СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по биологии на тему " Приспособленность организма и ее характер " 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель: Существование  миллионов видов живых организмов на нашей планете вызывает восхищение. Потресает еще и тот факт что каждый организм независимо от сложности его уровня организации оптимально устроен для жизни конкретных условый среды.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по биологии на тему " Приспособленность организма и ее характер " 9 класс»


Конспект открытого урока по биологии для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее характер"

Цели:

Общая дидактическая цель: Создать условия для формирования знаний об адаптации организмов, ее формах, характере, результатах.

1. Сформировать у учащихся знания об различных адаптациях как результате эволюционного процесса.

2. Способствовать развитию умений и навыков работать с разными источниками информации, анализировать, обобщать, критически осмысливать полученную информацию, сопоставлять увиденное и услышанное на уроке, уметь определять по описанию форму адаптации.

3.Способствовать формированию научного мировоззрения, познавательного интереса, коммуникативных навыков.

Задачи: 

1. Учащиеся должны усвоить понятия "адаптация, относительность адаптаций", знать механизм выработки адаптаций, иметь представление о предостерегающей, покровительственной окраске, мимикрии, морфологических, физиологических и поведенческих адаптациях живых организмов.

2. Учащиеся должны уметь самостоятельно прорабатывать учебный материал, использовать дополнительную информацию из разных источников, определять адаптивные признаки на природных объектах, рисунках, давать аргументированный ответ.

Оборудование: 

Образовательные маршруты, 

Учебник, справочники, дидактические пособия.

Презентация "Приспособленность организмов и её относительность», 

мультимедийная система.

Тип урока: изучение новых знаний.

Структура урока:


  1. Орг. момент.


  2. Целеполагание.


  3. Актуализация знаний. 


  4. Введение в тему. Изучение нового материала. Работа с источниками.


  5. Обобщение учебного материала.


  6. Закрепление.


  7. Домашнее задание. Рефлексия.


Ход занятия:

Эпиграф урока: «Полны чудес неистощимых

Природы вечные дела!»… И. Аксаков


  1. Орг. Момент.


  2. Целеполагание.


  3. Актуализация знаний.


Учитель: Существование миллионов видов живых организмов на нашей планете вызывает восхищение. Потрясает еще и тот факт, что каждый организм, независимо от сложности его уровня организации, оптимально устроен для жизни в конкретных условиях среды. Изучение главных факторов эволюции, позволяет объяснить этот феномен, появления новых форм живых организмов в изменяющихся условиях среды. Основные заслуги в объяснении возникновения адаптаций организмов принадлежат Чарльзу Роберту Дарвину. 

- Что такое эволюция?

- Каковы движущие силы эволюции?

- Что знаете вы по данной теме?

Ответы учащихся.

4. Введение в тему.

Учитель: В природе существует несоответствие между способностью организмов к неограниченному размножению и ограниченностью ресурсов. Это является причиной…?

Ответы учащихся. 

Учитель: В борьбе за существование выживают особи наиболее сильные или приспособленные к условиям окружающей среды?

Ответы учащихся.

Учитель: Итак, одним из результатов естественного отбора можно назвать развитие у всех живых организмов адаптаций - приспособлений к среде обитания, т.е. приспособленность - результат действия естественного отбора в данных условиях существования.

Сообщение темы урока.

Обобщение целей учителем. Сегодня мы, познакомимся с разнообразием и относительностью приспособлений организмов к условиям среды, постараемся узнать механизм появления адаптаций.

^ ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА 

4.1. Работа с разными источниками учебной информации, поиск определения приспособленности, сопоставление с собственным определением. Запись в листе (Слайд).

Подумайте и попытайтесь сформулировать, в чем заключается сущность приспособленности к условиям среды обитания?

Приспособленность организмов или адаптации (от латинского adaptatio - приспособление) - совокупность особенностей строения, физиологических процессов и поведения, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определенных условиях окружающей среды.

4.2. Классификация адаптаций. 

Учитель: На сегодняшний день вопрос о классификации адаптаций - один из нерешенных в эволюционном учении. Существуют следующие классификации адаптаций: 

1) пассивные и активные адаптации;

2) морфологические, физиологические, поведенческие (этологические) адаптации;

3) сложные и простые адаптации;

4) устойчивые и неустойчивые;

Невозможно дать полное их описание. Мы попробуем выявить только некоторые типы защитных приспособлений у животных и растений. 

4.3. Многообразие адаптаций.

Задание: используя разные источники информации, определите формы приспособленности, назовите их. /Ответы учащихся/

^ 1) Покровительственная окраска тела:

Покровительственная окраска - такой вид окраски, при которой животные становятся незаметными на фоне окружающей среды. В природе распространены 3 вида покровительственной окраски: (слайд).

1. Окраска, скрадывающая противотень. У некоторых животных происходит быстрое (в течение нескольких минут) приспособительное изменение окраски тела, что достигается перераспределением пигментов в хроматофорах покровов тела (камбала, хамелеон). 

Велика роль окраски в сезонно меняющихся условиях (белая окраска животных зимой в средних и высоких широтах делает их незаметными на снегу, как это бывает у песца, зайца, горностая, белой куропатки). 

2. Криптическая окраска - это окраска, характерная для организмов, обитающих в определенной природной зоне, например, в пустыне - это желтая окраска, в лесу – зеленая.

3. Расчленяющая окраска создается чередованием на теле темных и светлых пятен. Например, зебры и тигры плохо видны на расстоянии 50-70 метров на открытой местности из-за совпадения полос на теле чередованием тени и света в окружающей местности.

^ 2. Предостерегающая окраска:

Очень яркая, характерна для ядовитых и жалящих форм (осы, шмели, божья коровка, гремучие змеи). Часто сочетается с демонстративным отпугивающим поведением.

3. Маскировка: форма тела и окраска сливаются с окружающими предметами (слайд). /Морской конек, палочники, гусеницы некоторых бабочек/.

4. Мимикрия

сходство в окраске, форме тела незащищенных организмов с защищенными (крапива двудомная и яснотка белая, муха - осовидка, уж, цветки львиного зева похожи на шмелей - насекомые пытаются завязать брачные отношения, что способствует опылению). Подражатели никогда не превосходят численностью вид-оригинал. Иначе предупреждающая окраска потеряет смысл (Слайд).

^ 5. Поведенческие адаптации (изменения поведения в тех или иных условиях). 


  • забота о потомстве улучшает выживание молодых животных, повышает устойчивость их популяций.


  • образование отдельных пар в брачный период, а зимой объединение в стаи. Что облегчает пропитание и защиту (волки, многие птицы).


  • сезонные миграции (северный олень, перелетные птицы).


  • птичьи базары (кайра, тупик, чайка-маевка).


  • отпугивающее поведение (жук-бомбардир, скунс).


  • замирание, имитация ранения или смерти (опоссумы, земноводные, птицы).


  • предусмотрительное поведение: спячка, запасание корма (медведи, барсуки, белка, крот).


^ 6. Морфологические адаптации (изменения формы тела, окраски, размеров):

у северных животных увеличены размеры печени и сердца нерпа, морской заяц;

обтекаемая форма тела у рыб и птиц (кайра, тупик, гагара);

копыта широкие, ложкообразные, могут раздвигаться; волос заполнен воздухом; (северный олень, лось);

совместное гнездование гусей и хищных птиц (гусь-гуменник и канюк);

перепонки между пальцами у водоплавающих животных ;

густой шерстный покров, оперение, белая окраска зимой у северных обитателей (песец, заяц, куропатка, горностай);

плоское тело у придонных рыб; 

стелящаяся и подушкообразная форма у растений в северных широтах и высокогорных районах. 

^ 7. Физиологические адаптации:

Приспособленность процессов жизнедеятельности к условиям обитания, направленная на сохранение постоянства внутренней среды организма - гомеостаза. 

накопление жира пустынными животными перед наступлением засушливого сезона (верблюд)

способность морских зверей подолгу находиться под водой благодаря дыханию (легкие крупнее, в крови больше гемоглобина, запас кислорода в миоглобине) китообразные и ластоногие 

смена пищи в зависимости от сезона (летом - листья, цветки, ягоды /вороника, брусника, голубика), зимой - веточный корм, хвоя сосны, хвоя ели, можжевельник, береза, почки и сережки ольхи) птицы отряда куриных: тетерев, рябчик, глухарь, куропатка

расположение вен вблизи артерий "чудесное сплетение" (обогрев венозной крови в лапах у волка)

изменение обмена веществ (способность зимой обходиться без пищи до 40 дней, используя жировой слой) у полярной совы.

железы, избавляющие от избытка солей у рептилий и птиц, обитающих у моря. 

восковой налёт на листьях брусники, голубики. 

для сохранения влаги листья багульника, вереска свёрнуты в трубочку.

состояние частичного или полного анабиоза. 

Спасибо за ответы. Сформулируйте вывод, ответьте на вопрос:

Каково значение приспособлений?

Вывод: Разные виды адаптаций помогают организмам выживать и оставлять плодовитое потомство.

Итак, вы узнали о некоторых приспособлениях организмов к различным условиям обитания.

?Учитель: От чего зависит формирование того или иного приспособления?

Ответ: от действия факторов окружающей среды.

^ Механизм возникновения адаптаций.

Возникает вопрос, как образуются приспособления? Попробуем объяснить образование густой шерсти у песца с точки зрения К. Линнея, Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина.

Задание. Какое объяснение более реально? Попробуйте описать механизм возникновения приспособлений (Слайд).

Задание: работая с текстом, определите какой характер имеют адаптации?

ОтветОтносительный характер.

Вывод: Не существует идеальных приспособлений. Ч.Дарвин подчеркивал, что все приспособления, сколько бы совершенными они ни были, носят относительный характер. Естественный отбор формирует приспособление к конкретным условиям существования (в данное время и в данном месте), а не ко всем возможным условиям среды. Пример: заяц (зимой и летом), незаметный для хищников на снегу, хорошо заметен на фоне стволов деревьев. Ночные бабочки собирают нектар со светлых цветков и летят на огонь, хотя гибнут при этом; ядовитых змей поедают мангусты, ежи. Если кактус обильно поливать - он погибнет.

5. Обобщение

Таким образом, приспособленность - это относительная целесообразность строения и функций организма, являющаяся результатом естественного отбора, устраняющего неприспособленных к данным условиям существования особей.

Давайте посмотрим на слайдах разные формы адаптаций, а затем вернемся к словам И.Аксакова. Как вы их понимаете?

6. Закрепление

Прочитайте примеры и определите форму приспособленности.

Как вы понимаете слова Грассэ?

7. Домашнее задание.

1. Подготовить кроссворд по теме "Приспособленность организмов".

2. Составьте синквейн.

Итог. Рефлексия. Оценки.

Что узнали на уроке?

Что запомнилось на уроке? 

- Что еще хотите узнать?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей