СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по ДПИ

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Городецкая роспись очень распространнена на сегодняшний день и славится своими мативами и сюжетами.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по ДПИ»

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ - История возникновения

Городец - один из малых исторических городов России, древнейший город Нижегородского края. Он стоит на высоком левом берегу Волги, в 60 км вверх по реке от Нижнего Новгорода. За века он пережил периоды расцвета и упадка, славы и забвения. Городец был городом честолюбивых князей и талантливых мастеров, городом суровых старообрядцев и предприимчивых купцов . Но особую известность городу принес местный промысел – городецкая роспись. Возникновение городецкой росписи связано с производством деревянных прялочных донец в деревнях, расположенных вблизи Городца, на берегах чистой и светлой речки Узоры.  производством деревянных прялочных донец в деревнях, расположенных вблизи Городца, на берегах чистой и светлой речки Узоры.

Городецкая роспись по дереву – знаменитый народный промысел Нижегородского края. 
Он получил развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях близ Городца. 
Жители окрестных деревень слыли искусными ремесленниками, среди которых были кузнецы, ткачи, красильщики, резчики, плотники и столяры. 
Леса в Заволжье было много, и он давал много дешёвого материала, из которого делали всё: от детских игрушек до предметов мебели. 

Господствующий цвет городецких росписей ярко-желтый хром или киноварь (ярко-красная краска). Синий, зеленый и иногда «разбеленные» тона (розовый, голубой) используются для написания узора, черный и белый – для проработки деталей В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (розана, купавки) и выработали определенные правила.

- Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка — голубым. Этот этап называют «подмалевка».

- Следующий этап называют «теневка», т.к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка

- Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. 
Особой известностью пользовались городецкие прялки, которые в большом количестве продавались на Нижегородской ярмарке и расходились по всей России. Их с удовольствием покупали благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. 
После окончания работы такими донцами хозяйки украшали стены вместо картин. 
Вскоре такой росписью стали украшать не только прялки, но и многие предметы народного быта: стульчики, лукошки, короба, солонки и игрушки. 
Городецкая роспись своеобразна по своей манере, поэтому спутать её достаточно трудно. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы и ромашки. 

Сюжеты городецких изделий имели своеобразный неповторимый сюжет. Мастера изображали прогулки кавалеров с дамами, всадников на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колоннами, высокими окнами, пышными занавесками, настенными часами.
Но встречались и сцены из простой жизни: охотники в лесу, пряхи за работой, строительство дома. 
Веселье в городце показано сдержано, но за внешней бесстрастностью персонажей угадывается много разнообразных чувств. И передаются они одним движением кисточки по белым замалевкам лиц. 
Одной капелькой можно показать, как мужчина искоса наблюдает за своей избранницей. 
На каретах изображают и четыре колеса, а можно и два, пытаясь минимальными средствами добиться выразительности. 
Среди обилия деревянной продукции, выпускаемой заволжскими мастерами, более всего были известны городецкие прялки, продававшиеся на ярмарках и расходившиеся затем по всей России. Именно с них и получила распространение знаменитая городецкая роспись. 
Обычно деревянные изделия вытесывались из целикового деревянного массива. Изделие было расписным, и в то время, когда с ним не работали, оно вешалось на стену, как картина. До этого предмет украшали инкрустацией, но живопись благодаря своей простоте и меньшей трудоемкости, ее вытеснила. 
Раньше городецкая роспись делалась яичными красками, которые ложились на изделие большими цветовыми пятнами, без предварительного контура. 
Рисунок наносился свободными мазками с графической обводкой чёрного или белого цвета. Преобладали синие, красные, белые и чёрные цвета. 
В наши дни мастера используют масляную краску, что расширило цветовую гамму. 
Но мотивы и технология городецкой росписи остались прежними.
Современные художники, как и прежде, расписывают всевозможные деревянные изделия: шкатулки, ларцы, декоративные панно, шкафчики, полочки, хлебницы, солонки, игрушки и мебель. 
Период 1870-1900 гг., связанный с общим бурным развитием промысловой деятельности жителей лесного Заволжья знаменуется окончательным сложением стиля городецкой росписи. 
Сохраняются городецкими мастерами и традиции глухой городецкой резьбы, которая в современных условиях нашла свое применение в изделиях геральдики, резных иконах и уникальных авторских работах.

Открытый урок преподавателя

декоративно-прикладного искусства Евсиковой И. А.

Тема урока: Импровизация на тему « Городецкой росписи».

Цель урока: приобщение учащихся к народным истокам через знакомство с городецкой росписью.

Задачи:

- систематизировать  полученные ранее знания о декоративно-прикладном искусстве и, в частности, о народных промыслах;

- дать представление учащимся о промысле городецкой росписи;

- познакомить с технологией выполнения мотивов городецкой росписи;

- расписать композицию из мотивов городецкой росписи на готовых изделиях.

Материал:

Для детей:

Краски гуашевые, кисти, палитра, баночка для воды, бумага (черновик), готовые изделия (распечатка) – на выбор.

Наглядность:

Готовые изделия.


Ход урока.

Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Что вы видите? ( Ответы детей: - Доски расписанные городецкой росписью.; - Шкатулки расписанные городецкой росписью и т. д. Ребята, примерно такую картину вы могли бы увидеть в любом доме Нижегородской губернии примерно 130 лет тому назад.

Объявление темы урока и постановка целей. Сегодня мы продолжим разговор о народных промыслах, начатый ранее. На прошлых занятиях вы познакомились с городецкой росписью на доске, а сегодня это знакомство мы продолжим.

 -Ребята, скажите, где возникла первоначально городецкая роспись?

(в г. Городец в 60 км от Нижнего Новгорода)

-Кем был основан г. Городец? (князем Юрием Долгоруким)

-Молодцы!

-А теперь посмотрите на эту красоту. Как же прекрасен мир волшебного   Городца. ( на доске изделия Городца)

-Какие изделия вы видите перед  собой?

-Из какого материала выполнены эти изделия?

-Какие цвета используют городецкие мастера при росписи изделий?

(красный, розовый, синий, голубой – для цветка;

Зеленый – для листьев;

Черный – для коней, птиц;

Белый – для оживки).

-Ребята, давайте вспомним элементы городецкой росписи.

-Какие элементы городецкой росписи вы знаете?

-Присутствуют ли элементы городецкой росписи на этих работах?

-Что больше всего любят изображать городецкие мастера?

-Что расписывали мастера?

Итак, давайте вспомним с чего надо начинать любую поэтапную работу на досточке.

- подборка эскиза разделочной доски.

- определение композиционного расположения картинки.

- делаем подмалевок или цветовое пятно.

- более темным цветом прорисовываем серединку и лепестки.

- делаем дужки у цветов.

- делаем  оживку всех элементов.

После этого учащиеся начинают самостоятельно выполнять роспись на своем листе.

Ученики берут лист с выбранным эскизом, желтую краску и закрашивают фон. Когда закрасили полностью фон, делают красками подмалевок цветов, птиц и коней. Когда на картинке все белые элементы закрашены, берут более темный цвет (темный цвет подходит к тону краски) и прорисовывают серединку и липестки, после этого делают дужки у цветов. Делают оживку всех элементов.

Итог занятия: Анализ работ.

В конце занятия выставляются работы и вместе с детьми идет анализ выполненной работы.

Так дети учатся видеть свои и чужие ошибки.


У нас вами осталось еще 5 минут, и те ребята у которых есть ошибки исправьте.