МБОУ СОШ №58
Открытый урок на тему:
Б.С. Житков «Храбрый утенок»
Учитель начальных классов
Гитинова Хадижат Хайрулаевна
Махачкала 2019 г.
Тема: Б.С. Житков «Храбрый утенок».
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Цель: ознакомить детей с творчеством Б.С. Житкова; развивать навыки выразительного чтения; учить делить текст на смысловые части, составлять картинный план; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным.
Планируемые результаты:
Предметные:
знать произведения о животных русских писателей и поэтов;
характеризовать героев произведения;
составлять план художественного текста.
Метапредметные:
участвовать в работе пары, группы;
восстанавливать причинно-следственные связи в сюжете произведения.
Личностные:
Оборудование: компьютер, аудиозапись рассказа, портрет писателя Б. Житкова, иллюстрации картинного плана.
Ход урока.
Организационный момент.
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать и читать
И друг другу помогать.
- Сегодня на нашем уроке чтения много гостей. Они, будут смотреть, чему вы научились и как вы умеете работать.
1.Проведем речевую разминку:
Скороговорка
Ель на ёжика похожа:
Ёж в иголках, ёлка тоже.
- Прочитайте скороговорку про себя. А затем медленно, быстро, очень быстро.
2.Проверка домашнего задания
- Как называется раздел в учебнике, по которому мы работаем? /О братьях наших меньших/
- О ком мы узнаем в этом разделе?
- Какие бывают животные? Можем ли мы назвать братьями меньшими только домашних животных?
- С каким рассказом мы познакомились на прошлом уроке? /Страшный рассказ/
- Кто его автор? /Евгений Иванович Чарушин/
Выборочное чтение
- Где жили мальчики и почему они остались одни? Прочитать отрывок.
- Что они делали, когда остались одни?
Чтение по ролям.
- Прочитаем диалог, как Шура и Петя уговаривали себя не бояться.
Выставка картин учеников – Какой эпизод вы изобразили?
II. Изучение нового материала. Постановка цели урока.
- А теперь познакомимся с героями, которые будут нас сопровождать на уроке.
Но прежде угадайте, кто они?
а) Загадка.
На ромашку у ворот
Опустился вертолет –
Золотистые глаза
Кто же это? (стрекоза)
Что вы знаете о ней?
- В каком произведении вам встречалась стрекоза? ( Басня Крылова «Стрекоза и Муравей»)
- Какой она представлена И.А.Крыловым? (ленивая, беспечная, беззаботная)
- Чем она питается?
- Какая же стрекоза на самом деле?
Стрекоза – хорошо летающее насекомое. С подвижной головой, большими глазами, удлиненным брюшком, 4-мя прозрачными крыльями, усиками. Обитают главным образом в стоячих водах: озерах, прудах. Истребляя вредных насекомых, стрекоза приносит пользу. Некоторые виды стрекоз в регионе России занесены в Красную книгу.
б) Кто же второй герой?
Загадка.
Кря- кря! Сюда! Сюда!
Раздается из пруда,
Так зовет свою малютку
Кряква, по- другому … (утка)
- Что вы знаете о ней?
- В каком произведении вы познакомились с ней? ( М.М.Пришвин. Ребята и утята.)
- Какой ее представил М.М.Пришвин в своем произведении? (Заботливая, любящая, внимательная).
в) Загадка.
Удивительный ребенок
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. (Утенок)
- Почему сказали утенок?
- Чем кормят утят, когда они маленькие? (яйцом)
- Почему говорят «покрошил яйцо»? от какого слова? Какие это слова?
- А вам приходилось кормить и ухаживать за утятами?
Дидактическая игра « Угадай, как правильно называют детенышей домашних животных».
- Вы правильно назвали детенышей утки – утенок, а знаете ли вы, как правильно называют других детенышей домашних животных ?
- Если я права – хлопайте в ладоши, если нет – поднимайте руки.
У кошки- котенок,
У собачки – собачонок, (щенок)
У утки – утенок,
У овечки – овченок ( ягненок)
У курочки – куренок (цыпленок)
У ежихи – ежонок.
У коровы – коровенок ( теленок)
У свиньи – свиненок ( поросенок)
У лисы – лисенок,
У рыбки – рыбенок ( малек)
У лосихи – лосенок.
У голубки – голубенок ( птенец)
III. Обобщение и сообщение темы.
- Итак, наши гости - стрекоза и утенок готовы рассказать вам интересную историю, которая однажды произошла с ними и которую сочинил для вас известный писатель Борис Степанович Житков.
Физкультминутка.
Утром стрекоза проснулась. Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой умылась.
Два – изящно покружилась
Три – шагнула и присела,
На четыре – полетела
У реки остановилась -
Над водою закружилась.
2.Изучение новой темы.
Борис Степанович Житков /портрет/ Годы жизни 1882- 1938 год. Он переменил много профессий. Был рыбаком, охотником, строил корабли, был капитаном и дрессировщиком животных. Житков много ездил по России и другим странам. Все что он увидел и узнал, он захотел рассказать другим. Он стал писателем. Борис Степанович сам был мужественным человеком, и писать любил про смелых и мужественных людей. С одним из его произведений мы познакомимся сегодня.
3.Работа с учебником.
- Откройте учебник на с.139
Прочитайте, как называется рассказ, над которым мы будем работать.
( Б.С.Житков. Храбрый утенок.)
- Попробуйте предположить о чем пойдет речь в рассказе? ( высказывания детей)
- Скоро проверим верны ли ваши предположения. Но прежде сейчас мы объясним значение слов для того, чтобы лучше понять содержание рассказа.
Хозяйка – о женщине, хорошо ведущей домашнее хозяйство.
Рубленые яйца – мелко нарублены.
Храбрец – смелый человек.
Хвастун – хвастает, что любого поборет.
Стрекотала- резкие, короткие, частые звуки, напоминающие треск.
Насилу вырвалась- с большим трудом, преодолевая трудности.
Наедались - быть сытым.
4. Первичное знакомство с текстом Б.С.Житков « Храбрый утенок».
( стр.139 учебника,слушают аудиозапись)
4.Проверка понимания содержания и смысла прочитанного рассказа
- Понравилось произведение?
- О чём оно?
- Как хозяйка кормила утят?
- Почему утята не ели? Кого они боялись?
- О чём думала хозяйка, когда убирала пустую тарелку?
- Кто пришёл в гости к утятам?
- Что он им пообещал? Сдержал ли своё обещание Алёша?
- Прилетала ли стрекоза ещё раз?
- Стоило ли утятам бояться стрекозы?
- Что можно сказать об утенке Алеше. Какой он?
- Можно ли назвать рассказ Б.Житкова сказкой и почему так считаете?
- Какой сказочный элемент присутствует в этом произведении?
- Значит, это рассказ с элементами сказки.
Физминутка для глаз
5. Закрепление изученного материала.
1. Чтение текста по частям и озаглавливание.
- Назовите главных героев произведения.
- Какими были утята? Почему?
- Что хотите сказать об утенке Алеши? Какой он?
-Кем оказался утенок Алеша – хвастуном или храбрецом?
- Охарактеризуйте стрекозу.
Чтение по частям , составление плана, озаглавливание каждой части.
2. Работа в парах.
2 на задней части доски ставят по последовательности событий картинки
- Перед вами два плана. В чём их сходство? (одинаковое количество частей; последовательность событий)
- А в чём различие? (в картинном плане – иллюстрации, а в словесном заголовки)
- Какой план на ваш взгляд наиболее удобный? Почему?
- Для чего нужен план? (чтобы было легче пересказать текст)
Итог урока.
Учитель: Ребята, а сейчас утенок Алеша задаст вам вопросы. Вопросы от утенка Алеши:
- С какой сказкой познакомились? (Храбрый утенок)
- Кто автор? (Б. Житков)
- Стоило ли нам бояться стрекозу? (Нет)
- Чему ещё научились на уроке? (Выручать друзей из беды)
Рефлексия:
На уроке я узнал(а)…
2. На уроке я похвалил(а) себя за…
3. После урока мне захотелось…
— Вы молодцы! Спасибо за урок!
Наши гости – стрекоза и утенок благодарят вас за урок
VII. Домашнее задание
Подготовить пересказ по плану.