Технология проведения | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
предметные | Универсальные учебные действия (УУД) |
1 | 2 | 3 | 4 | | |
Самоопределение к деятельности (орг момент). Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. Проверка д/з | Организует положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке. Демонстрирует на слайде готовые ответы д/з | Подумайте, что пригодится для успешной работы на уроке; составьте из предложенных слов девиз урока («С малой удачи начинается большой успех»); (Слайд 2) №516, №517(а,б) | Составляют девиз Проверяют д/з, самопроверка | У учащихся возникает положительная эмоциональная направленность. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме. - уметь оценивать правильность выполнения действий |
Мотивация к учебной деятельности. Цели: -актуализировать требования к ученику с позиции учебной деятельности -создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность | Организует устную работу, создаёт условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность | 1.-Давайте вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках. Повторим название компонентов при выполнении действий сложения, вычитания, умножения и деления Демонстрируется таблица. (Слайд 5) Учитель произносит, например, «делитель» 2.Выполните устно деление (Слайд 6) 34:17; 945:9; 0:67; 134:1; 567:567; 0 : k ; m : m; с:1; b:0 | Показывают соответствующую карточку, напр. Зел Устно выполняют деление, Проговаривают свойства деления Высказывают своё согласие или несогласие с ответом товарищей при помощи сигнальных карточек зелёного или красного цвета. | Знают название компонентов во всех действиях, Уметь выполнять деление с применением свойств Знают, что не всегда можно выполнить деление. | Коммуникативные: - уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; -уметь оформлять свои мысли в устной форме; - уметь оценивать правильность выполнения действий, -уметь высказывать своё предположение. |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; выявление места и причины затруднения. Цели: -создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия; -организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения; -выявить место ( шаг, операцию) затруднения; -зафиксировать во внешней речи причину затруднения | Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний Знакомит учащихся со старинной восточной притчей | Послушайте старинную восточную притчу СТАРИННАЯ ВОСТОЧНАЯ ПРИТЧА Давным-давно был старик, который, умирая, оставил своим трём сыновьям 19 верблюдов. Он завещал старшему сыну половину, среднему — четвёртую часть, а младшему— пятую. Не сумев найти решения самостоятельно (ведь задача в «целых верблюдах» решения не имеет), братья обратились к мудрецу.
— О мудрейший! — сказал старший брат. —Отец оставил нам 19 верблюдов и велел разделить между собой: старшему — половину, среднему — четверть, младшему — пятую часть. Но 19 не делится ни на 2, ни на 4, ни на 5. Можешь ли ты, о достопочтенный, помочь нашему горю, ибо мы хотим выполнить волю отца? — Нет ничего проще, — ответил им мудрец. — Возьмите моего верблюда и идите домой. Братья дома легко поделили 20 верблюдов пополам, на 4 и на 5. Старший брат получил 10 верблюдов, средний 5, а младший 4 верблюда. При этом один верблюд (10 + 4 + 5 = 19) остался лишним. Братья вернулись к мудрецу и пожаловались: -О, мудрец, опять мы не выполнили волю отца! Вот этот верблюд лишний. -Не лишний, - ответил мудрец, - это мой верблюд. Верните его и идите домой. Как должны были сыновья поделить наследство? Как разделили верблюдов братья? Как должны были поступить с «лишним» верблюдом братья? Как вы считаете, сыновья на самом деле выполнили волю отца?(Слайд 9) Можно ли на самом деле выполнить волю умирающего? Сформулируйте тему урока! | Отвечают на вопросы: -Старший брат получил 10 верблюдов, средний- 5 , а младший-4 верблюда. 10+5+4=19 – один верблюд остался «лишним». 20 : 2 = 10; 20 : 4 = 5; 20 : 5 = 4 10 + 5 + 4 = 19 20 – 19 = 1 -Нет, так как они делили 20 верблюдов, а не 19. -Нет, так как 19 не делится ни на 2, ни на 4, ни на 5. -Деление с остатком. | Знать принцип выполнения деления с остатком | Познавательные- уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую) Коммуникативные - уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать своё предположение. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения. Цели: - создать условия для уточнения следующего шага учебной деятельности; - организовать составление плана совместных действий | Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, составление совместного плана действий | Решение задачи на деление с остатком. В гости к бабушке пришли 4 внука. Бабушка решила угостить внуков конфетами. В вазочке было 23 конфеты. Сколько конфет достанется каждому внуку, если бабушка предложит поделить конфеты поровну? Сформулируйте правило нахождения неизвестного делителя при делении с остатком. Каким может быть остаток при делении на 5? Устно выполните деление: 21 : 5 = 22 : 5 = 23 : 5 = 24 : 5 = 25 : 5 = Вывод: Остаток не может быть больше делителя. | Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. 23 : 4 =5 (остаток 3) Такая запись указывает, что в делимом содержится 4 раза по 5 и ещё 3 единицы, то есть: 23 = 4 ∙ 5 + 3 Делимое равно произведению делителя и неполного частного, сложенному с остатком. a = b ∙ c + d a – делимое, b – делитель, с – неполное частное, d – остаток. Высказывают своё согласие или несогласие с ответом товарищей при помощи сигнальных карточек зелёного или красного цвета. | Знать принцип выполнения деления с остатком. Уметь записывать действие с помощью буквенного равенства. | Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата |
V. Физкультминутка | Организует физминутку. | Потихоньку встали подтянулись вверх, к стенкам Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. | Ребята выполняют упражнения для двигательного аппарата, рук и глаз. | | Умение слушать и слышать. Саморегуляция |
V I. Закрепление новых знаний с проговариванием во внешней речи. цель: - организовать закрепление учениками выполнения действия деления с проговариванием во внешней речи . | Организует усвоение учениками действия деления с проговариванием во внешней речи | Работа с учебником: с. 81-82, № 529, 530, №533(а,г,ж) №529 20*10=200 200:18=11(ост.2) №530 200:6=33(ост.2) №533(а,г,ж) | Выполняют задания на доске №529 с комментированием. №530 на доске с комментированием. №533(а,г,ж) по очереди на крыле доски. Осуществляют самопроверку. | Уметь выполнять деление с остатком | Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, выполнять работу по предложенному плану Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной Полнотой и точностью. Познавательные: уметь извлекать из математических текстов необходимую информацию. |
V I I. Домашнее задание | Объясняет д/з. разноуровневое. | Записываем в дневниках д/з разноуровневое Уровень 1 - п. 13, вопросы к §, №550 Уровень 2 - п. 13, вопросы к §, №550, 553(а) Уровень 3 - п. 13, вопросы к §, №550, №553 | Работа с дневниками. Сами выбирают уровень. | | |
V I I I. Работа в паре | Организует работу в парах | №536 (учитель контролирует) а) 35:15=2(ост5) Проверка: 35=15*2+5; б) 55:22=2(ост11) Проверка: 55=2*22+11 | Работают в паре. Осуществляют взаимопроверку. | Уметь записывать действие с помощью числового равенства. | Регулятивные: уметь выполнять работу по предложенному плану Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Познавательные - уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую |
IX. Итог урока. | Организует фиксирование нового содержания | - Давайте подведем итог работы на уроке. - Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ли цели? - Назовите тему урока. | Отвечают на поставленные вопросы учителя. | Знать правило нахождения неизвестного делителя при делении с остатком | Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: -зафиксировать новое содержание урока; - организовать самооценку и рефлексию учебной деятельности. | Организует рефлексию. | У каждого из вас на столе карточки (красная, желтая, синяя). Карточка красного цвета обозначает: «Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке». Карточка желтого цвета обозначает: «урок был интересен, я принимал в нем активное участие, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно». Карточка синего цвета означает: «Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь». Выберите пожалуйста одну из карточек. | Отвечают на вопросы Учителя. По схеме рассказывают, что узнали. Записывают домашнее задание. Осуществляют самооценку. | | Регулятивные: уметь оценивать Правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |