СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по экономике на тему "Экономика и ее роль в жизни общества"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

создать условия для формирования понятий об экономике и сложностях экономических отношений.

Задачи: характеризовать соотношение между жизнью общества в целом и его экономическом развитии; формировать экономическую культуру школьников.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по экономике на тему "Экономика и ее роль в жизни общества"»

  Конспект урока по обществознанию. 8 класс.

Тема: Экономика и ее роль в жизни общества.




































«Богатство – вещь, без которой можно жить счастливо,

но благосостояние - вещь, необходимая для счастья».

Н.Г.Чернышевский (1828-1889) российский мыслитель, литератор.



Класс: 8

Тема урока: «Экономика и ее роль в жизни общества».

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: создать условия для формирования понятий об экономике и сложностях экономических отношений.

Задачи: характеризовать соотношение между жизнью общества в целом и его экономическом развитии; формировать экономическую культуру школьников.

Формы и методы обучения: репродуктивный, формы – индивидуальная, фронтальная.

Основные понятия и термины: экономика, потребности, ресурсы, экономический выбор, альтернативная стоимость, блага.

1.Организационный момент. (подготовка класса к уроку).

2.Проверка домашнего задания.

1) Восстанови высказывание.

(на доске) добра, за, должен, зла, ответственность, оценивать, свое, нести, поведение, поступки. с, человек, позиции, и, свои.

(Человек должен оценивать свое поведение с позиции добра и зла, нести ответственность за свои поступки.)

Вопрос к классу: К какой сфере мы можем отнести это высказывание?

-Назовите несколько понятий, которые относятся к духовной культуре?

-Дайте определение одному из понятий.

2) Индивидуальная работа. Тест. (Приложение 1)

2. Изучение нового материала.

1. -Отгадайте загадки.

А) Люди ходят на базар:

Там дешевле весь…

Б) Как ребенка нет без мамы,

Сбыту нету без…

В) На товаре быть должна

Обязательна…

Г) В этой фирме все бывает,

Бланк сначала заполняют,

Вносят в кассу платежи

Что за фирма, подскажи?

Д) Половину от зарплаты

Называют как, ребята?

Е) Коль трудился круглый год,

Будет кругленький …


-Каким общим понятием вы можете объединить эти слова?

1. Вспомните мультфильм об антилопе и богатом радже. Сколько б золота не принесла ему антилопа, все равно было мало. Кому же из нас не хочется получить всё, что ни пожелаем, не прикладывая при этом ни малейшего труда? Вот только одна беда- исчезла в далёком детстве золотая антилопа...и осталась одна реальность, чтобы обеспечить себе достойную жизнь, надо усердно трудиться.


Я хочу пригласить вас к разговору об одной из сфер общества – экономической.

Тема нашего урока: «Экономика и ее роль в жизни общества».

.

а) (работа со словарями) Найдите в словарях, учебнике определения экономики. Стр 63

Экономика – это…

б) Запишите определение в тетрадь.

Вывод: Понятие экономика может рассматриваться как наука, как хозяйство и как сфера жизни общества.

  • Экономика – совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг.

  • Экономика – сфера деятельности людей, в которой создаются материальные и духовные ценности для удовлетворения разнообразных потребностей человека.

  • Экономика изучает экономические потребности, экономические блага, факторы производства (ресурсы, необходимые для ведения процесса производства).

- Я предлагаю вам разобраться в экономических слагаемых.

3. Потребности. Понятие блага в экономике.

Учитель: Как ни парадоксально, но жизнь человека состоит из одних проблем. У нас постоянно возникают сложности. Все время что-то человеку нужно. Ему то холодно, то жарко. Ему то хочется есть, то пить. Ему хочется как то по другому одеваться, ему хочется по другому выглядеть. Ему хочется передвигаться на новом автомобиле. Или жить в другом доме.

-Что это все такое?

Потребность – это нужда человека в чем-либо для нормальной его жизнедеятельности.

Знакомы мы с этим понятием? Составьте флешбоун. (самостоятельная работа) по маслау(Физиолог, потребность в безопасности, социальные, престижные, духовные)

Проверка у доски.

Вывод: Существует три типа потребностей, они составляют основу нашей жизни. Стр 143 из новой книги

  • Материальные.

  • Духовные.

  • Социальные.

  • Запишите их в тетрадь и приведите свои примеры на каждый вид потребностей.

Работа в парах: Перед вами перечень слов, распределите эти слова на три группы потребностей.

(еда, одежда, велосипед, компьютер, сотовый телефон, планшет, музыкальное произведение, картина художника, профессия, участие в соревнованиях, волонтерство, страница в контакте, поездка в горы, посещение храма, просмотр любимого фильма).

Проверка.

4.Учитель. Общество, как известно, постоянно развивается, и развиваются потребности человека. Потребность в какой-то конкретной вещи удовлетворить относительно легко-достаточно получить новый велосипед вместо разбитого старого. Но по мере удовлетворения одних потребностей неизбежно возникают все новые (велосипед хочется заменить на мотоцикл, машину).

-Какой можно сделать вывод?

Потребности людей безграничны.

Потребности меняются. Слайд 5. Это их общая характеристика. С течением времени или с изменением климатических условий потребности меняются. Например, для человека живущего в горах будут характерны одни потребности, а для людей живущих в пустыне совсем иные. Естественно, что меняется общество, меняется время. Но рост человеческих потребностей всегда опережает количество ресурсов. В чём здесь секрет? Давай те возьмём стандартный пример: допустим вы хотели мобильный телефон. Но приобретя его, вам хочется дополнение к нему, либо нечто новое, например, компьютер. Наши потребности не остановить.


Экономическая наука изучает эк. потребности и способы их удовлетворения.


Раб с уч-ком с 64 – знакомство с осн понятиями, запись.


Запись в тетрадь эком потребности



Учитель: О сказочной скатерти – самобранке или возможности иметь «золотую рыбку», чтобы удовлетворить наши потребности, мы можем только мечтать. Но в реальной жизни общество располагает ограниченными ресурсами. Потребности человека направлены на предметы, способные удовлетворить его желания. Чтобы сшить костюм, нужна ткань, чтобы построить дом, нужны материалы, чтобы произвести бензин, нужна нефть. Все это называется ресурсами. Ресурсы необходимы для производства благ. Рассмотрим, что экономисты понимают под термином «благо».

5.Сасмостоятельная работа с учебником стр.стр 64 запись в тетрадь



Учитель:Благо распределяется на две группы: Свободные и экономические

Свободные : это то что дала природа ( вода, свет, воздух), но они могут быть ограничены Напроимер Токио много машин , мало воздуха

Экономическте- производятся людьми различные предметы ( Мебель, книга, бытовая техника) и услуги ) парикмахер, врач, повар и.т.д)

6.Закрепление.

Впиши перечисленные термины в соответствующую графу таблицы:

Пошив одежды в ателье, вода из родника, мороженое, занятие в театральном кружке, энергия ветра, ремонт квартиры, дожди, проезд в автобусе, освещение улиц.

Экономические блага





Мы смогли обеспечить себя многими необходимыми вещами. И очень много из того, что мы создали, облегчило нашу жизнь. И это процесс создания человеческих благ не остановим, он будет продолжаться всегда. Таким образом, человеческие потребности безграничны, а ресурсы ограничены. Этот вопрос не разрешим в экономике

Ресурсы - это факторы, используемые для производства экономических благ. Под экономическими ресурсами понимаются все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг.огэ стр 68

Раб с уч-ком с 65 – 66 -познакомится с основными видами ресурсов и дать им характеристики. Зап.

Их учебника ОГЕ стр 69


Так, исходя из всего вышесказанного, сделайте вывод, какова главная задача экономики?


Задача экономики: Удовлетворение безграничных потребностей человека с помощью ограниченных ресурсов.

Проблема ограниченности ресурсов решается таким методом как их экономия. Все мы оплачиваем жилищно-коммунальные услуги. Каким ресурсами мы пользуемся? (вода, электроэнергия, тепло, газ).

Возьмем потребление воды. По мнению некоторых авторов, установка водных счетчиков экономит семейный бюджет по этой статье расходов в 4 раза.



3. Что и кто входит в структуру экономики? Что их скрепляет?


Раб с уч-ком с 67-68.Зап схему «Экономика

вопрос классу: Где же человек впервые учится разумно использовать и распределять ресурсы? (в семье)

Вывод: Проблема распределения ограниченных ресурсов – одна из основных проблем экономики.

7.Учитель. Как правильно принимать мудрые решения и правильно делать выбор, как использовать средства, чтобы получить то, что нужно. В экономике это называется экономический выбор.

Каждый день, идя в магазин, мы сталкиваемся с проблемой выбора товара хорошего качества по подходящей цене – это и естьэкономический выбор. Всем нам приходится выбирать, приобретая одну вещь, мы отказываем себе в приобретении другой. Этот выбор называется альтернатива.

Альтернативная стоимость – цена, которую нужно заплатить за сделанный выбор.

Сейчас я вам предлагаю решить жизненные задачи, которые позволят вам проверить на сколько вы можете на практике применить полученные на сегодняшнем уроке экономические знания.

Раздать материал:

  1. Мама получает 100 монет за каждый проработанный день. Что бы вы посоветовали маме: не пойти один день на работу, остаться дома и сделать стрижку своим двум сыновьям или дать им денег на парикмахерскую? Стрижка в парикмахерской стоит 40 монет?

  2. Тетрадь творческих заданий по экономике в книжном магазине около твоего дома стоит 50 р., а в книжном магазине, до которого нужно ехать на автобусе, - 30 р. В каком магазине тебе выгоднее совершить покупку, если билет на автобус стоит 7 р.?

Вывод: Экономика показывает, как общество осуществляет рациональный выбор в условиях ограниченности ресурсов для удовлетворения потребностей людей.

8.Закрепление учебного материала.

Закрепление: . Индивидуальная работа с тестами.

1) Нужда человека в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности:

А) цель

Б) средство

В) потребность

Г) производство

  1. Верны ли суждения о рациональном выборе:

А. рациональный выбор - это лучший вариант поведения с учётом доходов и расходов семьи;

Б. рациональный выбор всегда совершается в условиях ограниченности ресурсов?

А) верно только А

Б) верно только Б

В) верны оба суждения

Г) оба суждения не верны

3) К биологическим потребностям человека относят потребность в:

А) самосохранении

Б) познании себя

В) самореализации

Г) образовании


4) Польза или выгода, которую человек мог бы получить от самого лучшего из невыбранных вариантов

А) прибыль

Б) ресурсы

В) материальное благо

Г) альтернативная стоимость


5) Верны ли суждения о благах:

А. все жизненные блага человек производит сам;

Б. жизненные блага бывают предметами потребления.

А) верно только А

Б) верно только Б

В) верны оба суждения

Г) оба суждения не верны


6) Экономическая ограниченность - это проблема, которая

А) никогда не возникает у богатых людей

Б) существует только в экономически неразвитых странах

В) имеется только у малоимущих слоев населения

Г) возникает у всех людей и обществ


7) Впишите недостающую составляющую (элемент) в данную формулу: участниками экономических отношений являются: семья, предприятие и .......


Слайд 10. Ответы на тест: 1в,2в, 3а, 4г, 5б, 6г, 7 государство


Рефлексия.

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. урок дал мне для жизни…


Итог урока. Домашнее задание. Прочитайте § 9

Задание на выбор:1) разработать в виде листовки предложения экономии бюджета вашей семьи за счет рационального потребления услуг ЖКХ (использовать дополнительный материал, счета на оплату услуг ЖКХ и др.);

2) написать эссе по теме эпиграфа урока.





Давайте вспомним, о чем мы говорили на уроке.

9. Итог. Выставление оценок.

10. Домашнее задание. П.17, объясни, как ты понимаешь слова Н.Г.Чернышевского «Богатство – вещь, без которой можно жить счастливо, но благосостояние – вещь, необходимая для счастья».