СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по изобразительному искусству "Золотая хохлома"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по изобразительному искусству "Золотая хохлома"»

5 класс

Урок №14

Тема урока: Праздничная хохлома. Роспись по дереву

Цель урока: познакомить учащихся с народным промыслом «Хохлома»


Задачи урока:

  • личностные: создавать условия для раскрытия интеллектуальных возможностей детей;

-работать над самооценкой и адекватным пониманием причин

успеха/неуспеха в учебной деятельности.

  • метапредметные: воспитывать наблюдательность, способность видеть прекрасное в искусстве народных промыслов и жизни;


  • предметные: сформировать умения выявлять в произведениях традиционных промыслов единство материала, формы и декора, элементов декоративности, конструктивности и орнаментальности как принципа изобразительной композиции;

-развивать умения и навыки художественной росписи;

-совершенствовать умения и навыки декоративной росписи в изучении

народных художественных промыслов;


Тип урока: комбинированный.


Методы обучения: словесный, практический.


Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная.


Образовательные ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор,

презентация «Золотая хохлома», простой карандаш, гуашь, непроливайка, кисти, модели для раскрашивания.

Зрительный ряд: посуда, иллюстрации посуды.

Музыкальный ряд: песня «Хохлома» автор Ю. Таран

Ход урока.

  1. Организационный этап.

-Добрый день ребята и уважаемые гости!

Давайте улыбнемся друг другу

Улыбки подарим гостям.

К уроку готовы? Тогда за работу!

Удачи желаю всем нам!



2.Актуализация знаний


Слайд 1

-Послушайте стихотворение-загадку

Что за дивная посуда? Роспись льется - просто чудо.

Здесь цветы, луга, поля - все, чем славится земля,

И березовый листок, и пшеницы колосок.

(эпиграф записан на доске).


-Ребята, обратите внимание на зрительный ряд. (посуду стоящую на столе)

Можете ли вы определить, к какому народному промыслу они относятся? (хохлома)

- Можете ли вы назвать тему сегодняшнего урока? (Хохлома)

Слайд 2

  1. Сообщение темы и цели урока.


-Действительно, сегодня мы будем говорить о хохломе, красотой Руси полна Золотая хохлома. Тема урока называется – «Праздничная хохлома ».

-Давайте определим цель урока с помощью слов подсказок.


  1. Повторение пройденного материала.


- Какие народные промыслы вы знаете? (Гжель, Городец, Жостово, Дымково, Филимоново, Каргополь)


  1. Изучение нового материала.

Слайд 3

Откуда же появилось это удивительное искусство? Разное сказывают старики. Говорят, будто давным - давно поселился за Волгой веселый мужичок – умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как–то к его порогу жар – птица и он её угостил. И вдруг птица – жар прикоснулась своим крылом к чашке - и чашка стала золотой. Вот такое поверье ходит в народе. Считается, что родоначальником Хохломы является Семён - ложкарь, который вооружил целую армию деревянными ложками. А художник Г. Матвеев, под руководством которого была создана школа росписи и токарного искусства развил этот кустарный промысел до промышленного производства. Он собирал традиционные рисунки и обучал мастеров. Растительный орнамент, исполненный в насыщенных красках осеннего русского леса, становится главной темой творчества художников. Город Семенов, превратился в столицу золотой хохломы.

Слайд 4

-Ребята, хотите попасть на фабрику хохломской росписи?

-Закройте глаза и представьте, как мы идем на пристань, садимся на катер, который идет по Волге. Мы в пути. Посмотришь в окно, увидишь красоту родной природы, русские деревни Новопокровское, Семеново.

Слайд 5

Именно там мы и заглянем на фабрику

Слайд 6

- В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее делают? Оказывается это совсем непросто.


1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины "вапы".

Глина закрывает поры дерева, создает водонепроницаемый слой.

2. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо

просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя

эту операцию 3-4 раза.

3. Следующий этап - лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова

или алюминия втирается тампоном в изделие. Изделия становятся

гладкими, блестящими и напоминают металлические.

4. И только теперь за работу берётся красильщик (человек, который

наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.

5.Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком

(раньше покрывали олифой) и ставят в печь для «каления». Под

воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот

восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание

«Золотая Хохлома».

На доске и на столе изделия хохлома

- Давайте рассмотрим внимательно изделия Хохломы. Какой орнамент используют художники? (Травяной, растительный, видны листья, ветви и т.д.).

- Какие основные цвета в росписи? (Красный, черный, зеленый, желтый, золотистый).


- Почему именно эти цвета? (Цвета природы)

- Какие чувства символизируют эти цвета? (Красный - радость, золотой - тепло, счастье, богатство, красота и чистота; зеленый - цвет жизни, природы; черный – торжественность).

Слайд 7,8,9

-Ребята, какие элементы росписи вы видите?( Травка, ягодки, цветы, птицы)

- Верно - это символы счастливой жизни, как бы райский сад.

Слайд 10,11,12

Существуют два основных вида хохломской росписи: "верховая" (красным и черным цветом на золотистом фоне) и "под фон" (золотистый рисунок на цветном фоне). К "верховой" росписи принято относить традиционную "травку" и орнамент "под листок". "Травка" — это роспись включающая изображения травинок, веточек, написанных красной и черной краской на золотом фоне. Роспись "под листок" состоит в изображении овальных листочков, ягодок, расположенных обычно вокруг стебля. Роспись "под фон" строится на крупном золотистом рисунке на красном или черном фоне. Сначала наносится контур рисунка, затем закрашивается фон, затем выполняется мелкий узор (приписка) поверх фона. Разновидностью росписи "под фон" является роспись "кудрина" — пышный узор с затейливыми золотыми завитками, напоминающими кудри.

Слайд 13

4.Физминутка

Игра «Собери пазл»

Слайд 14

5.Творческая практическая деятельность.

- Ребята, сегодня на уроке я предлагаю вам превратиться в народных умельцев и превратить разделочную белую дощечку в золотую и прекрасную. Работать будем поэтапно.

Слайд 15-19

6. Выставка работ. Оценивание

-Приглашаю всех на ярмарку наших золотых изделий. Посмотрите, у всех ли все получилось, отличные мастера росписи по дереву из нас вышли! За работу на уроке, за ваши замечательные дощечки я вам ставлю всем пятерки. Молодцы!

Слайд 21-26

7.Итог урока

-А сейчас давайте проверим, все ли вы запомнили об искусстве росписи по дереву. Проведем небольшую викторину.

8.Рефлексия.


Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым
Земляника цветом алым.
Засияла, поднялась
Сладким соком налилась.
А трава, как бахрома,
Золотая Хохлома!


Заключительное слово учителя.

Мы познакомились лишь с малой частью великого культурного наследия, которое оставили нам предки. Мир, в котором мы живем, переполнен информацией, новыми машинами, технологиями.

Кисть хохломская!

Большое спасибо!

Сказывай сказку

Для радости жизни!

Ты, как душа у народа, красива.

Ты, как и люди, служишь Отчизне!

В. Боков














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!