Тема | Деление с остатком . |
Тип урока | Урок-объяснение нового материал , обобщения и систематизации знаний. |
Цель урока | рассмотреть случаи деления многозначных чисел с остатком; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи; развивать умение обобщать и делать выводы. |
Задачи | Образовательные – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьниками умения учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию; Вывести алгоритм деления многозначного числа на многозначное с остатком; закреплять умения делать проверку деления умножением; тренировать вычислительные навыки; анализировать и решать текстовые задачи. Определить содержательные рамки урока: умножение и деление многозначных чисел на многозначное и однозначное число число. Развивающие – развитие универсальных учебных действий, как психологической составляющей фундаментального ядра, наряду с традиционным изложением предметного содержания учебного материала; продолжить развитие умений и навыков сравнительного анализа, самостоятельной работы. Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения. Воспитательные – развивать коммуникативные способности учащихся, их умения аргументировано обосновывать свои ответы, уместно используя математические понятия. Воспитывать личность через взаимодействие в коллективе, обучать самоанализу. |
Умения | Предметные: Научиться записывать и читать примеры на деление, на деление с остатком. Универсальные учебные действия Регулятивные: Уметь находить и исправлять свои ошибки. Познавательные: Совершенствование навыка решения задач и примеров, умение отбирать нужную информацию. Коммуникативные: Формирование конструктивных способов взаимодействия в группе и в парах. Личностные Проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи своему соседу по парте. |
Планируемые результаты | Предметные знают алгоритм письменного деления многозначных чисел на однозначные. узнают алгоритм письменного деления на многозначные числа. умеют делить многозначные числа на однозначные письменным способом. Метапредметные: • умеют ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы. • умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Личностные: • умеют сотрудничать с учителем и сверстниками. |
Основное содержание темы
Термины и понятия | Актуализация знания о делении многозначного числа. Освоение письменного деления многозначного числа на однозначное и многозначное, значение, которого с остатком. Алгоритм письменного деления многозначных чисел, делимое, делитель, значение выражения, метод подбора, пробная цифра, частное. |
Ресурсы | Учебник И.И. Зубарева |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, в парах |
Технология проведения | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Диагностирующие задания каждого этапа |
I этап. Мотивация к деятельности (самоопределение) Цель: мотивировать учащихся на изучение темы «Деление с остатком ». Формируемые УУД: Личностные: самоопределение |
Работа по решению примеров на деление. Запись выражений. Ответы на вопрос. | Настроить детей на работу. После устного счета спросить детей. Как вы думаете, как им будет наш урок? Какова тема урока? | Великий учёный Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Я вам желаю успехов в открытии новых знаний. Устный счет. З а д а н и я: 1)Разложить карточки с выражениями в порядке возрастания их значений: 6650:5 -
19432:2 28028:7 2. Найдите значения выражений: 4848:6 37605 : 5 14304 : 2 21921 : 3 Ответы выбираем тут 7523 808 7152 9005 | | 81045 : 9 49715 : 5 423404 : 4 269743 : 5 7307 9943 82926 Какого деления нет? | 3. Аня живет в доме с одним подъездом в квартире №29. На каком этаже живет Аня, если на этаже 6 квартир. |
1 ученик у доски (коллективная проверка) Запись в тетрадь парами с последующей проверкой. Давайте вспомним, как надо делить такие числа в столбик. Какой алгоритм деления мы с вами знаем? (на доску) Что такое делить? Как найти делимое? Обсуждение. Высказывание гипотез и подтверждение предположений. |
II этап. Учебно-познаватель ная деятельность Цель: Установить, что встречаются такие числа, которые нельзя решить устно. Формируемые УУД: Познавательные: общеучебные; логические; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: умение выражать свои мысли
ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА | Посмотрите на эти выражения. 64:4 540:60 360:9 560:7 400:5 6300:90 На доске примеры : 208: 2, 936 : 3, 312 : 3 А теперь давайте решим такие примеры 3624 : 12, 854360: 20, 9522 : 22 - Что общего в записанных выражениях? ( на деление, делятся на однозначное и двузначное число число.) - На какие группы можно разделить выражения? Высказывания учащихся. 1. деление трёхзначных и четырехзначных чисел на число 2. деление многозначных чисел 3.деление многозначных чисел на двузначное число 4. деление с остатком - Какую группу вы можете решить устно? -Почему мы не можем решить устно вторую группу? | Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. Организовать работу в классе. | Запишите ответы в тетрадь в строчку через клетку.
Оставшиеся выражения решаем письменно в тетрадях и проверяем на доске.
– Объясните, как рассуждали. | Запись ответов: 8, 40, 80, 90, 80, 70
Запись примеров столбиком с уголком 104, 312, 104 (1 ученик у доски, остальные в тетрадях, проверяем каждый пример
|
III этап. Актуализация опорных знаний Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость определения нового способа деления. Формируемые УУД: Познавательные: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы | Формулирование темы и целей урока. Запись темы урока. А теперь попробуйте устно разделить 563:4= /Затруднение!!!/
| Оказать детям помощь при возникновении затруднений
Выявление места и причины затруднения |
Что общего во всех выражениях? Найдем значения этих выражений (по рядам). Что же вызвало у вас затруднение? Разве трудно разделить, ведь мы повторили деление?
| Все выражения на деление. Согласовать тему и цель урока. Вспомните, какую тему мы сейчас с вами проходим? «Деление многозначных чисел с остатком»
|
IV этап. Закрепление полученных знаний Цель: Продолжить работу над темой «Деление с остатком на однозначное число». Формируемые УУД: Познавательные: Построение логической цепи рассуждений; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; Коммуникативные: Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации со сверстниками и с учителем |
Организовать коммуникативное взаимодействие для этого способа деления.
Почему примеры записаны в 2 столбика? В чем их сходство и различие? 30:10 65:10 400:100 365:100 8000:1000 7365:1000 Найдите ошибку, которую допустил ученик при выполнении деления. 355 |40 502 |18 276 |31 345 |80 842 |42 267 |80 5 (ост) 14 (ост) 27 (ост) Выполните деление с остатком: 5432:76 6543:32 8765:46 |
Организовать работу учащихся.
|
Вспомним ещё раз алгоритм деления многозначных чисел в столбик. Разделим эти числа 563:4= Вспомните, что мы знаем про остаток в делении. Что мы скажем про наш остаток? А теперь разберем первый пример. Так же подробно. 9522 : 22= Как проверить, что деление выполнено правильно?
Назовите ответы этих примеров.
Что сделали не так? Сколько должно получиться? | Обратить внимание на доску.
140 (ост. 3) Остаток не может быть больше делителя!! 140*4+3=563 9522=432*22+18 Примеры на деление на 10, на 100 и на 1000. одни на деление без остатка, другие с остатком.
Остатки!!!
Ответы: 71(36); 204(15); 190(25) |
V этап. Диагностика качества учебно-познаватель ной деятельности Цель: закрепить способность к делению многозначного числа на однозначное. Формируемые УУД: Коммуникативные: умение выражать свои мысли Регулятивные: овладение алгоритмом деления |
Проговаривание алгоритма при решении примеров у доски. (Проговаривать про остатки.)
Задание из учебника № 286 (без проверки)
Решение задачи №287.
Решите задачу: «Скорость автобуса 74 км/ч. Ему необходимо проехать расстояние 225 км. Хватит ли ему на путь 3 часов?» Придумайте подобную задачу.
|
Организовать работу по учебнику. Вспомнить, как решали задачи на прикидку результата. |
Решение примеров и задач на доске и в тетрадях.
Как найти расстояние? -время? - скорость?
| Кто закончит раньше: дополнительно решать на листе примеры на деление с остатком. Он лежит у каждого на краю стола.
Проверьте решение примеров. У всех такие ответы?
1 ученик у доски, остальные в тетрадях. 225 :74=3(ост. 3) Вывод: не хватит.
|
VI этап. Самостоятельная работа Цель: получить представление о сформированности у каждого учащегося применить полученные знания на практике, тренировать способность к самоконтролю и самооценке. Формируемые УУД: Регулятивные: прогнозирование; самоконтроль; коррекция Коммуникативные: учебное сотрудничество | Задание на доске по вариантам:
1-1647:88; 4269:91; 30015:82 2-7542:79; 2709:86; 42008:73
| Организовать индивидуальную работу и проверку в парах. | Будьте внимательны при выполнении задания. | Выполняет каждый самостоятельно и проверка в парах. Ответы 1 вариант:18 (63); 46(83); 366(3) 2 вариант: 95(37); 31(43); 575(33) |
VI I этап. Контроль и оценка результатов деятельности Цель:Оценить работу каждого учащегося. |
Проанализировать работу каждого учащегося на уроке. |
Контролировать работу учащихся. |
|
Выставить оценки в журнал.
|
VIII этап. Самооценка. Рефлексия деятельности. Цель: подвести итог проделанной работы на уроке. Формируемые УУД: Познавательные: умение структурировать знания Коммуникативные: аргументировать свои высказывания Регулятивные: саморегуляция; самооценка | Чем сегодня мы занимались на уроке? Кому было сложно? Что нового для себя вы узнали? Мы с вами еще продолжим работать над этой темой на следующих уроках.
- Спасибо за работу. Урок окончен. |
Резерв | №1 Укажите два двузначных числа, одно из которых при делении на 12 , дает в остатке 6, а два других 7. Найдите остаток от деления на 10 суммы этих чисел. №2. Велосипедист едет со скоростью 12 км/ч. Ему нужно проехать 146 км. Хватит ли ему 12 часов? №3. За 4 часа гоночный автомобиль проехал 497 км. Какова скорость этого автомобиля? |
ΙX этап. Предполагаемое домашнее задание. | №294,№299 |