№ п/п | НАЗВАНИЕ ЭТАПА | СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | УУД |
1 | Организационный момент. (1 мин) Мотивация (1 мин) | Приветствие учителя и учеников. Настраивания класса на учебную деятельность: организация актуализации требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). | Учитель приветствует класс. Проверяет готовность учеников к уроку. Создает условия для благоприятного психологического настроя на учебную деятельность. Погружает учеников в атмосферу ролевой игры, и мотивирует на учебную деятельность. Учитель: - здравствуйте, Ребята! Сегодня на уроке мы с вами будем вести следствие по делу. Для этого нам надо использовать знания о прямоугольном треугольнике. Наш класс стал местом преступления. Сегодня утром из класса пропала драгоценная вещь! А вы молодые студенты–криминалисты, проходящие практическую часть своей учебы в этом классе, должны найти этого преступника. Вы хотите найти вора? Вы хотите погрузится в мир загадок и тайн? | Учащиеся приветствуют учителя. Рассматривают доску. Проверяют свою готовность к уроку. Отвечают на вопросы учителя: - Хотим! | Регулятивные: волевая саморегуляция Личностные: самоорганизация, смыслообразование; мотивация к познанию Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем с одноклассниками |
2 | Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений (5 мин) | Составление кластера по теме «Прямоугольный треугольник» Приложение 1 | Учитель составляет кластер на доске, задавая вопросы ученикам. Учитель: - Уважаемые криминалисты для того чтобы найти вора, мы должны исследовать место преступления. Как я уже сказала нам понадобятся знания о прямоугольном треугольнике. Вы можете их вспомнить? Вы хотите их организовать? Давайте составим кластер под названием «Прямоугольный треугольник». У вас на партах лежат листочка с таблицей. Это ваш лист самодиагностики. Вы его заполняете, ставя себе оценку на каждом этапе нашего расследования Ответьте мне на некоторые вопросы, сначала проговорите про себя, а потом в слух: Что такое прямоугольный треугольник? Как называются стороны прямоугольного треугольника? Чему равна сумма всех углов прямоугольного треугольника? Расскажите свойства прямоугольного треугольника? (их 3) Вспомним признаки равенства прямоугольного треугольника? (их 5) | Ученики на месте, строят кластер на бумаге. Используя готовые элементы наклеивают их на карточку. Перед этим отвечают на вопросы учителя: - Можем вспомнить! - Хотим организовать! Отвечают на вопросы кластера. Заполняют лист самодиагностики. | Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено; формирование умений оценить результаты своей работы Познавательные: формирование умения структурировать знания; формирование умения синтеза – составление целого из частей Личностные: мотивация к познанию Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать, оформление внутренней речи во внешнюю; планирование учебного сотрудничества с учителем и с одноклассниками |
3 | Этап целеполагания. Мотивация (3 мин) | Постановка цели перед учащимися: с помощью свойств прямоугольного треугольника и признаков равенства прямоугольных треугольников определить преступника, взявшего вещь. Записать тему урока в тетради. (Для этого понадобятся отпечатки пальцев преступника.) | Учитель выводит учащихся на цель: - Ребят, так какая цель перед нами стоит? Откройте тетради и запишите тему урока. | Ученики пытаются сформулировать цель. Записывают тему урока. | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование; формирование умений оценить результаты своей работы Познавательные: формирование умения осознано и произвольно строить речевое высказывание Личностные: мотивация к познанию |
4 | Этап первичного закрепления в знакомой ситуации (типовые задачи). Индивидуальная работа (5 мин) | Решение задач на применение свойств прямоугольного треугольника и признаков равенства по готовым чертежам на доске. Приложение 2 Задача 1: определить равенство треугольников и найти меньший катет (x=1,5) Задача 2: определить равенство треугольников и найти гипотенузу (x=10) Задача 3: определить равенство треугольников и найти гипотенузу (x=4,5) Задача 4: определить равенство треугольников и найти угол (α=30o) Задача 5: определить равенство треугольников и найти гипотенузу (x=24) | Учитель вывешивает по очереди чертежи и ставит перед учениками задачу для каждого чертежа. Учитель: - Для начала проверим как вы решите типовые задачи на эти свойства и признаки. Не забывайте себя оценивать. | Ученики быстро решают задачи, записывая краткое решение записывают в тетрадь. Заполняют самодиагностику. | Регулятивные: формирование умений оценить результаты своей работы Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать, анализировать, оформление внутренней речи во внешнюю; планирование учебного сотрудничества с учителем и с одноклассниками |
5 | Этап первичного закрепления в измененной ситуации (конструктивные задачи). Работа в парах (5 мин) | Решение задач на применение свойств прямоугольного треугольника и признаков равенства в задачах на реальные ситуации, изображенные на фотографиях. Приложение 3 1 фото – окно 2 фото – парта 3 фото – дверь Фотографии появляются на интерактивной доске слайдами Приложение 4. | Учитель раздает 3 фотографии места преступления с уже смоделированными ситуациями и ставит задачи перед учащимися по каждой фотографии. Учитель: - Давайте теперь применим свои знания при исследовании места преступления. | Учащиеся рассматривают каждое фото и решают заданные задачи в парах краткое решение записывают в тетрадь. Заполняют самодиагностику. | Личностные: формирование навыка сотрудничества Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли; планирование учебного сотрудничества с учителем и с одноклассниками |
6 | Физминутка (1 мин) | Упражнение для глаз, для пальчиков, шеи | Смена деятельности | Смена деятельности | Регулятивные: выполнять действия по образцу |
7 | Этап моделирования реальной ситуации. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания). Экспериментирование. Работа в группах (10 мин) | Учащиеся вместе с учителем ведут следственное экспериментирование. Необходимые элементы для экспериментирования: медицинские перчатки, ватномарливые повязки, стеклянные стаканы с отпечатками подозреваемого, личные дела подозреваемых, дактилоскопический порошок, стретч пленка, ультрафиолетовый фонарик. Учащиеся находят отпечаток пальца с помощью ультрафиолета, выявляют его с помощью дактилоскопического порошка и переносят на стретч пленку для сравнения с личными делами. После отыскания совпадения, проводиться доказательство с помощью особенных треугольников. После полного доказательства подозреваемый сознается и возвращает похищенную вещь. Доказательство равенства треугольников: 1 группа – 1 признак 2 группа – 2 признак 3 группа – 4 признак 4 группа – 5 признак | Учитель: - Уважаемые будущие криминалисты последняя улика в этом деле у вас на столе. Она продублирована для занятия. Наденьте перчатки и маски. Возьмите стаканы на столе и осветите их ультрафиолетом, для того чтобы найти отпечаток подозреваемого. Кисточкой аккуратно нанесите дактилоскопический порошок, лишнее струхните. Перенесите отпечаток на стретч пленку и сравните его с каждым из личных дел подозреваемых. Нашли?! Теперь надо доказать полное совпадение. У человеческих отпечатков есть особенные точки. У нашего подозреваемого их три и они образуют прямоугольный треугольник. Нужно доказать равенство треугольника отпечатка на стакане и треугольника у совпавшего подозреваемого. Для удобства отпечаток со стакана перенесен на лист с уже выявленным треугольником, но он виден только под ультрафиолетом. На отпечатке в личном деле тоже треугольник выявлен. Как вы докажите равенство этих треугольников? Каждая группа доказывает по своему признаку. | Ученики надевают маски и перчатки. Разбиваются на группы. Исследуют стакан. Наносят дактилоскопический порошок кисточкой. Переносят полученное изображение на стретч пленку. Сравнивают отпечаток на пленке, прикладывая его к отпечаткам из личных дел подозреваемых. Проводят доказательства с помощью признаков равенства прямоугольных треугольников и выявляют преступника. Заполняют самодиагностику. | Регулятивные: формирование умений соотносить результат своей деятельности с образом предложенным учителем; самостоятельно осуществлять действия по реализации плана достижения цели; оценить результаты своей работы Познавательные: формирование умения анализировать, сравнивать Личностные: формирование навыка сотрудничества; мотивация к познанию; личностная позиция Коммуникативные: формирование умения договариваться с одноклассниками, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; планирование учебного сотрудничества |
8 | Самостоятельная работа с проверкой по эталону(3 мин) | Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок. Приложение 5 | Учитель - Выполните самостоятельную работу. На карточках желтого цвета выявите одинаковые отпечатки. результат запишите в карточке по образцу 1-4. Давайте выполним проверку. Ответ на обратной стороне | Ученики выполняют самостоятельную работу. Находят одинаковые отпечатки по особенным треугольникам. Выполняют проверку. Заполняют самодиагностику. | Регулятивные: формирование умения оценивать правильность выполнения действий; оценить результаты своей работы |
9 | Этап рефлексии деятельности. Постановка домашнего задания (5 мин) | Подводятся рефлексный анализ учебной деятельности урока. Подводят итоги урока. Оценка. Организуется обсуждение и запись домашнего задания. Приложение 6 | Учитель задает вопросы подводя итоги урока: - Что мы делали на уроке? - Какие виды деятельности были на уроке? - Чему вы научились на уроке? - Что вызвало затруднение? - Высчитайте среднеарифметическое в своем листе самодиагностики и поставьте себе оценку. Учитель комментирует ход выполнения и организует запись домашнего задания | Ученики отвечают на вопросы учителя: что делали, чему научились, какие виды деятельности осуществляли, какие трудности испытали, что получилось и чем гордятся. Высчитывают среднеарифметическое своих оценок листа самодиагностики и ставят себе оценку. Записывают домашнее задание. Получают консультацию. | Регулятивные: формирование умений оценить результаты своей работы Личностные: Формирование желания осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; формирование способности к самооценке своих действий и поступков Коммуникативные: Формирование умения формулировать и обосновать свои успехи или неудачи |