СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по информатике по теме "Системы счисления"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по информатике по теме "Системы счисления"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по информатике по теме "Системы счисления"»

Политехнический лицей-интернат

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный

технический университет»


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого УРОКА

по предмету «Информатика»


ПО ТЕМЕ:







Разработал преподаватель:

Л.В. Шильдяева.











Тамбов

2016


Тема урока: Решение задач по теме: «Системы счисления».

(2 часа).

Тип урока: Комбинированный с применением ЭУС.

Методы проведения: Работа по карточкам, викторина, практическая работа, самостоятельная работа, самоконтроль, контрольная работа.


Цели урока:

Образовательные: закрепить и проконтролировать теоретические знания, сформировать, закрепить и проконтролировать практические навыки и умения при решении задач на перевод чисел из десятичной системы счисления в любую другую и из любой системы счисления в десятичную, сложения в двоичной системе счисления.


Развивающие: развитие познавательной активности, творческого мышления, навыков самоконтроля.


Воспитывающие: воспитывать активность, самостоятельность при выполнении практических работ и заданий, воспитывать чувство товарищеского долга, воспитывать бережное отношение к оборудованию и рабочему месту.


Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор.

Комплексно-методическое обеспечение: карточки-задания, учебники.

Программное обеспечение: ОС Windows, MS Word, Powerpoint.


ХОД УРОКА:


  1. Организационный этап (4 мин.)

    1. Отчет старосты.

    2. Сообщение темы и целей урока.

  2. Восстановление и обобщение опорных знаний (15 мин.)

2.1. Повторение пройденного материала проходит в форме:

2.1.1. Проверка решения домашней работы: (15 мин)

Два человека отвечают у доски:

1. Перевести в десятичную систему: 35,16; 91,В16; 61,47; 1010,12.

35,16 =3∙61+5∙60+1∙6-1=23 10 ;

91,В16=9∙161+1∙160+11∙16-1=145 10 ;

61,47=6∙71+1∙70+4∙7-1=43 10 ;

1010,12=1∙23+0∙22+1∙21+0∙20+1∙2-1=10,510.

2. Перевести из десятичной системы в двоичную, восьмеричную шестнадцатеричную систему счисления: 2143,2510.

Целая часть:

Дробная часть:


А2=100001011111,012


Целая часть:

Дробная часть:

А8=4137,28

Целая часть:

Дробная часть:

А16=85F,416


2.1.2. Работа по карточкам выборочно для обучающихся: (15 мин)


карточки с Вопросами для письменного ответа:


Карточка-задание № 1

1. Перевести в десятичную систему: 1012, 9С16.

2. Перевести из десятичной системы в восьмеричную систему счисления: 5487,2510.

Карточка-задание № 2

1. Перевести в десятичную систему: 118, 1А16.

2. Перевести из десятичной системы в шестнадцатеричную систему счисления: 4587,510.

Карточка-задание № 3

1. Перевести в десятичную систему: В116, 112.

2. Перевести из десятичной системы в двоичную систему счисления: 5684,510.

Карточка-задание № 4

1. Перевести в десятичную систему: 1748, 1112.

2. Перевести из десятичной системы в шестнадцатеричную систему счисления: 1371,52510.

Карточка-задание № 5

1. Перевести в десятичную систему: 657, В116.

2. Перевести из десятичной системы в двоичную систему счисления: 8451,12510.

Карточка-задание № 6

1. Перевести в десятичную систему: 10102, 689.

2. Перевести из десятичной системы в восьмеричную систему счисления: 3474,62510.


2.1.3. Викторина: (15 мин)


Правила:

оставшиеся обучающиеся делятся на две команды. Им предлагается задание: придумать пять вопросов по теоретическому материалу пройденной теме, задать их противоположной команде и ответить на вопросы команды.

Возможные варианты вопросов (основных) приведены в таблице 1.

Таблица 1. Вопросы для викторины

Примерные вопросы

Ответы

Количество значимых элементов

1

2

3

1. Что называется системой счисления?

1. Система счисления ─ это способ записи чисел с помощью заданного набора специальных знаков (цифр). (Слайд 1)

2

2. Что называется непозиционной системой счисления?

2. В непозиционных системах вес цифры (т.е. тот вклад, который она вносит в значение числа) не зависит от ее позиции в записи числа. (Слайд 2)

2

3. Что называется позиционной системой счисления?

3. В позиционных системах счисления вес каждой цифры изменяется в зависимости от её положения (позиции) в последовательности цифр изображающих число. (Слайд 3)

3

4. Чем характеризуется позиционная система счисления?

4. Позиционная система счисления характеризуется основанием. (Слайд 4)

3

1

2

3

5. Что называется основанием позиционной системы?

5. Основание позиционной системы счисления — это количество различных знаков или символов, используемых для изображения цифр в данной системе. (Слайд 5)

3

6. Какие системы счисления используют специалисты для общения с компьютером?

6. Для общения с компьютером специалисты используют следующие системы счисления: двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная. (Слайд 6)

3

7. Правило перевода целых чисел из любой системы в десятичную систему.

7. Чтобы перевести целое число из любой системы в десятичную систему надо: сложить произведения цифр системы и оснований системы в степени на единицу меньше того разряда на котором она стоит. (Слайд 7)

5

8. Правило перевода целых чисел из десятичной системы в любую другую.

8. Чтобы перевести целое число из десятичной системы в любую систему надо: делить число на основание системы до тех пор, пока частное не станет меньше делителя. Запись числа (это остатки )ведется в обратном направлении деления начиная с последнего частного. (Слайд 8)

4

9. Правило перевода дробной части чисел из любой системы в десятичную систему.

9. Чтобы перевести дробное число из любой системы в десятичную систему надо: сложить произведения цифр системы и оснований системы в степени на единицу меньше того разряда на котором она стоит. (Слайд 9)

5

10. Правило перевода дробной части чисел из десятичной системы в любую другую.

10. Чтобы перевести дробное число из десятичной системы в любую систему надо: умножать дробную часть на основание системы до тех пор, пока она не превратится в нули или не появятся пять знаков после запятой. Запись числа ведется от запятой сверху вниз. (Слайд 10)

5


Проверка правильности ответов происходит с помощью мультимедийного проектора:



Слайд 1



Слайд 2



Слайд 3



Слайд 4



Слайд 5



Слайд 6




Слайд 7


Слайд 8


Слайд 9



Слайд 10

За ответ ставится оценка.

2.2. Анализ проведения опроса: допущенные ошибки, неточности; положительные моменты. (3 мин).

3. Решение задач (30 мин)


3.1. Какое минимальное основание имеет система счисления, если в ней записаны числа 127, 222, 111? Определите десятичный эквивалент данных чисел в найденной системе счисления.

Решение:

q1=8, q2=3, q3=2.

1278=1∙82+2∙81+7∙80=64+16+7=8710.

2223=2∙32+2∙31+2∙30=18+6+2=2610.

1112=1∙22+1∙21+1∙20=4+2+1=710.

3.2. Чему равен десятичный эквивалент чисел 1010,12, 1010,18, 1010,116?

Решение:

1010,12=1∙23+0∙22+1∙21+0∙20+1∙2-1=8+0+2+0+=1010.

1010,18=1∙83+0∙82+1∙81+0∙80+1∙8-1=512+0+8+0+=52010.

1010,116=1∙163+0∙162+1∙161+0∙160+1∙16-1=4096+0+16+0+=411210.

3.3.Перевести в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления число 280,510.

Решение:

А2=100011000,12

А8=430,48

А16=11Е,816

3.4. Выпишите целые числа, принадлежащие следующим числовым промежуткам:

а) [1011012; 1100002] в двоичной системе;

б) [148; 208] в восьмеричной системе;

в) [2816; 3016] в шестнадцатеричной системе.

Решение:

а) 101101, 101110, 101111, 110000;

б) 14, 15, 16, 17,20;

в) 28, 29, 2А, 2В, 2С, 2D, 2Е, 2F, 20.


3.5. Перевести в десятичную систему счисления числа: 67,78; FD,316; 101,112.

Решение:

67,78=6∙81+7∙80+7∙8-1=48+7+=5510.

FD,316=14∙161+13∙160+3∙16-1=224+13+=23710.

101,112=1∙22+0∙21+1∙20+1∙2-1+1∙2-2=4+0+1++=510.

3.6. Заполните таблицу, в каждой строке которой одно и то же дробное число должно быть записано в различных системах счисления.


Двоичная

Восьмеричная

Десятеричная

Шестнадцатеричная

0,101





0,6





0,125





0,4


Решение:

Двоичная

Восьмеричная

Десятеричная

Шестнадцатеричная

0,101

0,5

0,625

0,А

0,11

0,6

0,75

0,С

0,001

0,1

0,125

0,2

0,01

0,2

0,25

0,4



  1. Самостоятельная работа (25 мин)


Карточки-задания для самостоятельной работы:



Вариант 1


1. Перевести в десятичную систему: 1012, 1113, 7548, 9С16.

2. Перевести из десятичной системы в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления: 9257,2510.

3. Сложить числа двоичной системы: 101110010 и 1010100111.

Вариант2


1. Перевести в десятичную систему: 118, 10102, 1А16,1268.

2. Перевести из десятичной системы в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления: 1787,510.

3. Сложить числа двоичной системы: 111111 и 100001.

Вариант 3


1. Перевести в десятичную систему: 228, В116, 112, 5267.

2. Перевести из десятичной системы в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления: 1684,510.

3. Сложить числа двоичной системы: 110110 и 110111111.

Вариант 4


1. Перевести в десятичную систему: 1748, 1112, 123, 2А16.

2. Перевести из десятичной системы в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления: 15871,52510.

3. Сложить числа двоичной системы: 10001111 и 10110100.

Вариант 5


1. Перевести в десятичную систему: 10012, 114, 657, В116.

2. Перевести из десятичной системы в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления: 3451,12510.

3. Сложить числа двоичной системы: 101110111 и 111011111.

Вариант 6


1. Перевести в десятичную систему: 10102, 224, А416, 689.

2. Перевести из десятичной системы в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления: 3254,62510.

3. Сложить числа двоичной системы: 11010111101 и 101010110101.

Вариант 7


1. Перевести в десятичную систему: 1011002, 617, DF16, 1023.

2. Перевести из десятичной системы в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления: 987,125

3. Сложить числа двоичной системы: 10111000011 и 10101011111.

Вариант 8


1. Перевести в десятичную систему: 456, EА116, 101000112, 1089.

2. Перевести из десятичной системы в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления:8444,2510.

3. Сложить числа двоичной системы: 1010111101010 и 10101111.


Вариант 9


1. Перевести в десятичную систему: 1011012, D216, 54107, 2113.

2. Перевести из десятичной системы в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления: 5874,87510.

3. Сложить числа двоичной системы: 10101110101 и 11011001011111.

Вариант 10


1. Перевести в десятичную систему: 1100112, ВС916, 689, 10123.

2. Перевести из десятичной системы в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления: 1473,525

3. Сложить числа двоичной системы: 10100011101 и 110100111011.

Вариант 11


1. Перевести в десятичную систему: 10101112, А816, 2457, 32104.

2. Перевести из десятичной системы в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления: 5241,510

3. Сложить числа двоичной системы: 1011110101 и 10110101.

Вариант 12


1. Перевести в десятичную систему: 1000012, 8519, 4738, FА16.

2. Перевести из десятичной системы в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления:3564,312510

3. Сложить числа двоичной системы:101010111 и 101011111.

Вариант 13


1. Перевести в десятичную систему: 1102, 678, ВА16, 10314.

2. Перевести из десятичной системы в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления: 7261,62510

3. Сложить числа двоичной системы: 10101101111 и 1111111111.

Вариант 14


1. Перевести в десятичную систему:1010112, 4579, С516, 4445.

2. Перевести из десятичной системы в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления: 1789,87510

3. Сложить числа двоичной системы:111111111110 и 11111011111

Вариант 15


1. Перевести в десятичную систему: 112, 1203, 6F16, 489.

2. Перевести из десятичной системы в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления: 6711,510

3. Сложить числа двоичной системы:11100001110011 и 110111111111.



5. Подведение итогов урока. (10 мин)


  • анализ достижений учащихся,

  • анализ недостатков в работе учащихся на уроке, рассмотрение путей их предупреждения и устранения,

  • анализ соблюдения учащимися трудовой дисциплины,

  • выставление мотивированных оценок,

  • выдача домашнего задания.


6. Домашнее задание: решить примеры: (3 мин)


Глава 4, п. 4.10 Задачи № 12 (а, б), 15, 17 (1 столбик),






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!