3. Изучение нового материала. (18 мин) | Прежде чем говорить о плотности, я загадаю вам детскую загадку- что тяжелее: килограмм пуха или килограмм железа? Сейчас, будучи взрослыми, вы без труда даете правильный ответ. Массы, конечно, одинаковы. Почему же в детстве мы столь часто давали ошибочный ответ? Представим себе килограмм пуха. И перед глазами сразу возникает достаточно большой ком. А килограмм железа – нечто довольно компактное, небольшое по объему. Давайте посмотрим на небольшой эксперимент. Перед вами 2 цилиндра. Какой у них объём? Давайте сравним массы тел. Анализируем полученный результат. Почему же тела одной массы имеют разный объем, па тела одного объема – разные массы? Все дело в распределении массы по объему. Все дело в плотности вещества. Давайте теперь найдем определение плотности в учебнике. Введём её обозначение: плотность обозначают греческой буквой «ро» ρ. Запишем формулу плотности в тетрадь: ρ= Для любой величины, как мы знаем, нужно определить единицы измерения. Если масса измеряется к килограммах, объем в кубических метрах, то плотность измеряется в . Запишем единицы измерения в тетрадь. СЛАЙД 4 Что показывает плотность? Давайте найдем в учебнике. СЛАЙД 5 плотность осмия равна 22600 кг/м3, что это значит? СЛАЙД 6 Объем кубика на рисунке – 1см3, его масса – 11,3 г. Какова плотность вещества? Что это за вещество? СЛАЙД 7 Одинакова ли плотность одного и того же вещества в разных агрегатных состояниях? Найдите по таблице плотности воды в твердом, жидком и газообразном состояниях. Одинаковы ли они? Запишем: плотность одного и того вещества в разных агрегатных состояниях различна. СЛАЙД 8 Для измерения плотности используют ареометр. Это стеклянная трубка, в нижней части которой находится балласт – дробинки, чтоб он в жидкости занимал вертикальное положение. Глядя на его шкалу, находят значение плотности. Они используются для различных жидкостей, поэтому многие из ареометров имеют особое название: спиртомер, бензиномер… СЛАЙД 9 Выполните экспериментальное задание. Вам нужно определить массу, объем тела и вычислить плотность вещества. Зная ее, вы сможете узнать, что это за вещество. Теперь, используя результаты, полученные вами при выполнении экспериментов, найдите плотность веществ, из которых изготовлены тела и сообщите, из какого материала они сделаны. | Слушают, отвечают на вопросы Одинаковый Различные Записывают определение, обозначение, формулу, единицы в тетрадь. Плотность вещества показывает, чему равна масса вещества, взятого в объеме 1м3 (или 1 см3). Если взять осмий, объёмом 1м3, то его масса будет равна 22600 кг. Используя таблицу плотностей, находят плотности льда, воды и водяного пара. Работают с таблицей в учебнике. Лед: 900 кг/м3. Вода: 1000 кг/м3, 0,590кг/м3 Записывают: плотность одного и того вещества в разных агрегатных состояниях различна. Решает экспериментальную задачу и определяет по таблице плотности твердого тела плотность образцов. |
8. Практическое применение (2мин) | СЛАЙД 21 Значение нашей темы сегодня велико. Плотность очень важна и для промышленности, и для строительства, и для сельского хозяйства. Использование материалов с малой плотностью в строительстве и машиностроении выгодно в экологическом и экономическом плане. Например, раньше корпус самолетов и ракет делали из алюминия и стали, а теперь из более легкого титана. Это позволяет экономить горючее и перевозить больше груза. А экономия топлива способствует тому, что уменьшается количество выбросов вредных веществ в атмосферу. СЛАЙД 22 Плотность важна и для сельского хозяйства: от плотности почвы тоже много зависит. Если плотность почвы большая, то она плохо пропускает тепло, зимой промерзает на большую глубину, при распашке разваливается на крупные глыбы, и растения плохо растут. Если плотность почвы низкая, то через такую почву вода быстро проходит, то есть влага в почве не удерживается. Сильный дождь разрушает верхний самый плодородный слой почвы – он его вымывает. Поэтому, чтобы получить хороший урожай агрономам надо знать плотность почвы. | Слушают учителя |