СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по истории»

Тема урока: Кризис власти на рубеже XVI - XVII вв.

Цель: Охарактеризовать причины кризиса в государстве и обществе России в конце XVI – начале XVII вв., формировать умения и навыки работы с историческим материалом, выделять главное и делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения, развивать познавательный интерес к предмету.

Основные понятия: урочные лета, патриаршество

Личности в истории: Федор Иванович, Борис Годунов, царевич Дмитрий

Даты: 1589, 1591, 1597, 1598

.

Ход урока

  1. Организационный этап

  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

- Вопрос учащимся: почему Ивана IV называли «Грозным»?

- Задание: описать картину «Иван Грозный у тела убитого им сына». Художник В.Г. Шварц (учебник, с. 60). Как вы думаете, о чем думал царь?

- Вопрос учащимся: каким было положение страны к концу XVI в.?(итоги правления Ивана 4) + ---


- Попробуйте определить цель и задачи урока. Спрогнозируйте развитие исторических событий (Ответы учащихся. Учитель подводит итог высказываниям школьников, вместе с учениками формулирует цель урока).


  1. Актуализация знаний

Вопрос учащимся: как вы понимаете название параграфа «Кризис власти на рубеже XVI - XVII вв.» (учебник, с. 76).


ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС УРОКА


  1. Первичное усвоение новых знаний


  1. На рубеже XVI-XVII веков Русское государство вступило в полосу глубокого политического и социально-экономического кризиса, ставшего итогом царствования Ивана IV.

Период с 1598 -1613 гг. получил в истории название «Смуты» или «Смутного времени».

Политический кризис был вызван системой самодержавного управления Ивана IV, приведшего к недовольству всех слоев населения Русского государства политикой царя. В экономической сфере причиной Смуты был хозяйственный кризис, вызванный Ливонской войной и опричниной.

2. Экономически кризис привел к усилению крепостничества. В 1581 г. был принят указ о заповедных летах, отменивший выход крестьян в Юрьев день. В 1597 г. при царе Федоре Ивановиче заповедные лета дополнены урочными летами о сыске беглых крестьян в течение пяти лет.

СЛАЙД 3 Трудности в стране конец 16 века



  1. После смерти в 1584 году Ивана IV во главе государства стал царь Федор Иванович.

  2. Дополнительный материал о личности царя Федора Ивановича, подготовленный учениками.

Вопрос учащимся: могли ли черты характера Федора Ивановича вывести страну из кризиса?

Предполагаемый ответ: тихий и богобоязненный монарх был не способен к государственному управлению Реальная власть находилась в руках у Бориса Годунова.


Задание: используя текст учебника (с.78-79) выпишите достижения при Фёдоре Ивановиче. (стр. 78-79) КАРТОЧКИ


РАБОТА ПО КАРТЕ



4. 1589 г. – учреждение патриаршества –важное событие в жизни Русского государства и РПЦ( Русск правос церковь) . 26 января 1589 г. в Успенском соборе Кремля при огромном стечении народа во главе с Царем Феодором Ивановичем константинопольский Патриарх Иеремия совершил поставление первого русского Патриарха - Иова.

5. 1591 г. – гибель в Угличе царевича Дмитрия (чтение и комментирование текста учебника – с.80).


Династический Кризис 6 СЛАЙД


6. 1598 г.- смерть Федора Ивановича, пресечение династии Рюриковичей. Избрание на Земском соборе царем Бориса Годунова (1598 -1605). 7 , 8, 9 слайд


Первичная проверка понимания

Вопрос учащимся: почему Борису Годунову удалось выдвинуться на первые роли при царе Федоре Ивановиче? Стр 78


Задание. Сравните личные качества Бориса Годунова и Федора Ивановича. Кто из них, на ваш взгляд, был более талантливым политическим деятелем?

Кто пользовался большим доверием? Почему?


Рубрика «Мнение историка». Чтение отрывка из «Курса русской истории» В.О.Ключевского (учебник, с.83). Вопрос учащимся: Какое обстоятельство, по мнению историка, повлияло на формирование характера Бориса Годунова?


  1. Физминутка

учитель называет термины, и вопросы и просит детей – встать-ДА-сесть-НЕТ

Задание Слайд 11
Заполнить таблицу «Положительное и отрицательное в правлении Бориса Годунова. (стр. 80-81)


Рефлексия (подведение итогов занятия) ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС УРОКА


1.Избрание Бориса Годунова осложнило династический кризис, в условиях отсутствия общерусского единства это привело страну к тяжёлым испытаниям.


2. Земский собор избрал правителя, которому полностью доверял, и только внешнее вмешательство помешало Борису Годунову полностью возродить государство. Если бы не ляхи (поляки) и шведы, и их агенты, то Годунов смог бы подавить внутреннюю боярскую оппозицию. Борис был отравлен в апреле 1605 г. ляшскими шпионами, когда банда Лжедмиртрия I c поляками рвалась к Москве.

СЛАЙД года 14


Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Параграф 11. Выписать в тетрадь понятия, имена, даты (с. 76). Устно: вопрос №4 (с. 82)



Обращение учителя к учащимся. Вы замечательно сегодня работали! А сейчас давайте вы поделитесь своими впечатлениями, которые получили на уроке, методом

.« Утверждение»

- Я узнал(а) много нового.

  • Мне это пригодится в жизни.

  • На уроке было над чем подумать.

  • На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.

  • На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).













































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!