Урок – объяснение нового материала с применением ИКТ
Тема: «Землетрясения и вулканы. Знакомство с чрезвычайными ситуациями природного характера»
Цели урока:
- познакомиться с землетрясениями - стихийными природными явлениями в литосфере;
- изучить строение вулкана;
- познакомиться с видами вулканов;
- выявить причины землетрясений и закономерности размещения вулканов.
Оборудование: рабочая программа, учебник, ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, программное обеспечение для проведения урока (интерактивная карта полушарий, презентация по теме урока, видеофрагмент и кроссворд «Землетрясения и вулканы», мультфрагмент для физкультминутки).
Ход урока.
1.Оргмомент.
Проверка явки обучающихся и наличия у них принадлежностей, необходимых на уроке: учебников, рабочих тетрадей, дневников, атласов и контурных карт.
2. Вступительное слово учителя.
Мы с вами изучили оболочку Земли – литосферу и её свойства. Сегодня на уроке мы с вами изучим стихийные явления природы, которые могут происходить в литосфере, а именно землетрясения и вулканизм. Но перед тем, как приступить к изучению новой темы, давайте с вами немного вспомним материал предыдущих уроков.
3. Фронтальный опрос обучающихся по вопросам:
Какие оболочки Земли вы знаете? Назовите их.
Что называется литосферой?
Что является верхним слоем литосферы?
Виды земной коры. Чем они друг от друга отличаются?
Как называется совокупность всех неровностей земной поверхности?
Назовите и покажите на карте полушарий крупнейшие равнины мира.
Назовите и покажите на карте самые высокие и самые протяжённые горы мира.
Назовите и покажите на карте самую глубочайшую впадину в мире. В каком океане она находится?
4. Показ домашних презентаций по темам «Вулканы» и «Созидательная роль вулканов», а также опережающего домашнего задания по теме «Самые известные вулканы мира».
5. Рассказ учителем нового материала с показом файлов презентации по теме урока.
Дети записывают в тетради основные понятия и термины.
6. Демонстрация видеофрагмента «Землетрясения и вулканы».
7. Физкультминутка. Показ мультфрагмента «Птички на проводе».
Комплекс упражнений гимнастики для глаз:
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считая до пяти). Повторить 4-5 раз.
Упражнения для снятия общего утомления:
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.
8. Закрепление изученного на уроке материала.
Обучающиеся по цепочке заполняют интерактивный кроссворд, посвящённый изученной на уроке теме.
9. Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя. Выставление оценок за урок.
Итак, сегодня на уроке мы изучили чрезвычайные явления природы в литосфере – вулканизм и землетрясения, основные понятия и термины, связанные с этими явлениями. Мы ознакомились с катастрофическими последствиями этих явлений и созидательною ролью вулканов.
10. Домашнее задание.
Прочитать § 15 учебника и ответить на вопросы 1-7 после параграфа,
перечертить в тетрадь и заполнить таблицу (стр. 88 учебника),
отметить на контурной карте полушарий вулканы, изученные на уроке,
подготовиться к зачёту по теме «Литосфера».