Открытый урок по теме:
«ТИП МОЛЛЮСКИ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА»
Выполнил: учитель биологии
МБОУ «Брагунская СШ»
Сапаров Анварбек Исрапилович
2022 год
Дата: 6.12.22г. Предмет – биология. 7 класс
Тема: Тип Моллюски. Общая характеристика.
Цель. Научить вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, оценивать - важные задачи в биологии. Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
.Способствовать формированию представлений о многообразии животных форм; создать условия для формирования умения составлять общую характеристику типа Моллюски.
Задачи.
Образовательные: познакомить с общей характеристикой типа моллюсков, особенностями их строения в связи со средой обитания.
Развивающие: продолжить формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, делать выводы.
Воспитательные: продолжить формирования бережного отношения к живой природе, воспитывать у учащихся познавательный интерес к предмету.
Планируемые результаты.
Предметные.
Учащиеся должны знать особенности строения изученных животных, их многообразие, среды обитания, образ жизни и биологическое значение.
Учащиеся должны уметь объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных; правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах «раковина», «мантия», «мантийная полость», «лёгкое», «жабры», «сердце», «тёрка», «пищеварительная железа», «слюнные железы», «глаза», «почки», «дифференциация тела»
Метапредметные.
Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
Познавательные УУД Знания общей характеристики типа Моллюсков. Знания о местообитании, строении и образе жизни представителей класса Брюхоногие
Коммуникативные УУД В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения.
Личностные.
Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.
Методы: Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный
Тип и вид урока: урок открытия нового знания
Форма работы: индивидуальная, работа в паре
Оборудование: проектор, компьютер, биологические коллекции, компьютерная презентация, раздаточный материал, учебник, рабочая тетрадь, улитки, ракушки.
Понятия (новые): асимметрия, раковина, перламутр, нога, мантия, мантийная полость, терка (радула), печень, легкое, сердце, почки, околосердечная сумка.
Ход урока:
Организационный момент
-Здравствуйте, ребята. Рад видеть вас сегодня на уроке. У нас сегодня необычный урок, на котором присутствуют гости. Давайте улыбнемся нашим гостям и друг другу, поделимся хорошим настроением.
Мотивация
- Девизом нашего урока будет восточная мудрость «Скажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне действовать самому и я научусь».
- Ребята, как вы понимаете данное выражение? (высказывают свое мнение. Подводим к тому, что если работать самостоятельно, знания усвоятся лучше и надолго )
3.Актуализация знаний
Чтение текста из статьи П. Селиванова в журнале «Наука и жизнь»
-у меня ребята интересная посылка Бутылка с сообщением. Посмотрим, что там написано.
4. Постановка темы и задач урока
- Ребята мы с вами начинаем изучение новой группы организмов. А вот о какой именно попробуйте догадаться сами.
- «Он симпатичный. Ядовит. Живет в море и океане. У него 8 ног»
- «Они живут на земле, маленькие, скользкие. У них есть домик, который они таскают везде с собой»
- Все эти представители относятся к Типу Моллюски. Как же будет звучать тема нашего урока? (предположения детей)
- Верно. Тема нашего урока – «Тип Моллюски. Общая характеристика».
-Ребята, я задам вопрос, и ответ на тот вопрос будем складывать в течении урока?
-Ребята, у меня интересная находка. (Бутылка с письмом)
-Она приплыла нам с моря или с океана. Откроем и прочитаем
«-Я обитатель семи морей и одного океана,
Я тот, кто видел затерянный мир и жил в это время,
Я своими щупальцами прополз в каждую щель затопленного города,
Проникал в любую из трещин сооружений.
Когда люди приплывали в отчаянных попытках искать Атлантиду,
Я пускал свои краски и делал город незаметным.
Узнайте меня, кто я?»
«Кем является автор письма?
Могли ли эти организмы жить в эпоху Атлантиды после затопления?
Есть ли сходства в строении тела по сравнении с современными представителями?
- Ребята, сегодня на протяжении урока вы буде фиксировать свои результаты в рабочие тетради. Сейчас мы с вами заполним первые два столбика. Скажите, что вам известно о типе Моллюске?
- А теперь запишите, что вы хотели бы узнать в процессе изучения типа Моллюски? (высказывания детей).
Знал | Хочу знать | Узнал |
раковина, живут в воде и на земле, скользкие | 1.изучить особенности внешнего строения моллюсков 2.изучить особенности внутреннего строения моллюсков 2.узнать об жизни и интересных фактах данного типа | |
Последнюю колонку будите заполнять по мере изучения нового материала.
5.Изучение нового материала
а) Запись темы урока в тетрадь: «Тип Моллюски. Общая характеристика»
б) Для того, чтобы решить первую задачу, предлагаю вам побыть исследователями. Мы с вами разделились на 4 группы: 1.Эволюционисты, 2. Зоологи, 3.Палеонтологи,4.Совет учёных. Каждая группа собирает информацию в течении урока и выводит общее мнение о данных моллюсках и отвечают на главные вопросы заданные учителем в начале урока.
-Полученные данные в ходе объяснения учителем, фиксируем в свои рабочие тетради.
Объяснение учителем темы с помощью презентации
Ребята анализируют увиденное и услышанное, выделают выводы.
-Давайте подведем итог работы.
-Что вы можете сказать об Атлантиде, об авторе письма и об моллюсках?
Выступление каждой из групп, подведение итогов выводов.
(Тело состоит из головы, туловища, ноги. Почти у всех имеется раковина, которая состоит из трех слоев: наружный, фарфоровый, внутренний. Внутри находится мантия и мантийная полость. Перемещаются медленно. При опасности прячутся в раковину).
- Запишите вывод по проделанной работе. (Проделав данную работу я узнал о строении и жизнедеятельности моллюсков. А также сделал вывод, что у моллюсков сложное строение, снаружи они покрыты раковиной, внутри находится мантия и мантийная полость. Голова, туловища и нога - основные части моллюска. В мантийной полости расположены органы моллюска).
Дыхание различается у наземных моллюсков – легкие, у водных – жабры. Есть фильтрующие моллюски | Кровеносная система незамкнутая. Есть сердце Пищеварительная система представлена ротовой полостью с теркой (кроме двустворчатых) —глотка—пищевод—желудок—кишечник—анальное отверстие Нервная система разбросанного типа Органы выделения – почки Гермофродиты и раздельнополые | Есть ли самые крупные представители данного типа? Сколько живут моллюски? |
6.Физкультминутка (на фоне звучит шум моря)
- А сейчас мы с вами отдохнём.
- Каковы особенности жизнедеятельности типа Моллюски? (Живут в соленых и пресных водоемах, на суше, освоили разные типы питания – фильтраты, растительноядные, хищные)
-Ребята, сегодня мы изучили новый тип – тип Моллюски.
8. Закрепление
Выберите «Верно утверждение или неверно»
Моллюски – мягкотелые животные, обитающие в соленой и пресной воде, суше (+)
У моллюсков различают головогрудь, ногу (-)
Тело покрыто раковиной (+)
Мантийная полость – пространство, находящаяся между мантией и телом, в которой расположены органы дыхания и химического чувства (+)
Дыхание у моллюсков осуществляется через поверхность тела (-)
Кровеносная система замкнутая (-)
Органами выделения являются почки (+)
Нервная система разбросанного типа (+)
Пищеварительная система представлена ротовой полостью, теркой, глотка, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие (+)
Все моллюски – раздельнополые (-)
Ответы выведены на слайд. Происходит самопроверка
9.Рефлексия
Возвращаемся к нашей таблице, с которой вы работами в течение урока. Давайте сделаем вывод, что же нового вы узнали сегодня на уроке. (Учащиеся зачитывают информацию)
Знал | Хочу знать | Узнал |
раковина, живут в воде и на земле, скользкие | 1.изучить особенности внешнего строения моллюсков 2.изучить особенности внутреннего строения моллюсков 2.узнать об жизни и интересных фактах данного типа | тело состоит из головы (кроме двустворчатых), туловища и ноги. Тело имеет мантию. раковина состоит из 3 слоев: внешнего, фарфорового и внутреннего. Нервная система разбросанно-узлового типа. кровеносная система незамкнутая. органы дыхания – жабры у водных, легкие – у наземных видов. выделительная система- почки. гермафродиты и раздельнополые |
9. Итог урока. Домашнее задание
Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся за работу на уроке.
§ 11. Творческое задание(на выбор): 1) подготовить кроссворд по изученной теме; 2) изготовить наглядное пособие внешнего строения моллюска с обозначением частей тела
Вы сегодня замечательно работали на уроке! Хочу отметить вашу активность, ваши ответы.. За ваши ответы на уроке я хотел бы оценить учащихся следующими оценками… Благодарю вас за вашу работу!
Наш урок закончен, спасибо за внимание…
Приложение к открытому уроку на тему «Тип Моллюски. Общая характеристика»
Приложение 1. Таблица «Внутреннее строение кольчецов»
Пищеварительная система | |
Органы дыхания | |
Кровеносная система | |
Нервная система | |
Выделительная система | |
Органы чувств | |
Размножение | |
Пищеварительная система | |
Органы дыхания | |
Кровеносная система | |
Нервная система | |
Выделительная система | |
Органы чувств | |
Размножение | |
Приложение 2. Таблица ЗХУ
Лабораторная работа №4
"Особенности строения и жизни моллюсков"
№ п/п | Ход работы | Отметки |
1 | Моллюсков разделить на группы брюхоногие и двустворчатые Тело моллюсков состоит из: | Голова (кроме двустворчатых), туловище, нога |
2 | У брюхоногих отметить: наличие или отсутствие симметрии Различаются ли по форме, окраске, строению | Ассиметрия Различаются |
3 | У двустворчатых отметить: сколько слоев имеет раковина перечислите слои раковин посчитать число годичных колец | Три Наружный, фарфоровый слой, внутренний |
4 | Рассмотреть живых моллюсков. Определить класс. Обратить внимание на характер перемещения моллюсков по стеклу и бумаге. Какой след остается? Пронаблюдать за моллюском, ползающим по стеклу, глядя на стекло с другой стороны | Брюхоногие Медленно, выделяется слизь Перемещается медленнее по бумаге, с трудом перемещается Очищает стекло |
5 | Изучить реакции моллюсков на различные раздражители: | Одинаково, втягивает раковину |
6 | Взять моллюска в руки. Какая его реакция на ваши действия | Втягивается |
Приложение 4. Выберите верно утверждение или неверно
Моллюски – мягкотелые животные, обитающие в соленой и пресной воде, суше
У моллюсков различают головогрудь, ногу
Тело покрыто раковиной
Мантийная полость – полость, находящаяся между мантией и телом, в которой расположены органы дыхания и химического чувства
Дыхание у моллюсков осуществляется через поверхность тела
Кровеносная система замкнутая
Органами выделения являются почки
Нервная система разбросанного типа
Пищеварительная система представлена ротовой полостью, теркой, глотка, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие
Все моллюски – раздельнополые
Ответы выведены на слайд. Происходит самопроверка
Приложение 4. Выберите верно утверждение или неверно
Моллюски – мягкотелые животные, обитающие в соленой и пресной воде, суше
У моллюсков различают головогрудь, ногу
Тело покрыто раковиной
Мантийная полость – полость, находящаяся между мантией и телом, в которой расположены органы дыхания и химического чувства
Дыхание у моллюсков осуществляется через поверхность тела
Кровеносная система замкнутая
Органами выделения являются почки
Нервная система разбросанного типа
Пищеварительная система представлена ротовой полостью, теркой, глотка, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие
Все моллюски – раздельнополые
Ответы выведены на слайд. Происходит самопроверка