Тема | Повторение изученного о глаголе в 5 классе. |
Цель | Повторить ранее изученное о глаголе (инфинитив, вид, основные орфограммы), подготовить учащихся к освоению нового материала |
Задачи | Образовательные: Повторить грамматическое значение глагола. Повторить морфологические признаки глагола. Определять синтаксическую роль глаголов. Определять функцию глаголов в тексте. Определять морфемные признаки глагола Находить глаголы в тексте, уметь правильно образовывать начальную форму (инфинитив). Повторить орфограммы в приставках, корнях, суффиксах и окончаниях глагола. Развивать поисковые, исследовательские навыки работы со словом. Развивающие: Вспомнить о Пасхе, обрядах и традициях, с ней связанных. Познакомиться с историей праздника Пасхи. Развивать эстетический вкус у учащихся с помощью. Воспитывающая: Воспитывать интерес к истории России и к ее православной культуре. Формировать учтивое отношение к слову. Развивать творческий потенциал учащихся. |
Формируемые УУД | Личностные: осознание эстетической ценности русского языка и русской православной культуры; уважительное отношение к культурным традициям, родному языку; стремление к речевому совершенствованию Регулятивные: понимать и сохранять цели учебной деятельности, определять последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной речи Познавательные: знать характеристику глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; определять морфологические признаки глагола Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний, взаимодействовать в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях; проявлять способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме |
Основные понятия | Знаменательные части речи, морфологические признаки глагола, грамматическая категория вида, грамматическая категория времени, синтаксическая роль |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Музыкальное сопровождение (классические произведения Ф. Шопена, П.И. Чайковского), компьютер, экран, медиапроектор (презентация), рабочие листы, карточка с кластером, карточка со свечой, зеленая карточка с кроссвордом |
Организация пространства | |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
Орг.момент Цель: Психологический настрой на урок | - Добрый день, уважаемые гости. Добрый день, дорогие ребята. Присаживайтесь на свои места. - Как вы думаете, как называется музыкальное произведение, которое вы сейчас услышали? - Действительно, это прекрасная музыка Фредерика Шопена называется «Весенний вальс» - Вы посмотрели видеоролик о весне. А с чем у вас ассоциируется весна? - Как вы думаете, а какого цвета весна? | Эмоционально настраиваются на урок Слушают музыку, пытаются определить ее настроение Высказывают свои ассоциации (тепло, солнце, зелень, капель, пробуждение, движение) (цвета молодой зелени) | Звучит «Весенний вальс» Шопена На экране видеоролик «Пробуждение природы» |
I. Самоопределение к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | - Перед вами светло-зеленые карточки (цвета молодой зелени), на обороте которых вы увидите кроссворд. Разгадайте его и назовите ключевое слово. - Одна из ваших ассоциаций к слову весна тесно связана с Глаголом. Назовите ее и объясните почему. (дается определение глагола) | Разгадывают в парах кроссворд и называют ключевое слово ГЛАГОЛ Вспоминают вариант «движение» (синоним «Действие»), а затем определяют значение глагола | Слайд «Кроссворд» |
II. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока. | -О чем сегодня пойдет речь на уроке? (О глаголе) - Зачем? С какой целью? (Повторить сведения о глаголе) - Глядя на тему, какие мы можем поставить перед собой задачи? (повторить грамматическое значение глагола, его морфологические признаки, синтаксическую роль, а также определять функцию глаголов в тексте, определять морфемные признаки глагола) - Для чего нам нужны сведения о глаголе? (Чтобы мы могли грамотно передавать в речи динамику событий, глаголы могут «оживить» нашу речь) -Давайте тогда запишем дату и тему урока в свои рабочие листы. | | Слайд «Тема» Слайд «Цели» |
III. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» Мотивация учащихся на успех | Хочу напомнить, что сегодняшний наш урок, как многие другие, пойдет по системе накопления оценки, а это значит, что каждый из вас в течение всего урока может корректировать и дополнять свою оценку. Мы работаем на рабочих листах. Обращаю внимание, что вам предстоит не только выполнить все задания, но и оценить свою работу на некоторых этапах урока, надеюсь на объективность при выставлении оценки. В процессе работы мы будем с вами заполнять кластер в виде веточки с распускающимися листочками. Итак, начнем. Первое задание: прочитайте предложения - Перед вами текст? Почему? - Расположите предложения в таком порядке, чтобы получился текст. 1)Красавец сугроб голубыми искрами св..ркал на солнце, но сейчас пот..мнел, поменял форму, покрылся стеклянной коркой, а корка трескалась и л.малась. 2)Капли падали, звонко уд..ряли о лёд и по всем улицам пели капели песню весны. 3)Пр..шла весна. 4)Толстые сосульки св..сали с крыш и плакали на солнце. 5)И вот уже п..тёк из-под него тоненький прозрачный ручеёк. - Итак, у нас получился текст, сравните его с текстом на слайде, так ли у вас? -Обратите внимание на слова с пропущенными буквами, вставьте их, обозначьте орфограммы. -А теперь оцените в парах работу своего товарища. - Какие группы орфограмм вам встретились? (правописание приставок и безударная гласная в корне слова) - Сравните свой вариант с образцом на слайде. Оцените правильность выполнения - Верните друг другу листочки. - Какое умение мы сейчас с вами развивали? (умение составлять текст и грамотно писать слова) -Еще раз посмотрите на слова с пропущенными буквами. Что объединяет эти слова? (Это глаголы). - По каким признакам вы это определили? (Обозначают действие и отвечают на вопросы Что делать? Что сделать?). - Найдите в тексте глаголы, в которых нет пропущенных букв. Определите их синтаксическую роль. -Каким членом предложения обычно они являются? (Сказуемым) КЛАСТЕР - Какие задачи мы с вами выполнили? (определили грамматическое значение глагола, его синтаксическую функцию) | Инструктаж по работе с таблицей успеха Работа с деформированным текстом Вспоминают признаки текста Сравнение с образцом Работа в парах (самопроверка и взаимопроверка), заполнение таблицы успеха Называют орфограммы, приводят проверочные слова или условия выбора Высказывают свое мнение Отвечают на вопросы Начинают заполнение кластера (грамматическое значение, вопросы, синтаксическая функция) | Слайд «Таблица успеха» Слайд «Кластер» Слайд с деформированным текстом Слайд с текстом |
| - Коль мы заговорили о весне, какой традиционный христианский весенний праздник мы скоро будем встречать? (Пасха.) - А как обычно встречают Пасху? К сегодняшнему уроку ваши одноклассники подготовили историко- культурологическую справку об этом празднике и пасхальные поделки. | Рассматривают изображение на слайдах Сообщения учащихся об истории Пасхи и традиции ее празднования в России | Картины русских художников Слайд «В. Нестеров Воскресение. 1892» Слайд «Маковский А.В. Пасхальный стол. 1916» |
IV. Повторение предметных знаний Цель. Повторить ранее изученное о глаголе (инфинитив, вид, основные орфограммы), | Выборочный диктант Записать в столбик глаголы, встречающиеся в тексте. Святая ночь... Залит огнями храм. Молитвы грешников восходят до небес, Как в алтаре зажженный фимиам... Христос воскрес! Воистину воскрес! Природа нежным трепетом полна, Мерцают звезды в глубине небес. Царит над грешным миром тишина… Христос воскрес! Воистину воскрес! Как перед бурей замерла трава... Затих пред Тайною дремучий старый лес. Лишь ветер шепчет нежные слова: «Христос воскрес! Воистину воскрес!» -Какие слова вам были незнакомы? (фимиам, алтарь) - Сравните выписанные вами глаголы с образцом на доске - Записать рядом инфинитив, вид и время. - Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? - Сравните свою запись с записью на доске. Оцените свою работа и внесите данные в вашу таблицу успеха. - Почему в слове царит нельзя сделать ошибку в написании окончания, в глаголе шепчет – можно? КЛАСТЕР - Как помогают нам глаголы представить очарование праздника Пасхи? - Какие задачи урока мы свами решили? (повторили постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола, а также роль глаголов в тексте) | Выборочная работа 1 обучающийся работает со словарем (лексическая работа) 1 обучающийся определяет морфологические признаки, учащиеся фиксируют грамматические категории в кластер Заполнение кластера (спряжение) (заполнение таблицы успеха) 1 обучающийся работает со словарем (лексическая работа) | Под музыку П.И. Чайковского «Утренняя молитва» слайд «Убранство храма на Пасху» на фоне музыки Слайд «Значение слов фимиам, алтарь» |
Физминутка (муз. сопровождение) | Глагол – это действие, движение, а движение – это основа жизни. Вот таким я представила себе глагол А теперь вы попробуйте изобразить движениями те образы, о которых я буду вам говорить. Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и полетел, Солнце утром лишь проснётся, Бабочка кружит и вьётся | Личностная установка на здоровый образ жизни | Слайд «Дядюшка Глагол» |
VI. Обобщение и систематизация знаний Цель. | Прочитайте текст. Это отрывок из рассказа писателя, нашего земляка, Е.И. Носова «Алюминиевое солнце» Приближается 1 мая, когда все православные люди будут праздновать Великий праздник Пасхи. Воскресный день Пасхи вставал погоже и осиянно. Небо очистилось до самых неимоверных глубин, в нем не было ни облачка, ни даже мгновенных росчерков стрижей. Все пребывало в торжественном отрешении и благодати. Из-за полевого угора доносился перезвон в три разновеликих колокола. Неопытный звонарь иногда сбивался с беглого боя. Но эта его рьяная неровность и заливчатое многоголосье придавали бодрящую праздничность всей округе, побуждали к единению и добру… (По Е. Носову) - Какое настроение вызывает у вас текст? - В тексте есть слова, с которыми вы раньше не встречались, их значения вы можете прочитать на слайде. - В тексте встретилось слово благодать А какое значение у слова «благо»? Ваш одноклассник поработал со словарем и вот какую информацию он нашел. - Вы знаете, я тоже в Словаре Даля нашла очень много слов с этим корнем. Посмотрите на слайд. Выполните следующее задание - Выпишите только глаголы благовещение, благодать, благословение, благозвучие, благодетель, благословенный, благосклонный, благородный, благополучный, благодарный, благотворить, благодарить, благоухать, благословить, благоденствовать. - Как вы определили, что это глаголы? (по грамматическому значению, вопросу, а также по суффиксам) - Выделите суффиксы глаголов и назовите их. - В морфемном составе глагола раскрываются его морфологические признаки. На какие из них указывают выделенные вами суффиксы? (-ть –суффикс инфинитива, -и-, -а-,-ова- - глагольные суффиксы, от которых зависит спряжение глагола) -Ребята, посмотрите, все ли цели и задачи мы с вами выполнили? - Посмотрите на первые три задачи нашего урока. Что они вам напоминают? (план морфологического разбора) - Произведите морфологический разбор глагола из первого и второго предложений. (вставал и очистилось) - Какое умение мы с вами сейчас развивали? (обобщать все изученное о глаголе) -Сравните заполненный вами КЛАСТЕР с образцом на слайде. - Как вы думаете, почему у нас остались нераспустившиеся листочки на веточке? - Мы только начали вести разговор о глаголе, поэтому у вас еще будет возможность получше узнать эту часть речи. | Выразительное чтение Выступление подготовленного ученика Работа в группах, выборочная работа (заполнение таблицы успеха) 1 учащийся выполняет задание на доске 1 учащийся индивидуально работает у доски и проговаривает свою работу Второй учащийся у доски и все остальные на местах выполняют разбор второго слова, а потом проверяют по образцу (карточка) и самооценка в Таблице успеха Ответы учащихся Сравнение самостоятельно заполненного кластера с образцом на слайде Задание на перспективу | Слайд «В. Бакшеев Голубая весна» под музыку П. И. Чайковского «Весна» Слайд со словами: осиянно, угор Слайд со словами с корнем – благо- Слайд «Заполненный кластер» |
VII. Итоги урока. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | - Сегодня на уроке мы повторили с вами основные морфологические признаки глагола. Это наша с вами учебная задача, но решали мы ее материале текстов художественной литературы, с помощью музыки и видео. - Какой эмоциональный отклик оставил у вас урок? Ответьте на этот вопрос с помощью свечи (еще один символ Пасхи) -У каждого из вас листочек с изображением свечи. Раскрасьте желтым цветом, если вам было сегодня на уроке легко, оранжевым, если тревожно и не все понятно, красным, если вам было неинтересно. Выставление оценок за урок. -Оценки за работу на сегодняшнем уроке я выставляю с учетом ваших таблиц успеха, предварительно их проанализировав. Поскольку ваши оценки будут неодинаковы, то и задание на дом я вам предлагаю выбрать самим, в соответствии с вашим собственным определением своих возможностей | Раскрашивают пламя свечи и поднимают листочек вверх | Слайд «Горящая свеча» |
IX. Д/з. | Карточки с домашним заданием Составьте синквейн с ключевым словом Пасха (памятка «Синквейн») Напишите небольшое сочинение или стихотворение о традиции празднования Пасхи в вашей семье Составьте словарный диктант по изученным орфограммам глагола (чередующиеся гласные в корне слова и правописание личных окончаний глаголов; 12-15 слов) | Дифференцированное задание (на выбор) | Д/з на слайде |
| - Я хочу пожелать вам встретить Пасху с радостью в душе, помните об истинном значении этого праздника, не забудьте поздравить всех, кого вы любите. А наш сегодняшний урок подошёл к концу! Спасибо за работу. | | Звучит «Весенний вальс» Шопена |