СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по географии 6 класс на тему: "Влага в атмосфере" (1)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящён изучению влаги в атмосфере и связанных с ней важнейших характеристик погоды.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по географии 6 класс на тему: "Влага в атмосфере" (1)»


Предмет география

Класс 6

Тема и номер урока в теме Тема «Влага в атмосфере» (1)

Базовый учебник А. И. Алексеев и др. География. 5—6 классы



Цель урока: создать условия для формирования

- представления о абсолютной и относительной влажности воздуха;

- понятия зависимости между температурой воздуха и его влажности;

- умение рассчитывать относительную влажность.

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация, гигрометр.

Когнитивный компонент урока: абсолютная влажность воздуха; относительная влажность воздуха.

Деятельный компонент урока: с помощью гигрометра определять влажность воздуха; делать выводы о значении влажности воздуха для жизни на Земле; рассчитывать относительную влажность на основе имеющихся данных.

Эмоционально – ценностный компонент урока: понимать значение влажности для жизни и хозяйственной деятельности людей.

Работа с учебником: работа с текстом и рисунок 98 учебника; работа с рубрикой «Шаг за шагом».

Тип урока: открытие новых знаний.


Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностного географического знания об абсолютной и относительной влажности воздуха, как одного из важнейшего компонента климата, влияющего на здоровье людей.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные: сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, о влиянии влажности на человека.

Л – личностные, Р – регулятивные, П – познавательные, К – коммуникативные

























Структура и ход урока.


Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

(УУД)

Время

1

Организация на урок

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.


Приветствие учителя, подготовка к уроку.

1 мин

2

Актуализация

Темы

(мотивация урока)

Проверка знаний. Вопросы: Слайд № 1

Карточка задание – тест

1.Воздушная оболочка Земли……. (атмосфера)

2.От чего происходит нагревание воздуха?

А. от солнечных лучей Б. От поверхности океана

В. от поверхности Земли Г. От поверхности суши (В)

3. Прибор для измерения температуры воздуха...(термометр)

4. Что происходит с температурой при подъёме на высоту?

Д. повышается

Е. понижается на 1˚С при подъёме на 1км

Л. понижается на 6˚С при подъёме на 1км

З. Не изменяется (Л)

5. Какова главная причина образования ветра?(разность АД)

6. Прибор, измеряющий направление ветра?

А. флюгер В. барометр

Б. термометр Г. нивелир (А)

7. Прибор, измеряющий АД?

А. нивелир В. флюгер

Б. термометр Г. барометр (Г)

8. Покажите стрелками, в каком направлении будет дуть ветер:

А. 765—735; Б. 720 — 745 ; В. 755—745

Где будет ветер сильнее? (А)


Знакомство учащихся с темой урока и предлагает ученику хорошо смоченной тряпкой, протереть классную доску. «На то, чтобы намочить так доску, пойдет не менее 10 г воды» не пройдет и нескольких минут – доска будет сухая.

- Куда же денется вода? Правильно, она испарится, превратится в невидимые глазу капельки пара. 
- Кто догадался, о чем пойдет речь на нашем уроке? Сформулируйте тему урока!



Демонстрируют знания (Л)







Рассуждают, доказывают (Р)















Формулируют название темы и цели урока (Р)


4 мин

3

Изучение нового материала

Тема нашего урока. Влага в атмосфере. Слайд № 2

С чем на уроке мы сегодня должны познакомиться? На какие вопросы должны ответить?

Что происходит с водой в атмосфере?

Какой воздух влажный, а какой сухой?

- Если водяной пар невидим, как можно его обнаружить… (при охлаждении поверхности), если учащиеся затрудняются, учитель приводит пример. Например вы, достали из холодильника бутылку с водой, что вы наблюдаете, через несколько минут? Откуда взялись капельки воды на бутылке?

(Происходит процесс конденсации - превращение водяного пара в капельки воды на холодной поверхности.) Слайд № 3

- Какие еще доказательства из собственных наблюдений можно привести, подтверждающие, что в атмосфере есть водяной пар…. (роса, туман, морозные узоры на стекле).

- Кто поставляет влагу в атмосферу?…. (моря и океаны) 86% водяного пара поступает в атмосферу с поверхностей морей и океанов, и лишь 14% водяного пара поступает с поверхности суши.

- И такого невидимого пара в земной атмосфере огромное море. Можно сказать, что мы живем на дне огромного воздушно-водного океана. Правда, воду мы не видим, она как бы растворена в воздухе.

- Какие состояния воды вы знаете?

- Что такое испарение?

(Испарение - процесс перехода вещества из состояния жидкости в газообразное либо парообразное, который при этом происходит на поверхности вещества)


- Мы с вами живем в местности, где часто выпадают осадки. И после дождя на дорогах появляются лужи, через некоторое время лужи исчезнут. Почему? Когда лужи высохнут быстрее летом или осенью? Объяснить.

- Т. е. на испарение будет влиять температура воздуха. Чем теплее воздух, тем больше влаги он сможет в себя вместить.

Работа с учебником стр.141, рис.98

Слайд № 4

- Внимательно рассмотрите таблицу и ответьте на следующие вопросы.




Температура, ˚С

- 20

-10

-5

0

+10

+20

Содержание водяного пара в 1м3 воздуха, г

1

2,5

3

5

9,5

17

- Определите, сколько граммов воды должен содержать насыщенный воздух при температуре:
а) -10; б) 0; в) +20.

Как видно из таблицы, воздух при определенной температуре может содержать определенное количество водяного пара. Если воздух вмещает такое количество водяного пара, какое он при данной температуре может содержать, то его называют насыщенным или абсолютной влажностью.

Это называется абсолютной влажность, работа с учебником, стр.141 -142, найти, что называют абсолютной влажность (выписать).

Количество водяного пара в граммах в 1 м³ воздуха называется абсолютной влажностью воздуха.

-Как вы думаете, может воздух содержать влаги больше или меньше тех значений, которые приведены в таблице? (может)

- если воздух вмещает меньше влаги, его называют ненасыщенным.


Работа с таблицей.

Степень насыщения водяным паром называют относительная влажность воздуха (стр. 142, относительная влажность, записать в тетрадь)


Относительной влажностью называется отношение количества водяного пара, находящегося в воздухе, к тому количеству водяного пара, которое воздух может содержать при данной температуре.

Абсолютная и относительная влажность измеряется в граммах в 1 м3

- Является ли воздух насыщенным, если при температуре + 20 0С 1 м3 его содержит 7 г водяного пара?

Ответ: Нет, не хватает 10 г до насыщения.

- Сколько граммов водяного пара может вместить 1 м3 насыщенного воздуха при его нагревании от 0 0С до + 10 0С?

от + 10 0С до +20 0С? Ответ: (4,5; 7,5)


Пример: на верёвке повешено сушиться бельё.  

-При каких условиях оно высохнет быстрее?(при высокой  температуре  и  ветре)

-Испаряется влага и при низкой температуре.

-Куда же денется эта вода? (будет в воздухе).

-Абсолютно сухого воздуха, не содержащего влаги, на  Земле нет.  Даже в пустынях.

-Показать примеры пустынь на карте.

-Медики утверждают, что хорошее самочувствие человека складывается из многих факторов: атмосферного давления, температуры окружающей среды, магнитного поля Земли и влажности воздуха.

-Наша задача, выяснить, что же понимают под влажностью воздуха, как ее можно определить и выяснить, а оптимальные ли условия для работы, например в нашем классе, у вас дома. Определить относительную влажность в классе с помощью прибора (гигрометра). Слайд № 5


Прибор, который измеряет влажность воздуха, называется – гигрометр.

(Сообщение ученика, устройство гигрометра.)

Относительная влажность измеряется с помощью прибора -волосяного гигрометра (по-гречески гигрос - влажный, метр - мера). В этом приборе используется свойство человеческого волоса удлиняться при повышении влажности. Когда влажность уменьшается, волос укорачивается. Изменение длины волоса передается стрелке, которая, двигаясь вдоль циферблата, показывает относительную влажность в процентах. Гигрометр так же, как и термометр, помещается в метеорологическую будку. 
На метеостанциях влажность воздуха определяется на более точных приборах и с помощью специальных таблиц. Волос берут обезжиренный.

Считают, что влажность от 30 до 60% - нормальная, более 60%- высокая, менее 30% низкая. Обычно при дожде относительная влажность воздуха достигает 90% и более(100%).

 Ребята,  а  какое  явление  можно  ожидать  при  100 %  влажности?  (дождь).

Оптимальная для человека влажность лежит в пределах 40—60%.

Предлагается решить практическая задачу:

 Больному ребенку доктор, посоветовал увеличить влажность воздуха в комнате, чтобы легче было дышать. Как можно сделать воздух более влажным?

Пути решения: Открыть форточку, но это не всегда даст результат. Поставить ёмкость с горячей водой, вода будет испаряться, влажность воздуха повысится. Нужно намочить большое полотенце и повесить его на батарею отопления или возле печки. Влага будет испаряться, влажность повысится. Полотенце периодически смачивать водой. Слайд № 6












Называют факты,

обобщают и формулируют понятия, что происходит с водой в атмосфере, рассуждают и приводят примеры. (Р)



Рассуждение учеников (Л) выявление причинно-следственных связей(Р)




























Решают проблему, демонстрируя знания, какой воздух влажный, а какой сухой (К)


















































На карте атласа находят пустыни. (П)


Формулируют вывод.(Р,Л)



Рассуждение учащихся. (Л)























Высказывают мнение о воздействии влажности воздуха на здоровье человека (Л)

Предлагают  разные варианты ответов для увеличения влажности воздуха.(Л,Р)


Рассуждают о необходимости  заботы о своем здоровье, о здоровом образе жизни и т.д (Л, П, К)


10 мин




























5 мин

5

Практикум











Анализ рубрики «шаг за шагом»

Решение практических задач: Слайд № 7

Определите относительную влажность воздуха при температуре 0ºС, если в нем содержится 4 г водяного пара, а максимально возможное содержание водяного пара при такой температуре составляет 5 г/м³. Полученный результат округлите до целого.

4__ . 100 = 80%

5

Учатся рассчитывать относительную и абсолютную влажность.

Выполняют практикум, демонстрируя знания (П)


Решают проблему, демонстрируя знания (К)

10 мин







6

Закрепление


- Приведите примеры, где пригодятся полученные знания в вашей жизни?

Сообщение учащегося «Использование росы.»

Дополнительный материал: Использование росы.

В древности обитатели пустынь собирали воду так. Вокруг дерева, возле его корней, клали много камней. На этих камнях поутру собиралась роса. Она стекала в землю, и дерево получало влагу.

Один человек, наверное, знавший про этот способ, придумал другой. На острове Брава, одном из островов Зеленого Мыса, очень редко выпадают дожди. Зато туманы – дело обычное. Но ведь туман – это вода! Человек увидел, что на листьях фуркройи – гигантской лилии – из-за туманов так много оседает росы, что она стекает на землю.

Человек взял и связал листья так, что она стала стекать не на землю, а на другой лист, расположенный ниже, а с него – на следующий… В самом низу образовался целый ручей. Потом изобретатель посадил по склону в один ряд шестьдесят гигантских лилий и выкопал канаву. И роса стала стекать в канаву. 200 литров воды, а в сильные туманы даже 600 л собирали листья фуркройи. Целый водопад росы!


Формулируют ответ, применяя полученные знания (Р)

Рассуждение учеников (Л) выявление причинно-следственных связей (Р)

8 мин

7

Рефлексия

Подведение итогов урока.



Итог: Вопрос: - Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Как мы с ними справились? Где вам может пригодиться изученный материал?

Ответь на вопросы:

Доволен ли ты тем, как прошел урок?

Было ли тебе интересно?

Сумел ли ты получить новые знания?

Был ли ты активен на уроке?

Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?

Учитель был внимателен к тебе?

Сумел ли ты показать свои знания? 

Комментирует и выставляет оценки за урок.

Объяснение д/з:

1.Почему утром появляется роса, почему при восходе солнца она исчезает?

Определите относительную влажность, если при t + 30 0С в воздухе содержалось 17 г воды.


2.Над пустыней в момент наблюдения в 1 м3 воздуха при температуре +30°С содержалось 15 г воды, а в 1 м3 воздуха над тундрой при температуре +10°С содержалось 9 г водяного пара. Где относительная влажность была более высокой?

3.Может ли 1 м3 воздуха при температуре -10°С вместить 3 г водяного пара?


Если при выполнении задания имеются затруднения обратитесь к §43.







Оценивают свою работу на уроке и всего класса (Л)





5 мин