СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по географии "землетрясения и вулканы"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработки открытого урока по географии в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«Вопросы для фронтального опроса»



Вопросы для фронтального опроса

  1. Какие оболочки Земли вы знаете? Назовите их.

(Литосфера –твёрдая оболочка, гидросфера - водная оболочка, атмосфера -воздушная оболочка, биосфера – живая оболочка).

  1. Что называется литосферой?

(Литосфера – твёрдая (каменная) оболочка Земли.)

  1. Что является верхним слоем литосферы?

( Верхним слоем литосферы является земная кора)

  1. Виды земной коры. Чем они друг от друга отличаются?

(Земная кора бывает материковая и океаническая. Материковая кора толще (мощнее) океанической. Мощность материковой 30-70 км, а океанической 6-15 км)

  1. Как называется совокупность всех неровностей земной поверхности?

( Рельеф. Основные формы рельефа – горы и равнины.)

  1. Назовите и покажите на карте полушарий крупнейшие равнины мира.

(Амазонская низменность в Южной Америке, Восточно-Европейская равнина и Западно-Сибирская низменность в Евразии.)

  1. Назовите и покажите на карте самые высокие и самые протяжённые горы мира.

( Самые высокие горы – Гималаи в Азии. Наивысшая точка – гора Эверест или Джомолунгма (8848 м).

Самые протяжённые горы – Анды в Южной Америке)

  1. Назовите и покажите на карте самую глубочайшую впадину в мире. В каком океане она находится?

( Марианская впадина (желоб). Глубина 11022 метра. Находится в Тихом океане.



Просмотр содержимого документа
«Конпект урока»





Урок – объяснение нового материала с применением ИКТ

Тема: «Землетрясения и вулканы. Знакомство с чрезвычайными ситуациями природного характера»



Цели урока:

- познакомиться с землетрясениями - стихийными природными явлениями в литосфере;

- изучить строение вулкана;

- познакомиться с видами вулканов;

- выявить причины землетрясений и закономерности размещения вулканов.

Оборудование: рабочая программа, учебник, ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, программное обеспечение для проведения урока (интерактивная карта полушарий, презентация по теме урока, видеофрагмент и кроссворд «Землетрясения и вулканы», мультфрагмент для физкультминутки).

Ход урока.

1.Оргмомент.

Проверка явки обучающихся и наличия у них принадлежностей, необходимых на уроке: учебников, рабочих тетрадей, дневников, атласов и контурных карт.

2. Вступительное слово учителя.

Мы с вами изучили оболочку Земли – литосферу и её свойства. Сегодня на уроке мы с вами изучим стихийные явления природы, которые могут происходить в литосфере, а именно землетрясения и вулканизм. Но перед тем, как приступить к изучению новой темы, давайте с вами немного вспомним материал предыдущих уроков.



3. Фронтальный опрос обучающихся по вопросам:

  1. Какие оболочки Земли вы знаете? Назовите их.

  2. Что называется литосферой?

  3. Что является верхним слоем литосферы?

  4. Виды земной коры. Чем они друг от друга отличаются?

  5. Как называется совокупность всех неровностей земной поверхности?

  6. Назовите и покажите на карте полушарий крупнейшие равнины мира.

  7. Назовите и покажите на карте самые высокие и самые протяжённые горы мира.

  8. Назовите и покажите на карте самую глубочайшую впадину в мире. В каком океане она находится?



4. Показ домашних презентаций по темам «Вулканы» и «Созидательная роль вулканов», а также опережающего домашнего задания по теме «Самые известные вулканы мира».

5. Рассказ учителем нового материала с показом файлов презентации по теме урока.

Дети записывают в тетради основные понятия и термины.

6. Демонстрация видеофрагмента «Землетрясения и вулканы».

7. Физкультминутка. Показ мультфрагмента «Птички на проводе».

Комплекс упражнений гимнастики для глаз:

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считая до пяти). Повторить 4-5 раз.





Упражнения для снятия общего утомления:

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело.

8. Закрепление изученного на уроке материала.

Обучающиеся по цепочке заполняют интерактивный кроссворд, посвящённый изученной на уроке теме.

9. Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя. Выставление оценок за урок.

Итак, сегодня на уроке мы изучили чрезвычайные явления природы в литосфере – вулканизм и землетрясения, основные понятия и термины, связанные с этими явлениями. Мы ознакомились с катастрофическими последствиями этих явлений и созидательною ролью вулканов.



10. Домашнее задание.

Прочитать § 15 учебника и ответить на вопросы 1-7 после параграфа,

перечертить в тетрадь и заполнить таблицу (стр. 88 учебника),

отметить на контурной карте полушарий вулканы, изученные на уроке,

подготовиться к зачёту по теме «Литосфера».



Просмотр содержимого документа
«Кроссворд Вулканы(2)»

Кроссворд на тему "Вулканы"


По горизонтали

3. Углубление в верхней части вулкана

4. Излившийся огненно-жидкий расплав горных пород

9. Вулкан с крутыми склонами

10. Огненно-жидкий расплав горных пород, возникший в земной коре

11. Вулкан с пологими склонами


По вертикали

1. Центральный подводящий канал, ведущий к поверхности вулкана

2. Вулкан, извержения которого давно прекратилось

5. Огнедышащая гора

6. Место наибольшего проявления землетрясения

7. Застывший комок лавы, выбрасываемый при извержении

8. Регулярно извергающийся вулкан

Просмотр содержимого презентации
«Землетрясения_и_вулканы»

Знакомство с чрезвычайными ситуациями  природного характера.  «Землетрясения и вулканы» 24.01.2013

Знакомство с чрезвычайными ситуациями природного характера. «Землетрясения и вулканы»

24.01.2013

Цели урока

Цели урока

  • Изучить строение вулкана
  • Познакомиться с видами вулканов
  • Выявить закономерности размещения вулканов
  • Познакомиться с землетрясениями- стихийными явлениями в литосфере
1.Какие оболочки Земли вы знаете? Назовите их.   2.Что называется литосферой?   3.Что является верхним слоем литосферы?   4.Виды земной коры. Чем они друг от друга отличаются?   5.Как называется совокупность всех неровностей земной поверхности?   6.Назовите и покажите на карте полушарий крупнейшие равнины мира.   7.Назовите и покажите на карте самые высокие и самые протяжённые горы мира.   8.Назовите и покажите на карте самую глубочайшую впадину в мире. В каком океане она находится?

1.Какие оболочки Земли вы знаете? Назовите их. 2.Что называется литосферой? 3.Что является верхним слоем литосферы? 4.Виды земной коры. Чем они друг от друга отличаются? 5.Как называется совокупность всех неровностей земной поверхности? 6.Назовите и покажите на карте полушарий крупнейшие равнины мира. 7.Назовите и покажите на карте самые высокие и самые протяжённые горы мира. 8.Назовите и покажите на карте самую глубочайшую впадину в мире. В каком океане она находится?

Вся земля сотряслась,  туч метнулась гряда.  Сотрясенье земли унесло города…  Все оковы небес разомкнуться смогли.  Свел разгул сотрясенья суставы земли,  Сжал он бедную землю в такие тиски,  Что огромные скалы разбил на куски…  Низами Гянджеви

Вся земля сотряслась,

туч метнулась гряда.

Сотрясенье земли унесло города…

Все оковы небес разомкнуться смогли.

Свел разгул сотрясенья суставы земли,

Сжал он бедную землю в такие тиски,

Что огромные скалы разбил на куски…

Низами Гянджеви

Землетрясение –  это подземные толчки и колебание земной поверхности.

Землетрясение

это подземные толчки и колебание земной поверхности.

Очагом землетрясения   называют место в земных глубинах, где зарождается землетрясение, откуда во все стороны расходятся упругие сейсмические волны.

Очагом землетрясения

называют место в земных глубинах, где зарождается землетрясение, откуда во все стороны расходятся упругие сейсмические волны.

Эпицентром землетрясения   называют место на поверхности земли, наиболее близкое к очагу.

Эпицентром землетрясения

называют место на поверхности земли, наиболее близкое к очагу.

Территорию, где уже были или ожидаются очаги землетрясений, называют  сейсмической областью.

Территорию, где уже были или ожидаются очаги землетрясений, называют сейсмической областью.

В 1230, 1446 и 1556 годах подземную стихию почувствовали жители Владимира ;  в 1446, 1802 и 1977 годах – Москвы ;  в 1230 и 1556 годах – Нижнего Новгорода .

В 1230, 1446 и 1556 годах подземную стихию почувствовали жители Владимира ;

в 1446, 1802 и 1977 годах – Москвы ;

в 1230 и 1556 годах – Нижнего Новгорода .

12-бальная международная сейсмическая шкала. (Шкала Рихтера).

12-бальная международная сейсмическая шкала.

(Шкала Рихтера).

  • Слабые - 1-3 балла
  • Умеренные - 4 балла
  • Довольно сильные – 5 баллов
  • Сильные – 6-7 баллов
  • Разрушительные - 8 баллов
  • Опустошительные – 9 баллов
  • Уничтожающие – 10 баллов
  • Катастрофические – 11-12 баллов.
Сейсмограф

Сейсмограф

Вот некоторые печальные цифры.  1995 году – полностью разрушен город Нефтегорск на острове Сахалин . Из 3 тысяч его жителей погибли и были ранены свыше 2 тысяч человек.

Вот некоторые печальные цифры.

1995 году – полностью разрушен город Нефтегорск на острове Сахалин . Из 3 тысяч его жителей погибли и были ранены свыше 2 тысяч человек.

Самое крупное землетрясение 20 века произошло  7 декабря 1988 г.  в 11 ч. 41 мин. В Армении . Оно охватило территорию с населением свыше 700 тысяч человек. Сила подземных толчков в эпицентре стихийного бедствия достигла более 10 баллов. Особенно пострадали города Кировокан, Степанакерт, Ленинакан , а Спитак был практически стерт с лица земли.

Самое крупное землетрясение 20 века произошло 7 декабря 1988 г.

в 11 ч. 41 мин. В Армении . Оно охватило территорию с населением свыше 700 тысяч человек. Сила подземных толчков в эпицентре стихийного бедствия достигла более 10 баллов. Особенно пострадали города Кировокан, Степанакерт, Ленинакан , а Спитак был практически стерт с лица земли.

Признаки близкого землетрясения:

Признаки близкого землетрясения:

  • резкие изменения уровня воды в водоемах или ее помутнение;
  • запах газа в районах, где раньше этого не было;
  • беспокойство птиц и домашних животных;
  • слабые толчки земной поверхности;
  • нарушение в работе радио, телеграфа, электромагнитных приборов.
Правила безопасного поведения во время землетрясения.

Правила безопасного поведения

во время землетрясения.

  • При первом толчке постараться немедленно покинуть здание в течение 15-20 минут.
  • Спускаться только по лестнице, оповещая соседей о необходимости покинуть здание.
  • Если остались в квартире, необходимо встать в дверной проем или в углу комнаты, подальше от окон, светильников, шкафов и зеркал.
  • Не допускать возникновения паники.
  • Если землетрясение застигло вас в машине, нужно немедленно остановиться и не выходить из машины до окончания толчков.
Гефест – бог огня - Вулкан

Гефест – бог огня - Вулкан

Вулкан –   это возвышение, связанное каналом с магматическим очагом на глубине.

Вулкан –

это возвышение, связанное каналом с магматическим очагом на глубине.

Вулканические бомбы и глыбы – обломки горных пород угловатой формы, разной величины, до размеров дачного домика  Вулканический пепел – осколки вулканического стекла в форме мельчайших треугольников

Вулканические бомбы и глыбы – обломки горных пород угловатой формы, разной величины, до размеров дачного домика Вулканический пепел – осколки вулканического стекла в форме мельчайших треугольников

Вулканические газы – горячие газы до температуры 800-1000* С, несущиеся вниз по склону со скоростью 300 км/час

Вулканические газы – горячие газы до температуры 800-1000* С, несущиеся вниз по склону со скоростью 300 км/час

Магма –  это расплавленная масса, которая может подниматься с парами воды и газами из глубины наверх. Когда магма изливается из отверстий (кратер, жерло) ее называют лавой . Температура лавы достигает 1000 ̊С

Магма –

это расплавленная масса, которая может подниматься с парами воды и газами из глубины наверх. Когда магма изливается из отверстий (кратер, жерло) ее называют лавой . Температура лавы достигает 1000 ̊С

Ключевская Сопка  (высотой 4750 метров).

Ключевская Сопка (высотой 4750 метров).

Виды вулканов  Вулканы  Действующие  Потухшие Уснувшие

Виды вулканов

Вулканы

Действующие

Потухшие

Уснувшие

Признаки вулканической горы

Признаки вулканической горы

  • конусовидная форма;
  • на вершине горы чашеобразное углубление;
  • на склонах застывшая лава;
  • вулканические горы как правило одиночные
Распространение вулканов на Земле

Распространение вулканов на Земле

Карл Брюллов  «Последний день Помпеи»

Карл Брюллов «Последний день Помпеи»

1902 год – извержение Мон-Пеле  (Карибское море) погибли 30000 человек

1902 год – извержение Мон-Пеле (Карибское море) погибли 30000 человек

1883 год – извержение Кракатау (Индонезия) погибло 36000 человек

1883 год – извержение Кракатау (Индонезия) погибло 36000 человек

79 год – извержение Везувия, погибли около 2000 человек

79 год – извержение Везувия, погибли около 2000 человек

Вулкан Высота Ключевская Сопка Географические координаты 4688 м Эльбрус 56*с.ш161*в.д. Везувий 5642 м Фудзияма 1279 м 43* с.ш.42*в.д. 41*с.ш.14* в.д. 3776 м Гекла 35* с.ш.139* в.д. 1491 м Этна 3328 64* с.ш.19* з.д. 37* с.ш.15* в.д.

Вулкан

Высота

Ключевская Сопка

Географические координаты

4688 м

Эльбрус

56*с.ш161*в.д.

Везувий

5642 м

Фудзияма

1279 м

43* с.ш.42*в.д.

41*с.ш.14* в.д.

3776 м

Гекла

35* с.ш.139* в.д.

1491 м

Этна

3328

64* с.ш.19* з.д.

37* с.ш.15* в.д.

Вулканологи – люди, изучающие вулканы  измерение температуры пара

Вулканологи – люди, изучающие вулканы измерение температуры пара

Как предсказать предстоящее извержение? Вот некоторые признаки:

Как предсказать предстоящее извержение? Вот некоторые признаки:

  • Усиление сейсмической активности.
  • «Ворчание», доносившееся из кратера вулкана и из-под земли.
  • Запах серы, исходящий из протекающих рядом с вулканом рек и ручьев.
  • Выпадение кислотных дождей.
  • Вырывающиеся время от времени из кратера газы и пепел.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!