Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Маммаульская средняя обшеобразовательная школа»
УТВЕРЖДЕНО Директор школы __________/ Омарова Р.С. от «20» февраля 2020 г. |
Открытый урок
Предмет: геометрия
Тема: Длина окружности и площадь круга
9 класс
Составила: учитель математики
Магомедова Рабия Курбановна
Тема урока «Длина окружности и площадь круга»
Цели урока:
Вывести формул длины окружности и площади круга в ходе выполнения упражнений.
Развитие любознательности и познавательного интереса учащихся к предмету.
Показать практическое применение формул и межпредметную связь с другими предметами.
Воспитательные задачи:
воспитание средствами математики культуры личности, понимание значимости математики в повседневной жизни
Тип урока:
Изучение нового материала
Оборудование:
проектор; экран; авторская презентация к уроку; учебник «Геометрия 7-9», авт. Л.С.Атанасян и др.;
карточки для самостоятельной работы.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины.
(круг)
У круга есть одна подруга,
Знакома всем ее наружность!
Она идет по краю круга
И называется -…(окружность)
II. Вводная часть.
Сегодня мы проводим с вами урок по теме «Длина окружности и площадь круга». Девизом сегодняшнего урока будут слова древнегреческого математика Фалеса:
- Что есть больше всего на свете? – Пространство.
- Что быстрее всего? – Ум.
- Что мудрее всего? – Время.
- Что приятнее всего? – Достичь желаемого.
Хочется, чтобы каждый из вас на сегодняшнем уроке достиг желаемого результата.
III. Актуализация знаний.
Устные упражнения:
1. Задания ОГЭ (№15-20)
2. Посмотрите внимательно на чертёж и ответьте на следующие вопросы
Назовите центр окружности.
Чем является отрезок АВ?
Есть ли еще на чертеже диаметры?
Чем является отрезок ОВ?
Есть ли еще радиусы?
Как называется отрезок МN?
Есть ли еще хорды?
Какой отрезок называется хордой?
Что еще можно измерить на чертеже?
( Длину окружности.)
(Круг.)
(Площадь круга.)
Решите задачу:
Найдите площадь кольца, если радиус большей окружности равен 7дм, а радиус меньшей равен 6дм.
Решение: Sкол. = Sб. кр. – Sм. кр.
49p -36 p = 13p (дм2)
IV. Физминутка
V. Решение задач.
Необходимость решать задачи на вычисление длины окружности, площади круга возникает в различных областях нашей жизни.
Дан прямоугольный треугольник, катеты которого равны 3см и 4см. Найти длину окружности и площадь круга, вписанного в этот треугольник.
Зрачок человеческого глаза в зависимости от степени яркости света изменяется в размере от 2 мм до 6 мм. Во сколько раз площадь расширенного зрачка больше площади суженного?
3. О Тунгусском метеорите, 1908 г.
Диаметр опалённой площади тайги от взрыва Тунгусского метеорита равен примерно 38 км. Какая площадь тайги пострадала от метеорита?
Решение:
Ѕ = πr2; d = 38 км; π 3
R = 38 : 2 = 19(км)
Ѕ = 3 · 192 = 3 · 361 = 1083 (км2).
Ответ: 1083 км2.
4. «Авария на промышленном объекте».
Чистый воздух – самый главный и незаменимый продукт, им «питаются» все живые организмы.
Природа способна к самоочищению, но огромное количество отходов и выбросов от комбинатов и заводов не может нейтрализовать даже природа!
Особую опасность для человека представляют летучие ядовитые вещества, такие, как хлор.
На одном химическом заводе произошла авария ёмкости с хлором. Хлор в безветренную погоду стелется по земле, занимая участок поверхности в форме круга. Радиус заражённой зоны 250 м. Что нужно знать, чтобы принять меры?
Ѕ – площадь заражённой зоны
Длину верёвки для ограждения.
Решение:
1. Ѕ = πr2; r = 250 м; π = 3,14; Ѕ = 3,14 ·2502 = 3,14 · 62500 = 196250(м2)=
=19,625 га ≈ 20 га.
2. С = 2 πr; С = 2 · 250 · 3,14 = 500 · 3,14 = 1570 м.
Ответ: 20 га; 1570 м.
VI. Итоги урока.
Что повторили на уроке?
Что нового вы узнали на уроке?
Что показалось наиболее интересным?
По окончании урока каждый ученик кладет на стол учителя одну из цифр:
1 – урок полезен, все понятно.
2 – лишь кое-что чуть-чуть неясно.
3 – ещё придется потрудиться.
4 – да, трудно все-таки учиться!
VII. Домашнее задание.
1. Повторить п. 109-112
2. Практическая задача.
Отец Вали и Веры предложил девочкам сделать две клумбы. Он дал им веревку
длиной 6 м, чтобы с ее помощью наметить границу каждой клумбы.
Валя решила сделать клумбу квадратной, а Вера - круглой.
а) Чья клумба будет иметь большую площадь? Радиус круглой клумбы вычислите
с точностью до сотых.
б) Во сколько раз площадь одной клумбы будет больше площади другой?
в) Ответьте на вопрос б) в том случае, когда длина веревки равна 8м.
3.Задания ОГЭ