Открытый урок по географии на тему "Географические координаты"
Класс: 5-й
Тип урока: урок первичного изучения нового материала
Форма урока: урок-игра с элементами исследования
Цели урока в соответствии с ФГОС:
Личностные: формирование интереса к изучению окружающего мира, развитие познавательной активности.
Метапредметные: умение работать с географическими картами, анализировать информацию, взаимодействовать в группе.
Предметные: знакомство с понятиями широта и долгота, умение находить координаты объектов на карте.
План урока
1. Организационный момент (3 минуты)
Приветствие учащихся.
Создание положительного настроя на работу.
Пример: "Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по карте и научимся точно определять, где находится любой город или страна в мире!"
2. Актуализация знаний (5 минут)
Форма: фронтальная беседа с элементами повторения.
Вопросы для учащихся:
Что такое географическая карта?
Какие линии вы видите на карте? (параллели, меридианы).
Что такое экватор?
Учитель объясняет, что параллели и меридианы помогают находить точное место на карте.
3. Объяснение нового материала (10 минут)
Методы: объяснение с использованием глобуса, карты и мультимедийной презентации.
Что такое широта?
Географическая широта – это расстояние в градусах от экватора до параллели, проведенной через заданную точку.
Горизонтальные линии на карте (параллели).
Измеряется от экватора (0°) до полюсов (90° северной и южной широты).
Что такое долгота?
Географическая долгота – это расстояние в градусах к западу или к востоку от нулевого меридиана до меридиана, проведенного через заданную точку.
Вертикальные линии на карте (меридианы).
Измеряется от нулевого меридиана (0°) до 180° восточной и западной долготы.
Пример:
Определяем координаты Москвы: широта – 55° северной, долгота – 37° восточной.
4. Закрепление материала (15 минут)
Задание 1. Определите координаты городов
Найдите на карте указанные города и запишите их географические координаты:
1. Лондон (Великобритания) 51° с.ш. 0° з.д.
2. Нью-Йорк (США) 40° с.ш.,74° з.д.
3. Сидней (Австралия) 33° ю.ш.,151° в.д.
4. Кейптаун (ЮАР) 33° ю.ш 18° в.д.
5. Токио (Япония) 35°с.ш., 139° в.д.
Задание 2. Найдите объекты по координатам
Используя карту или глобус, определите, какие объекты находятся по следующим координатам:
1. 48° с.ш., 2° в.д. Париж
2. 34° ю.ш., 58° з.д. Буэнос-Айрес
3. 0°00' с.ш., 0°00' з.д. __________________________
4. 7° с.ш., 80° в.д. остров Шри-Ланка
5. 45° с.ш., 41 в.д. Ставрополь
5. Рефлексия (5 минут)
Вопросы для обсуждения:
Что нового вы узнали сегодня?
Что было самым интересным?
Метод "Лестница успеха":
6. Домашнее задание (2 минуты)
Параграф 19, стр. 67 задания 3,4,10
Ресурсы и материалы
Глобус, физическая карта мира, Политическая карта мира;
Рабочие листы с заданиями;
Платформа «Google Earth»
Раздаточный лист для урока по теме "Географические координаты"
Часть 1. Теоретический блок
1. Основные понятия:
- Широта: это расстояние от экватора до точки на поверхности Земли, измеряемое в градусах. Широта бывает северной (с.ш.) и южной (ю.ш.).
- Долгота: это расстояние от нулевого меридиана до точки на поверхности Земли, измеряемое в градусах. Долгота бывает восточной (в.д.) и западной (з.д.).
- Экватор: параллель, делящая Землю на северное и южное полушария (широта 0°).
- Нулевой меридиан: линия, делящая Землю на восточное и западное полушария (долгота 0°).
2. Формат записи координат:
- Пример: 55°45' с.ш., 37°37' в.д. (Москва).
Ф.И. ______________________________________________
Часть 2. Практические задания
Задание 1. Определите координаты городов
Найдите на карте указанные города и запишите их географические координаты:
1. Лондон (Великобритания)
2. Нью-Йорк (США)
3. Сидней (Австралия)
4. Кейптаун (ЮАР)
5. Токио (Япония)
Задание 2. Найдите объекты по координатам
Используя карту или глобус, определите, какие объекты находятся по следующим координатам:
1. 48° с.ш., 2° в.д. __________________________
2. 34° ю.ш., 58° з.д. __________________________
3. 0°00' с.ш., 0°00' з.д. __________________________
4. 7° с.ш., 80° в.д. __________________________
5. 45° с.ш., 41 в.д. __________________________