меня интересная находка. (Бутылка с письмом)

-Она приплыла нам с моря или с океана. Откроем и прочитаем

«-Я обитатель семи морей и одного океана,

Я тот, кто видел затерянный мир и жил в это время,

Я своими щупальцами прополз в каждую щель затопленного города,

Проникал в любую из трещин сооружений.

Когда люди приплывали в отчаянных попытках искать Атлантиду,

Я пускал свои краски и делал город незаметным.

Узнайте меня, кто я?»

«Кем является автор письма?

Могли ли эти организмы жить в эпоху Атлантиды после затопления?

Есть ли сходства в строении тела по сравнении с современными представителями?

- Ребята, сегодня на протяжении урока вы буде фиксировать свои результаты в рабочие тетради. Сейчас мы с вами заполним первые два столбика. Скажите, что вам известно о типе Моллюске?

- А теперь запишите, что вы хотели бы узнать в процессе изучения типа Моллюски? (высказывания детей).

Знал

Хочу знать

Узнал

раковина, живут в воде и на земле, скользкие

1.изучить особенности внешнего строения моллюсков

2.изучить особенности внутреннего строения моллюсков

2.узнать об жизни и интересных фактах данного типа



Последнюю колонку будите заполнять по мере изучения нового материала.

5.Изучение нового материала

а) Запись темы урока в тетрадь: «Тип Моллюски. Общая характеристика»

б) Для того, чтобы решить первую задачу, предлагаю вам побыть исследователями. Мы с вами разделились на 4 группы: 1.Эволюционисты, 2. Зоологи, 3.Палеонтологи,4.Совет учёных. Каждая группа собирает информацию в течении урока и выводит общее мнение о данных моллюсках и отвечают на главные вопросы заданные учителем в начале урока.

-Полученные данные в ходе объяснения учителем, фиксируем в свои рабочие тетради.

Объяснение учителем темы с помощью презентации

Ребята анализируют увиденное и услышанное, выделают выводы.


-Давайте подведем итог работы.

-Что вы можете сказать об Атлантиде, об авторе письма и об моллюсках?

Выступление каждой из групп, подведение итогов выводов.

(Тело состоит из головы, туловища, ноги. Почти у всех имеется раковина, которая состоит из трех слоев: наружный, фарфоровый, внутренний. Внутри находится мантия и мантийная полость. Перемещаются медленно. При опасности прячутся в раковину).

- Запишите вывод по проделанной работе. (Проделав данную работу я узнал о строении и жизнедеятельности моллюсков. А также сделал вывод, что у моллюсков сложное строение, снаружи они покрыты раковиной, внутри находится мантия и мантийная полость. Голова, туловища и нога - основные части моллюска. В мантийной полости расположены органы моллюска).

Дыхание различается у наземных моллюсков – легкие, у водных – жабры.

Есть фильтрующие моллюски

Кровеносная система незамкнутая. Есть сердце

Пищеварительная система представлена ротовой полостью с теркой (кроме двустворчатых) —глотка—пищевод—желудок—кишечник—анальное отверстие

Нервная система разбросанного типа

Органы выделения – почки

Гермофродиты и раздельнополые

Есть ли самые крупные представители данного типа?

Сколько живут моллюски?


6.Физкультминутка (на фоне звучит шум моря)

- А сейчас мы с вами отдохнём.

- Каковы особенности жизнедеятельности типа Моллюски? (Живут в соленых и пресных водоемах, на суше, освоили разные типы питания – фильтраты, растительноядные, хищные)

-Ребята, сегодня мы изучили новый тип – тип Моллюски.

8. Закрепление

Выберите «Верно утверждение или неверно»

    1. Моллюски – мягкотелые животные, обитающие в соленой и пресной воде, суше (+)

    2. У моллюсков различают головогрудь, ногу (-)

    3. Тело покрыто раковиной (+)

    4. Мантийная полость – пространство, находящаяся между мантией и телом, в которой расположены органы дыхания и химического чувства (+)

    5. Дыхание у моллюсков осуществляется через поверхность тела (-)

    6. Кровеносная система замкнутая (-)

    7. Органами выделения являются почки (+)

    8. Нервная система разбросанного типа (+)

    9. Пищеварительная система представлена ротовой полостью, теркой, глотка, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие (+)

    10. Все моллюски – раздельнополые (-)

Ответы выведены на слайд. Происходит самопроверка

9.Рефлексия

Возвращаемся к нашей таблице, с которой вы работами в течение урока. Давайте сделаем вывод, что же нового вы узнали сегодня на уроке. (Учащиеся зачитывают информацию)

Знал

Хочу знать

Узнал

раковина, живут в воде и на земле, скользкие

1.изучить особенности внешнего строения моллюсков

2.изучить особенности внутреннего строения моллюсков

2.узнать об жизни и интересных фактах данного типа


тело состоит из головы (кроме двустворчатых), туловища и ноги. Тело имеет мантию. раковина состоит из 3 слоев: внешнего, фарфорового и внутреннего. Нервная система разбросанно-узлового типа. кровеносная система незамкнутая. органы дыхания – жабры у водных, легкие – у наземных видов. выделительная система- почки. гермафродиты и раздельнополые


9. Итог урока. Домашнее задание

Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся за работу на уроке.

§ 11. Творческое задание(на выбор): 1) подготовить кроссворд по изученной теме; 2) изготовить наглядное пособие внешнего строения моллюска с обозначением частей тела

Вы сегодня замечательно работали на уроке! Хочу отметить вашу активность, ваши ответы.. За ваши ответы на уроке я хотел бы оценить учащихся следующими оценками… Благодарю вас за вашу работу!

Наш урок закончен, спасибо за внимание…




Приложение к открытому уроку на тему «Тип Моллюски. Общая характеристика»

Приложение 1. Таблица «Внутреннее строение кольчецов»


Пищеварительная система


Органы дыхания


Кровеносная система


Нервная система


Выделительная система


Органы чувств


Размножение


Пищеварительная система


Органы дыхания


Кровеносная система


Нервная система


Выделительная система


Органы чувств


Размножение


Приложение 2. Таблица ЗХУ

Знал

Хочу знать

Узнал

















Лабораторная работа №4

"Особенности строения и жизни моллюсков"



№ п/п

Ход работы

Отметки

1

Моллюсков разделить на группы брюхоногие и двустворчатые

Тело моллюсков состоит из:



Голова (кроме двустворчатых), туловище, нога

2

У брюхоногих отметить:

  • наличие или отсутствие симметрии

  • Различаются ли по форме, окраске, строению


Ассиметрия

Различаются

3

У двустворчатых отметить:

  • сколько слоев имеет раковина

  • перечислите слои раковин

  • посчитать число годичных колец


Три

Наружный, фарфоровый слой, внутренний


4

Рассмотреть живых моллюсков. Определить класс.

Обратить внимание на характер перемещения моллюсков по стеклу и бумаге. Какой след остается?


Пронаблюдать за моллюском, ползающим по стеклу, глядя на стекло с другой стороны

Брюхоногие

Медленно, выделяется слизь

Перемещается медленнее по бумаге, с трудом перемещается

Очищает стекло


5

Изучить реакции моллюсков на различные раздражители:

  • мягкая кисточка

  • нитка

Одинаково, втягивает раковину

6

Взять моллюска в руки. Какая его реакция на ваши действия

Втягивается







Приложение 4. Выберите верно утверждение или неверно

    1. Моллюски – мягкотелые животные, обитающие в соленой и пресной воде, суше

    2. У моллюсков различают головогрудь, ногу

    3. Тело покрыто раковиной

    4. Мантийная полость – полость, находящаяся между мантией и телом, в которой расположены органы дыхания и химического чувства

    5. Дыхание у моллюсков осуществляется через поверхность тела

    6. Кровеносная система замкнутая

    7. Органами выделения являются почки

    8. Нервная система разбросанного типа

    9. Пищеварительная система представлена ротовой полостью, теркой, глотка, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие

    10. Все моллюски – раздельнополые

Ответы выведены на слайд. Происходит самопроверка



Приложение 4. Выберите верно утверждение или неверно

    1. Моллюски – мягкотелые животные, обитающие в соленой и пресной воде, суше

    2. У моллюсков различают головогрудь, ногу

    3. Тело покрыто раковиной

    4. Мантийная полость – полость, находящаяся между мантией и телом, в которой расположены органы дыхания и химического чувства

    5. Дыхание у моллюсков осуществляется через поверхность тела

    6. Кровеносная система замкнутая

    7. Органами выделения являются почки

    8. Нервная система разбросанного типа

    9. Пищеварительная система представлена ротовой полостью, теркой, глотка, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие

    10. Все моллюски – раздельнополые

Ответы выведены на слайд. Происходит самопроверка






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!