СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Б.С. Жидков "Храбрый утенок"

ЦЕЛЬ УРОКА: ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ТВОРЧЕСТВОМ Б.С. ЖИДКОВА

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературному чтению»

МБОУ СОШ №58






Открытый урок на тему:

Б.С. Житков «Храбрый утенок»






Учитель начальных классов

Гитинова Хадижат Хайрулаевна


Махачкала 2019 г.

Тема: Б.С. Житков «Храбрый утенок».

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Цель: ознакомить детей с творчеством Б.С. Житкова; развивать навыки выразительного чтения; учить делить текст на смысловые части, составлять картинный план; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать произведения о животных русских писателей и поэтов;

  • характеризовать героев произведения;

  • составлять план художественного текста.

Метапредметные:

  • участвовать в работе пары, группы;

  • восстанавливать причинно-следственные связи в сюжете произведения.

Личностные:

  • проявлять интерес к чтению произведений о животных.

Оборудование: компьютер, аудиозапись рассказа, портрет писателя Б. Житкова, иллюстрации картинного плана.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать и читать

И друг другу помогать.
- Сегодня на нашем уроке чтения много гостей. Они, будут смотреть, чему вы научились и как вы умеете работать.

1.Проведем речевую разминку:

Скороговорка

Ель на ёжика похожа:

Ёж в иголках, ёлка тоже.

- Прочитайте скороговорку про себя. А затем медленно, быстро, очень быстро. 


2.Проверка домашнего задания
- Как называется раздел в учебнике, по которому мы работаем? /О братьях наших меньших/
- О ком мы узнаем в этом разделе?

- Какие бывают животные? Можем ли мы назвать братьями меньшими только домашних животных?
- С каким рассказом мы познакомились на прошлом уроке? /Страшный рассказ/
Кто его автор? /Евгений Иванович Чарушин/
Выборочное чтение 
- Где жили мальчики и почему они остались одни? Прочитать отрывок.
- Что они делали, когда остались одни?
Чтение по ролям.
- Прочитаем диалог, как Шура и Петя уговаривали себя не бояться.

Выставка картин учеников – Какой эпизод вы изобразили?
II. Изучение нового материала. Постановка цели урока.

- А теперь познакомимся с героями, которые будут нас сопровождать на уроке.

Но прежде угадайте, кто они?

а) Загадка.

На ромашку у ворот

Опустился вертолет –

Золотистые глаза

Кто же это? (стрекоза)

Что вы знаете о ней?

- В каком произведении вам встречалась стрекоза? ( Басня Крылова «Стрекоза и Муравей»)

- Какой она представлена И.А.Крыловым? (ленивая, беспечная, беззаботная)

- Чем она питается?

- Какая же стрекоза на самом деле?

Стрекоза – хорошо летающее насекомое. С подвижной головой, большими глазами, удлиненным брюшком, 4-мя прозрачными крыльями, усиками. Обитают главным образом в стоячих водах: озерах, прудах. Истребляя вредных насекомых, стрекоза приносит пользу. Некоторые виды стрекоз в регионе России занесены в Красную книгу.

б) Кто же второй герой?

Загадка.

Кря- кря! Сюда! Сюда!

Раздается из пруда,

Так зовет свою малютку

Кряква, по- другому … (утка)

- Что вы знаете о ней?

- В каком произведении вы познакомились с ней? ( М.М.Пришвин. Ребята и утята.)

- Какой ее представил М.М.Пришвин в своем произведении? (Заботливая, любящая, внимательная).

в) Загадка.

Удивительный ребенок

Только вышел из пеленок,

Может плавать и нырять,

Как его родная мать. (Утенок)

- Почему сказали утенок?

- Чем кормят утят, когда они маленькие? (яйцом)

- Почему говорят «покрошил яйцо»? от какого слова? Какие это слова?

- А вам приходилось кормить и ухаживать за утятами?

Дидактическая игра « Угадай, как правильно называют детенышей домашних животных».

- Вы правильно назвали детенышей утки – утенок, а знаете ли вы, как правильно называют других детенышей домашних животных ?

- Если я права – хлопайте в ладоши, если нет – поднимайте руки.

У кошки- котенок,

У собачки – собачонок, (щенок)

У утки – утенок,

У овечки – овченок ( ягненок)

У курочки – куренок (цыпленок)

У ежихи – ежонок.

У коровы – коровенок ( теленок)

У свиньи – свиненок ( поросенок)

У лисы – лисенок,

У рыбки – рыбенок ( малек)

У лосихи – лосенок.

У голубки – голубенок ( птенец)

III. Обобщение и сообщение темы.

- Итак, наши гости - стрекоза и утенок готовы рассказать вам интересную историю, которая однажды произошла с ними и которую сочинил для вас известный писатель Борис Степанович Житков.

Физкультминутка.

Утром стрекоза проснулась. Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой умылась.

Два – изящно покружилась

Три – шагнула и присела,

На четыре – полетела

У реки остановилась -

Над водою закружилась.

2.Изучение новой темы.

Борис Степанович Житков /портрет/ Годы жизни 1882- 1938 год. Он переменил много профессий. Был рыбаком, охотником, строил корабли, был капитаном и дрессировщиком животных. Житков много ездил по России и другим странам. Все что он увидел и узнал, он захотел рассказать другим. Он стал писателем. Борис Степанович сам был мужественным человеком, и писать любил про смелых и мужественных людей. С одним из его произведений мы познакомимся сегодня.

3.Работа с учебником.

- Откройте учебник на с.139

Прочитайте, как называется рассказ, над которым мы будем работать.

( Б.С.Житков. Храбрый утенок.)

- Попробуйте предположить о чем пойдет речь в рассказе? ( высказывания детей)

- Скоро проверим верны ли ваши предположения. Но прежде сейчас мы объясним значение слов для того, чтобы лучше понять содержание рассказа.

Хозяйка – о женщине, хорошо ведущей домашнее хозяйство.

Рубленые яйца – мелко нарублены.

Храбрец – смелый человек.

Хвастун – хвастает, что любого поборет.

Стрекотала- резкие, короткие, частые звуки, напоминающие треск.

Насилу вырвалась- с большим трудом, преодолевая трудности.

Наедались - быть сытым.

4. Первичное знакомство с текстом Б.С.Житков « Храбрый утенок».

( стр.139 учебника,слушают аудиозапись)

4.Проверка понимания содержания и смысла прочитанного рассказа

- Понравилось произведение?

- О чём оно?

- Как хозяйка кормила утят?

- Почему утята не ели? Кого они боялись?

- О чём думала хозяйка, когда убирала пустую тарелку?

- Кто пришёл в гости к утятам?

- Что он им пообещал? Сдержал ли своё обещание Алёша?

- Прилетала ли стрекоза ещё раз?

- Стоило ли утятам бояться стрекозы?

- Что можно сказать об утенке Алеше. Какой он?

- Можно ли назвать рассказ Б.Житкова сказкой и почему так считаете?

- Какой сказочный элемент присутствует в этом произведении?

- Значит, это рассказ с элементами сказки.

Физминутка для глаз


5. Закрепление изученного материала.

1. Чтение текста по частям и озаглавливание.

- Назовите главных героев произведения.

- Какими были утята? Почему?

- Что хотите сказать об утенке Алеши? Какой он?

-Кем оказался утенок Алеша – хвастуном или храбрецом?

- Охарактеризуйте стрекозу.

Чтение по частям , составление плана, озаглавливание каждой части.

2. Работа в парах.

2 на задней части доски ставят по последовательности событий картинки

- Перед вами два плана. В чём их сходство? (одинаковое количество частей; последовательность событий)

- А в чём различие? (в картинном плане – иллюстрации, а в словесном заголовки)

- Какой план на ваш взгляд наиболее удобный? Почему?

- Для чего нужен план? (чтобы было легче пересказать текст)

Итог урока.

Учитель: Ребята, а сейчас утенок Алеша задаст вам вопросы. Вопросы от утенка Алеши:
- С какой сказкой познакомились? (Храбрый утенок)
- Кто автор? (Б. Житков)
- Стоило ли нам бояться стрекозу? (Нет)
- Чему ещё научились на уроке? (Выручать друзей из беды)

Рефлексия:

На уроке я узнал(а)…

2. На уроке я похвалил(а) себя за…

3. После урока мне захотелось…

— Вы молодцы! Спасибо за урок!

Наши гости – стрекоза и утенок благодарят вас за урок

VII. Домашнее задание

Подготовить пересказ по плану.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!