СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта и презентация по теме "Скворцы" А.И. Куприна

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературному чтению»



Технологическая карта

«Литературное чтение, 4 класс»

Авторы: Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова.

Тема: «Александр Иванович Куприн “Скворцы.»

Цели деятельности учителя

Сформировать у учащихся знания о творчестве А.И. Куприна на материале рассказа «Скворцы»;
совершенствовать умения работать с выборочным чтение рассказа ;

продолжить формирование умений правильности, осознанности, выразительности чтения ;

учить анализировать прочитанный рассказ;

развивать логическое мышление, устную речь учащихся, словарный запас, читательский кругозор;

закреплять умения аргументировать свою точку зрения;

упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ-синтез, сравнение, группировка, обобщение и др.) в процессе выполнения прочтения и обсуждения рассказа.

Тип урока

Урок (изучения нового материала)

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями);

Метапредметные (компоненты культурно компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

Познавательные - овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять; отвечать на вопросы; анализировать, сравнивать, группировать и обобщать при изучении новой темы; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;

Коммуникативные - развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;

регулятивные – оценивать свои достижения на уроке.

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Основные понятия

Взяток, золотник, снасти, верста, сажень, вздор, малорусская мазанка, абзац.

Методы и формы обучения

Частично поисковый, объяснительно – иллюстративный; индивидуальная, фронтальная.

Межпредметные связи

Русский язык, математика, окружающий мир.

Образовательные ресурсы

ИКТ, учебник, тетрадь, презентация, картина Савратова «Грачи прилетели», аудиозапись «Подражание скворцов.»







Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы взаимодействия

Универсальные учебные действия

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

1.Организационный

момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Ребята, улыбнитесь вы друг другу,

Я улыбнусь, конечно, вам,

И с настроением отличным

Начать урок предложу вам!



Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Фронтальная

Личностные:

имеют желание учиться; стремятся хорошо учиться; правильно идентифицируют себя с позиций школьника.


2.Актуализация знаний


Сегодня на уроке у нас новый автор и новое произведение. Чтобы узнать, с каким автором мы сегодня познакомимся, нужно отгадать зашифрованные слова.

-Какое слово зашифровано?
А.FQИ.SNКZУLПVРSИUН (А.И. Куприн)

Верно, зашифрованное слово- Александр Иванович Куприн.







Разгадывают зашифрованное слово.

Фронтальная


Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.


Познавательные:

логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом.


Коммуникативные:

Умение слушать и вступать в диалог.






Устный ответ

















3.Изуче ние нового матери ала
























Александр Иванович Куприн – русский писатель. Он родился в 1870 г. в небогатой дворянской семье. Когда умер отец, мать осталась одна с тремя маленькими детьми. С 6 лет жил в сиротском пансионе, потом учился в военной гимназии и военном училище. Несколько лет служил в пехотном полку. В 1894 году вышел в отставку, много странствовал по России, работал грузчиком, актёром, шахтёром, продавцом, водолазом. Куприн любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки животных. Он много написал рассказов о собаках, кошках, слонах. На своем веку Куприн немало повозился с ними: дрессировал, лечил, если они болели, спасал, когда им грозила опасность.
Александр Куприн пробовал писать стихи ещё в 7 лет. В 19 лет познакомился с русским писателем А.П. Чеховым, который стал для А.И.Куприна учителем и наставником. С 1894 года стал профессионально заниматься литературным творчеством.
Писать для детей ему предложил К.И. Чуковский, который в то время был редактором детского журнала. В 1938 г. Александр Иванович Куприн умер. Но его произведения знают и любят дети и взрослые.

- Кто главные герои произведений А.И.Куприна?

- Какие произведения А.И. Куприна вы изучали в 3 классе?

Ребята, отгадайте загадку:

Смастерили домик птицам,
Не воронам, не синицам.
Поселились там певцы,
Называются  (Скворцы)

Верно, скворцы - небольшая перелётная певчая птица, отряда воробьиных, с тёмным оперением.

Скворцы существовали и тогда, когда не только скворечники никто не развешивал, а даже тогда, когда и домов-то ещё не существовало. Скворец прилетел к человеку из леса – это лесная птица. Издавна любят эту птицу в народе. И не только потому, что от птиц этих много пользы. За лето пара скворцов вместе с потомством уничтожает не менее четверти миллиона насекомых! Но скворцов любят и за весёлый нрав. Неважно, что у них нет своих песен, они прекрасные звукоподражатели и часто распевают песни зябликов, дроздов, малиновок и других птиц. А иногда могут заквакать лягушкой или залаять собакой. Очень это хорошо у них получается!
Скворцы не только живут в скворечниках, но и в лесу. Гнёзда свои устраивают в дуплах. Но дупел часто не хватает всем.
Поэтому, проявляя заботу о скворцах, вывешивая скворечники у домов, в садах и парках, вывешивать их нужно и в лесу – это очень полезное дело!

Ребята, послушайте, как подражают скворцы. (Аудиозапись скворцов)

Ребята, как вы думаете, какое произведение А.И.Куприна мы сегодня будем изучать?

Сегодня мы познакомимся с произведением «Скворцы» автора Александра Ивановича Куприна.


Слушают.




















Вспоминают произведения.



Отгадывают загадку.

Слушают.

















Слушают аудиозапись.

Отвечают на вопросы.


Фронтальная


Личностные:

самоопределение;

адекватно воспринимают информацию.











Коммуникативные:

Умение слушать и вступать в диалог.











Личностные:

самоопределение;

адекватно воспринимают информацию.







Коммуникативные:

Умение слушать и вступать в диалог.























Устный ответ



4.Первичное осмысле -ние и закрепление













































Физминутка.


1 часть.

Рассмотрите иллюстрацию 1 части на странице 42 и предположите, о чем пойдет речь в произведении. Прочитаем, проверим свои предположения.

Ребята, давайте озаглавим 1 абзац.

Абзац-часть текста от одной красной строки до следующей.

Ребята, откройте рабочие тетрадки на странице 32 и посмотрите на упражнение №2. (Ученики выполняют упражнение №2 и комментируют.)

Вопросы для разбора 1 абзаца:

-Как вы понимаете, весна ровная, дружная?

-Как вы понимаете, обильные, на короткие дожди?

-Как вы понимаете, в глубоких лесах и тенистых оврагах?

-Как вы понимаете, показалась большими плешинами?

-Чёрная, жирная, парившаяся на солнце земля?

-Берёзовые почки?

-Барашки на вербах?

-Первым взятком?

-Какие художественные средства использует автор в описании весны?



Вопросы для разбора 2 абзаца:

Как автор рисует скворцов, найдите в тексте?

-Зимних становищ?

-Верста? Золотник?

-Откуда прилетают скворцы? Найдите доказательства в тексте.

Вопросы для разбора 3 абзаца:

-Перелётные странники?

-Силы ослаблены?

-Снасть?

-Почему автор пишет о человеке, что он вечный враг?

-Суровые моряки?

- Какое поверьё существует у моряков? Найдите в тексте.

Вопросы для разбора 4 абзаца:

-Чётки?

Представьте провод, на котором сидят скворцы, это и будут наши чётки. Автор сравнивает сидящих на проводах скворцов с чётками. -Боже мой?

Вопросы для разбора 5 абзаца:

-Верста?

Ребята, эта иллюстрация относится к какому прочитанному фрагменту текста?

2 часть.

Вопросы для разбора 1 абзаца:

Почему люди повесили в этом году 12 скворечников?

Вопросы для разбора 3 абзаца:

На доске картину Алексея Саврасова «Грачи прилетели»

-Ребята, с кем автор сравнивает птиц?

-Что такое сажень?

3 часть.

Вопросы для разбора 1 абзаца:

-Что такое вздор?

Вопросы для разбора 2 абзаца:

-Как вы понимаете фразу: «на свет божий»?

-Какое полезное дело делает скворец летом?

Вопросы для разбора 3 абзаца:

-Как автор описывает скворца?

-Бурый- это какой цвет?

Вопросы для разбора 4 абзаца:

-Как вы понимаете пословицу: « Кто рано встаёт, тот не потерял.»?

-Почему нельзя обманывать доверия скворца?

Вопросы для разбора 5 абзаца:

-Что такое малорусская мазанка?

-Ребята, посмотрите на иллюстрацию на странице 50. Как вы думаете, кто изображен на иллюстрации и, что он делает?

4 часть.

Вопросы для разбора 1 абзаца:

-Почему скворец-папаша развлекает скворца-мамашу своим пением?

Вопросы для разбора 2 абзаца:

-Почему птенец скворца есть истинное чудовище? Вопросы для разбора 3 абзаца:

-Почему скворцы хорошие товарищи?

-Как скворцы защищают молодое поколение?

-Какие галки?

6 часть.

Ребята, посмотрите на иллюстрацию на страницы 53. Как вы думаете, о чём пойдет речь в 6 части нашего рассказа?

Вопросы для разбора 1 абзаца:

- Как скворцы прощаются со своим отчим домом?









Читают рассказ, отвечают на вопросы.


Работают в тетрадках.



Ответы детей.












Читают рассказ, отвечают на вопросы, ищут доказательства в тексте.























Смотрят иллюстрацию картины.


Читают рассказ, отвечаю на вопросы, ищут доказательство в тексте.



Фронтальная






Индивидуальная













Фронтальная




























Фронтальная


















Коммуникативные:

умение слушать товарищей и учителя


Личностные:

самоопределение;

адекватно воспринимают информацию


Регулятивные: осуществляют контроль своих действий;





Познавательные:

Расширяют свои знания о семье.



Работа с учебником, устные ответы.




Работа с рабочей тетрадью























Работа с учебником, устные ответы.

6. Итоги урока. Рефлексия

Обобщить полученные на уроке сведения.

Итак, кто же он, новый для нас автор и его произведения? 
Кого из его героев вы успели полюбить? 

Вам захотелось прочитать/дочитать этот рассказ?
Понравилось ли вам произведение? Чем?
Как автор относится к своим героям?
Как люди готовились к встрече скворцов?
Как себя вели птицы?
Как скворцы берегли свои гнезда и от кого?


Рассказ Куприна получился светлым, наполненным любовью к животным.
Любите, наблюдайте и оберегайте животных – они наши друзья! 



Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Фронтальная

Познавательные:

Рефлексия.

Личностные:

осуществляют самооценку деятельности.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Устный ответ




Приложение .

Физкультминутка.

Летят, летят в наш край скворцы,
Что молодой весны гонцы.

(Руки в стороны, взмахи руками имитируют полет птиц.)
Летят над морем, над рекой,
Летят, спешат скворцы домой.

(Разводят руками от груди.)
А дома ждут скворечник их,
И снова будут хлопоты у них.
(Показать крышу скворечника над головой.)