СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по биологии "Строение головного мозга"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель и задачи урока:

  1. Образовательная: создать условия для усвоения знаний об особенностях строения головного мозга, функций его основных отделов;
  2. Развивающая:
  • продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся на примерах выступлений, обобщений, группового обсуждения;
  • способствовать развитию таких психо-физиологических особенностей, как внимание, память, мышление;
  • способствовать развитию у учащихся умений работать с текстом учебника, структурировать информацию, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль своей деятельности;
  1. Воспитательная: содействовать осознанию учащимися изучаемого материала, сплочение коллектива класса, формирование здорового образа жизни.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по биологии "Строение головного мозга"»

Цель и задачи урока:

  1. Образовательная: создать условия для усвоения знаний об особенностях строения головного мозга, функций его основных отделов;

  2. Развивающая:

  • продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся на примерах выступлений, обобщений, группового обсуждения;

  • способствовать развитию таких психо-физиологических особенностей, как внимание, память, мышление;

  • способствовать развитию у учащихся умений работать с текстом учебника, структурировать информацию, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль своей деятельности;

  1. Воспитательная: содействовать осознанию учащимися изучаемого материала, сплочение коллектива класса, формирование здорового образа жизни.

Планируемый результат:

- учащиеся знают терминологию по теме;

- умеют распознавать на таблицах и моделях основные отделы головного мозга;

- познакомились с функциями основных отделов головного мозга

Формы работы: групповая, фронтальная

Методы: проблемно-поисковый, дедуктивный (от общего к частному)

Средства обучения: тетради, учебники. дополнительные материалы, муляжи, таблицы, схемы.

Главным этапом урока является этап « Изучение нового материала», который реализуется через совместную групповую работу.

Считаю, что время, отведенное на каждом этапе распределено и использовано рационально, «связки» между этапами урока являются логическими.

Отбор ТСО, наглядных пособий исходил из возможностей кабинета биологии, не хватало наглядностей в виде мультимедийных презентаций и т.д.

На уроке создается психологически комфортная обстановка, доброжелательные взаимоотношения между учащимися, и учащимися и учителем, который выступает в роли консультанта.

Информационная карта урока

Целеполагание для ученика

Целеполагание для учителя

Уметь сравнивать строение и функции отделов головного мозга и делать выводы на основе сравнения

Проанализировать определения понятия головной мозг, сопоставить их и выделить основное

Помочь обобщить знания предыдущих разделов курса о строении нервной системы

Познакомить учащихся с различными формулировками понятия головной мозг

Изучить внешнее строение головного мозга

Организовать самостоятельное выявление учащимися материала о внешнем строении головного мозга

Уметь распознавать на таблицах и моделях основные отделы головного мозга

Познакомить со строением и функциями отделов, образующих головной мозг 

Научить различать отделы головного мозга

Организовать практическую работу для изучения строения и функций отделов головного мозга

Разработать и представить учащимся развивающие задания для усвоения и диагностики учебной информации

Этапы и формы проведения урока

Этап урока

Формы проведения

Изучение этапов развития головного мозга

беседа

Определение понятия “головной мозг”

Коллективная работа на единую цель

Изучение внешнего строения головного мозга

Усвоение нового материала через сравнение объектов, просмотр материалов с предъявлением задания после просмотра

Изучение функций отделов головного мозга

Самостоятельная работа с последующим обсуждением




Конспект урока биологии в 8 классе (45 минут)

Тема: « Строение и функции головного мозга»

«Мозг - самое совершенное и сложное создание земной природы»

И.П.Павлов

Цель и задачи урока:

  1. Образовательная: создать условия для усвоения знаний об особенностях строения головного мозга, функций его основных отделов;

  2. Развивающая:

  • продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся на примерах выступлений, обобщений, группового обсуждения;

  • способствовать развитию таких психо-физиологических особенностей, как внимание, память, мышление;

  • способствовать развитию у учащихся умений работать с текстом учебника, структурировать информацию, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль своей деятельности;

  1. Воспитательная: содействовать осознанию учащимися изучаемого материала, сплочение коллектива класса, формирование здорового образа жизни.




Тип урока: комбинированный, с использованием методики критического мышления.




Оборудование: таблицы, схемы, модели головного мозга, раздаточный материал.




В ходе урока учащиеся работают группами:

  1. Группа экспертов-физиологов продолговатого мозга

  2. группа экспертов-физиологов мозжечка

  3. группа экспертов-физиологов среднего мозга

  4. группа экспертов-физиологов промежуточного мозга

  5. группа экспертов-физиологов головного мозга




Ход урока.




  1. Организационный момент (1-2 минуты): приветствие класса, отметка отсутствующих, готовность к уроку.




  1. Актуализация опорных знаний, проверка готовности к уроку и домашнего задания (6-7 минут).

Деятельность учителя

Способ и метод работы

Деятельность учащихся

– Какую систему органов мы сейчас изучаем?

– Почему она является самой сложной в изучении?

– Из каких двух отделов состоит нервная система?

– Зависит ли наша учеба и настроение от нервной системы?

Фронтальная беседа, проверка Д/З

Ответы на вопросы (с места)

– Перед началом урока мне хотелось бы, чтобы вы отразили своё сегодняшнее “минутное” настроение в листовке с первым шаблоном – кружком в виде рожицы. Изображение подскажет, как вы сейчас себя чувствуете.

Учитель знакомит с листком на парте у каждого ученика. (беседа, объяснение алгоритма действий) и обратной стороной в табличке: “что я знаю”, “что узнал”, “что хочу ещё узнать


Отложите листок в сторону, он нам еще пригодится. Сейчас мы проверим вашу работу, выполненную дома, ответ на вопрос в рубрике «Подумайте».

Фронтальный опрос, беседа. Репродуктивный метод.

Ответы с места




  1. Изучение нового материала (23-25 минут).

Деятельность учителя

Способ и метод работы

Деятельность учащихся

– Как думаете, что мы будем изучать на уроке?

– Каковы цели нашего урока?

- Зачем нам эти знания?

Обращение к ученикам, актуализация работы

– Головной мозг (формулировка целей, ответы с места )

– Перед нами на парте листок нашего настроения, но там ещё есть табличка с информацией: “что я знаю по теме”, “что хочу знать”, “что узнал(а)” заполняем I и II графы этой таблицы

Обращение к листку на карте

Инструктаж заполнения I и II графы

Заполняют, кроме III части “что узнал(а)”

Актуализация опорных знаний: данные об особенностях мозга известных людей (учащиеся). Интересные факты о головном мозге:

Головной мозг располагается в мозговой части черепа. Он покрыт тремя оболочками: снаружи – твердой мозговой, которая сращена с надкостницей черепа. Непосредственно к ткани мозга прилегает мягкая мозговая оболочка. Между ними находится паутинная оболочка. Головной мозг активно снабжается кровью: ежеминутно через сосуды мозга протекает 3\4 литра крови, общая длина сосудов мозга составляет 560 км.

Непосредственной связи между умственного развития и массой головного мозга не существует: Тургенев И.С. – имел массу 2012 г, Бехтерев В.М. – 1720г, Павлов И.П. – 1653г, Менделеев Д.И. – 1571г, (больше средней нормы), В.И. Ленин- 1340 г., а у А.Франса – 1017г. (меньше средней нормы). У Луи Пастера не работала половина переднего мозга, как показало вскрытие после перенесенных болезней. Самый тяжелый мозг – 2850г оказался у идиота. Однако есть и предел массы головного мозга, ниже которого умственные способности резко падают. У взрослого мужчины она равна 1000г, а для взрослой женщины -900г. Масса головного мозга у взрослого человека колеблется от 1100 до 2000 г. Обычно масса головного мозга у женщин несколько меньше, чем у мужчины, это различие обусловлено разной массой их тел.

  • Число нейронов в мозге – 14 млрд.

  • Число нейронов в коре больших полушарий – 12 млрд.

  • Длина нервных волокон в переднем мозге – 500 тыс.км.

  • Поверхность коры – 2000-2500 кв.см.

- Давайте вспомним из курса «Многообразие живых организмов» из каких отделов состоит головной мозг (ствол: продолговатый мозг, промежуточный и средний мозг, мозжечок и передний мозг)

Головной мозг состоит из 5 главных отделов:

  • Работа в группах по определению строения и функций головного мозга

1,2,3,4 группы работают по учебнику и заполняют таблицу по своему отделу головного мозга (10 минут):

Отдел головного мозга

строение

функции







5группа отвечает на вопросы:

  • Где располагается головной мозг. (В полости черепа)

  • какую роль выполняет черепная коробка. (Кости черепа выполняют защитную функцию нежного, хрупкого головного мозга)

  • а как вы думаете, достаточно ли одной черепной коробки. (Нет, недостаточно)

  • В повседневной жизни вы много двигаетесь, развиваетесь, падаете, а головной мозг не касается стенок черепа. Что способствует этому? Что является амортизатором в данном случае? (в головном - черепно-мозговая жидкость)

  • головной мозг находится под надежной защитой различных видов соединительной ткани.

  • Представление результата работы в группах- запись основного в тетрадь (на каждую группу 3-4 минуты)

Продолжение таблицы

Деятельность учителя

Способ и метод работы

Деятельность учащихся

Начнем мы свое знакомство с результатами работы группы № 5, которые представят общую информацию о строении головного мозга

Представление результатов работы группы

 Учащиеся слушают, записывают основное в тетради

Итак, давайте работать и изучать отделы головного мозга по – порядку. Первый – продолговатый мозг. Он является продолжением спинного мозга, длинна его всего 3 см, но там имеются жизненно важные центры: дыхания, работы сердца, пищеварения, глотания.

Представление результатов работы группы

Учащиеся слушают, записывают основное в тетради (таблица)

Второй по нашему плану изучения головного мозга – мозжечок. Он располагается позади продолговатого мозга и моста, имеет два полушария и множество складок. Его главная функция – координация движений и ориентировка туловища в пространстве.

Представление результатов работы группы

 Учащиеся слушают, записывают основное в тетради (таблица)

– Почему нельзя управлять транспортным средством даже после стакана пива?

 

– Нарушается ощущение реальности, можно совершить ДТП.

Рефлексы другого отдела головного мозга, среднего, мы ощущаем также постоянно. Средний мозг- образован белым веществом, внутри ядра серого вещества. Он участвует в регуляции мышечного тонуса и позы тела, в нем проходят дуги ориентировочных рефлексов.



Это рефлексы ориентировочные. Представьте на мгновение, что в дверь кто-то постучал и ее открыли. У всех, я уверена в этом, голова повернется на этот раздражитель. И не важно, что здесь изучают очень трудную тему всей биологии 8-го класса. Этот рефлекс важен для каждого: “а вдруг там опасность? Нужно оборонятся?”

Представление результатов работы группы

 Учащиеся слушают, записывают основное в тетради (таблица)

4 отдел головного мозга: Промежуточный мозг- состоит из таламуса и гипоталамуса и располагается на границе с большими полушариями головного мозга. Сверху к промежуточному мозгу прилегает эпифиз, а снизу- гипофиз – железы внутренней секреции.

Таламус- регулирует и координирует проявление эмоций, а также является центром всех видов чувствительности кроме обонятельного и центр, регулирующий температуру тела, обмен жиров и давление крови.

Гипоталамус- главный центр регуляции вегетативной нервной системы. Обеспечивающий согласованную работу внутренних органов, постоянство внутренней среды и регулирующий обмен веществ в организме.

Представление результатов работы группы

 Учащиеся слушают, записывают основное в тетради (таблица)

– Наш урок близится к завершению. Хотелось бы выслушать еще одного эксперта – физиолога в области гигиены нервной системы, который познакомит вас с памяткой.

 

Выступление ученицы 8 а класса, по вопросу гигиены нервной системы

Гигиена нервной системы. Памятка для тех, кто заботиться о своем здоровье (см. приложение)



  1. Рефлексия (2-3 минуты)

– Спасибо всем за участие в уроке, у нас остался последний этап этого урока – а сейчас я предлагаю заполнить на листочке графу “что я узнал (а) на уроке”


Ученики заполняют в листочке графу “что я узнал (а) на уроке”

Домашнее задание (1-2 минуты)

– Комментарий по домашнему заданию

 

Записывают Д/з с доски:





  1. Подведение итогов урока (1 минута)

«Мозг человека-самый сложный объект Вселенной, чем больше мы понимаем как он устроен, тем лучше мы можем заботиться о нем» слова академика Владимира Михайловича Бехтерева (русский психиатр, невропатолог, физиолог»



























МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Османюртовская СОШ»


368039 РД, с.Османюрт ул. Дружбы 5, тел. 8 (938)207-77-73 эл.адресosmanurtschool@yandex.ru

______ «____»_____________________20____г.


Отзыв

Об открытом уроке «Строение головного мозга »,

разработанного и проведённого учителем биологии МКОУ «Османюртовская СОШ» Матаевой Эльмиры Мухтаровны.



Урок Матаевой Эльмиры Мухтаровны учителя биологии , организован и проведен на достаточно высоком профессиональном уровне.

По своему типу урок изучения нового материала с элементами систематизации и обобщения материала.

Все этапы урока четко спланированы и выдержаны. Стиль урока доброжелательный, создающий творческую атмосферу делового сотрудничества.

Актуализация базовых знаний была осуществлена с помощью таким форм работы как фронтальная работа по вопросам теоретического материала и индивидуальная работа по карточкам.

На протяжении всего урока учитель использовал мультимедийную презентацию, что позволило сэкономить время урока в ходе объяснения нового материала, а так же при первичном закреплении материала. Елена Сергеевна использовала готовый рисунок параболы построения параболы по заданному алгоритму.

В процессе урока была проведена физкультминутка для снятия усталости и одновременного закрепления знаний по расположения параболы в системе координат.

Подведение итогов урока показал, что дети хорошо усвоили материал по данной теме.

Урок Эльмиры Мухтаровны является инновационным, интересным, познавательным, показал что учитель в своей работе активно применяет элементы информационно-коммуникативной, здоровьсберегающей, личностно-ориентированной технологий.

Формы и методы соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям учащихся.



















Директор МКОУ"Османюртовская СОШ" Абдулкеримова Я.М.































МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Османюртовская СОШ»


368039 РД, с.Османюрт ул. Дружбы 5, тел. 8 (938)207-77-73 эл.адресosmanurtschool@yandex.ru

______ «____»_____________________20____г.


Отзыв

Об открытом уроке «Строение головного мозга »,

разработанного и проведённого учителем биологии МКОУ «Османюртовская СОШ» Матаевой Эльмиры Мухтаровны.




Критерии

Баллы

1

Цели занятия, его план были открыты обучающимся, конкретны и побудительныдля них

4

2

Замысел занятия реализован

4

3

Содержание урока оптимально (научно, доступно)

3

4

Проблемный характер изложения учебного материала

3

5

Обучающиеся имели возможность выбора форм и средств работы, вариантов представления результатов

2

6

Были созданы условия для актуализации опыта обучающихся, их личностного общения

4

7

Занятие способствовало формированию ключевых компетенций:


в предметной области

4


в области информационных технологий

4


в проектно-аналитической деятельности

3


в исследовательской деятельности

3


в плане продолжения образования и эффективного самообразования

4

8

Занятие способствовало развитию качеств личности:


коммуникативность, способность к эффективному общению, регулированию конфликтов

4


критическое мышление

3


креативность, установка на творчество

3


самостоятельность и ответственность

4


рефлексивность, способность к самооценке и самоанализу

4


толерантность, уважение к межкультурным и прочим различиям

3

9

Занятие способствовало расширению общекультурного кругозора

4

10

Занятие помогло обучающимся в ценностно-смысловом самоопределении

4

11

Обучающиеся получили помощь в решении значимых для них проблем

2

12

Педагог сумел заинтересовать обучающихся, владел аудиторией

4

13

Комфортность образовательной среды: материально-техническое обеспечение, удобство расстановки рабочих мест

3

14

Качество методического обеспечения (пособия, раздаточные материалы, материалы на электронных носителях и пр.) методы обучения и контроля адекватны возможностям обучающихся

2

15

Психологическая комфортность: благоприятный климат (доброжелательность, личностно-гуманное отношение к обучающимся)

3

16

Партнерский стиль отношений педагога и обучающихся

4




Всего баллов:

85



Вывод: положительный



Директор МКОУ"Османюртовская СОШ" Абдулкеримова Я.М.



Предлагается оценить каждую из позиций по следующей шкале:

  1. Достигнуто в высокой степени 4 балла

  2. Достигнуто почти в полной мере 3 балла

  3. Достигнуто частично 2 балл

  4. Достигнуто в малой степени 1 балл

  5. Не достигнуто (или не входило в цели) 0 балл

Вывод:

  • от 60 до 80 баллов - отзыв положительный

свыше 80 баллов - отзыв положительный, рекомендую тиражирование.