Открытый урок по литературному чтению в 4 классе
Тема: «Что за прелесть, эти сказки!»
Обобщающий урок по сказкам А.С. Пушкина.
Эпиграф к уроку: «Что за прелесть, эти сказки! Каждая есть поэма!»
Цель урока:
1.Обобщить знания учащихся по теме «Сказки А.С. Пушкина».
Задачи урока:
1. Учить выделять главное, обобщать.
2. Развивать память, мышление, внимание.
3. Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас, прививать любовь к
чтению.
4. Учить работать в группе и индивидуально.
5. Развивать творческие способности учащихся.
6. Воспитывать обучающихся через поступки героев: прививать в детях добрые
чувства, учить любить друг друга, видеть преимущество добра над злом.
Оборудование урока:
Портрет А.С. Пушкина
Выставка книг - сказок Пушкина разных изданий.
Выставка иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина.
Кроссворд, материал для викторины.
Иллюстрации к проекту «Одежда русских людей в 18-19 веке».
Реквизиты для разыгрывания сценок.
Песни из кинофильма «Новогодние приключения Маши и Вити».
Применяемые технологии:
Групповая технология.
Игровая технология.
Проектная технология.
Уровневая дифференциация.
Подготовила и провела
учитель начальных классов
МАОУ Селятинской СОШ № 2
Афанасьева Наталья Георгиевна
2013 год
Ход урока.
I.Орг. момент. Настрой на урок. Приветствие.
Учитель: Начинаем наш урок. Мы будем работать хорошо, активно. И я надеюсь, что урок вызовет у нас только положительные эмоции. Садитесь.
Сообщение темы урока.
- Какие книги вы принесли сегодня для работы? (Сказки Пушкина)
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (О сказках Пушкина)
- Сегодня у нас обобщающий урок по сказкам А.С. Пушкина. Давайте вспомним наш девиз и начнём работу.
У: В гости сказка к нам пришла,
В мир фантазий позвала.
Д: Всё про сказку мы расскажем,
Свои знания покажем.
Повторение изученного.
- Что вы знаете о А.С. Пушкине? ( А.С. Пушкин – великий поэт. Он писал стихи, поэмы, сказки. Родился 6 июня 1799 г. Прожил всего 38 лет, погиб на дуэли. Специально для детей не писал, но сказки и стихи читают все: и взрослые, и дети. Пушкин написал 7 сказок, но одна из них осталась недописанной - это «Сказка о медведихе».)
- Кто написал эти строчки?
( На доске: «Что за прелесть, эти сказки! Каждая есть поэма!»)
Если ученики не знают, рассказывает учитель или подготовленный ученик.
- В длинные зимние вечера в старом доме, в селе Михайловском, няня Арина Родионовна рассказывала поэту сказки. Валил снег, пел в печных трубах ветер, жужжало веретено, и сказочный мир расцветал вокруг Пушкина. Поэт брызгал пером, торопливо записывал нянины сказки и приговаривал: «Что за прелесть, эти сказки! Каждая есть поэма!»
Постановка проблемного вопроса.
Сейчас я предлагаю вам послушать отрывок из песни «Спор Маши и Вити ». Слушайте внимательно. Потом скажете, о чём спорили дети? (Звучит отрывок из песни).
- Не бывает в наши дни чудес на свете
Для тех, кто не верит в них сам.
- Нет Кощея - это знают даже дети!
- А сказки живут тут и там.
- Лукоморья нет на карте –
Значит в сказку нет пути!
- Это присказка, не сказка,
Сказка будет впереди.
- О чём спорили Маша и Витя? (Маша говорит, что чудеса есть на свете. А Витя не верит.)
- Так если сказка – это фантазия и вымысел, то почему же мы любим сказки, с удовольствием читаем их и почему учимся у них? В чём сила сказок?
(Сказки – это чудеса. Сказки учат добру. Добро всегда побеждает зло.)
- Какое крылатое выражение есть у Пушкина про сказки?
(Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок)
- Из какой сказки эти строки? (Из «Сказки о золотом петушке»)
- Я предлагаю вам сейчас поработать со сказками Пушкина и доказать мудрость этих слов. Вы будете работать по группам.
Групповая работа.
1.Инструктаж.
Чтобы узнать, над какой сказкой вы будете работать, надо составить фразу.
По ней вы догадаетесь, о какой сказке идёт речь. Слова – подсказки лежат в конверте с вопросом. Отгадывать будете всей группой. В конверте с номерами находятся карточки с заданиями. Задания разные по трудности. Вы сами решите в группе, кто за какое задание возьмётся.
Вспомним главные правила работы в группе:
- работаем дружно;
- работаем так, чтобы не мешать другим;
- если группа готова к ответу, поднимаем сигнальную карточку.
2. На подготовку даю 3 минуты. Приступаем к работе.
Задания по карточкам:
№ 1 – Классификация рисунков. Подобрать иллюстрации к своей сказке.
№ 2 – Выйти к доске, взять рисунок, подобрать подходящий отрывок из сказки и выразительно его прочитать вслух.
№ 3 – Объяснить значения слов из сказки.
№ 4 – Какой намёк (урок) даёт эта сказка?
№ 5 - Выбрать пословицу, наиболее подходящую к сказке.
3. Проверка. Группы прекращают работу. По очереди слушают выступления команд. Если есть ошибки, дети из других команд поднимают руки.
Физминутка.
На прошлой неделе мы проводили конкурс на лучшую физминутку к сказкам Пушкина. Это наше совместное творчество. От каждого взяли по-немногу, и вот что у нас получилось.
В Лукоморье мы пришли
И высокий дуб нашли.
Кот учёный ходит кругом,
Повернись и ты друг с другом.
Влево, вправо наклонись,
Сказку слушать не ленись.
Грозен взгляд у злой царицы,
Царевна милая в темнице,
Королевич Елисей
Спешит на помощь ей скорей.
В небе коршун злой летит,
Хочет лебедь захватить.
Рыбка, рыбка, помоги,
Ты старуху усмири.
Знают взрослые и дети –
Чудеса живут на свете! Молодцы! Садитесь.
Проверка домашнего задания.
- Проверим домашнее задание. Ребята подготовили инсценировки. Все удобно сели, повернулись к артистам и тихо слушаем.
1. Инсценировка отрывка из «Сказки о царе Салтане…»
«Три девицы под окном»….
2. Инсценировка отрывка из «Сказки о мёртвой царевне…»
«Свет мой, зеркальце, скажи»… 3. «Ветер, ветер, ты могуч!..
Проектная работа.
- Обратили ли вы внимание на костюмы, в которых выступали ребята?
Ученица нашего класса…. ( Гришина Анна) создала проект. Сейчас она вам сама всё расскажет. Идёт презентация проекта, показ иллюстраций, кукол, сделанных своими руками и наряженных в русскую одежду 18 -19 века.
Мы обязательно дополним проект Ани и на уроке труда сделаем аппликации – нарядим рисованных кукол в соответствии с традициями того времени.
Викторина по сказкам (кроссворд).
А теперь пришло время поиграть.
1 вариант. Разгадывание кроссворда. Кто быстрее?
Задание: ответив на вопросы, вы узнаете в выделенной вертикали фамилию русского поэта и учителя-наставника А.С. Пушкина.
1.Одна из отрицательных черт характера старухи из сказки «О рыбаке и рыбке».
2.Что даёт сказка всем добрым молодцам?
3. Насекомое, в которое превратился князь Гвидон, когда первый раз полетел к отцу
в царство славного Салтана.
4. Что должен был чертёнок заплатить Балде?
5. Одно из природных явлений, за помощью к которому обратился королевич
Елисей в поисках невесты.
6. Кличка собаки из сказки «О мёртвой царевне и семи богатырях».
7. Вещь домашнего обихода, которую старуха променяла на новую избу.
8. С каким драгоценным камнем сравнивались ядра орешков у белочки из сказки
«О царе Салтане».
9.Последняя буква в слове-названии лесного духа, хозяина леса.
2 вариант. Филворд. Знаете ли вы сказку «О попе и работнике его Балде?»
Задание: слова филворда могут ломаться и записываться в любом направлении, но не по диагонали. Второй раз проходить по той же букве нельзя.
Подсказка: выделенные буквы – это начало слов в ответах.
Б | Е | С | З | А | Р | О | П | О |
О | Н | Ё | А | О | Р | Б | Ц | Л |
К | Е | Щ | Б | К | З | А | Я | Б |
Ч | Л | А | В | Е | Р | Е | В | А |
О | О | М | Б | А | О | К | К | А |
К | Л | Л | А | К | Б | Т | У | Ч |
С | О | Д | У | Ш | Ы | Л | А | А |
1.Меньшой брат Балды.
2. Внук старого беса.
3. Место встречи попа и Балды.
4. Что собирал Балда с чертей?
5. Зарплата Балды.
6. Чем Балда море морщил?
7. Ласковое имя, которым звал Балду бесёнок.
8. Куда хотел Балда закинуть палку?
9. Пища Балды.
10. Постель Балды.
11. На ней Балда проскакал целую версту.
вариант. Викторина.
1.Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири-ку-ку! Царствуй лёжа на боку!»)
2. Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что приговаривал Балда с укоризною? ( «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною!»)
3. Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
(«Дурачина, ты, простофиля»)
4. Какое наказание придумала злая царица молодой царевне?
(«Весть царевну в глушь лесную
И, связав её, живую,
Под сосной оставить там
На съедение волкам»).
5. Что вымолвила Золотая Рыбка старику после первой их встречи?
( Не печалься, ступай себе с богом.
Будет тебе новое корыто.)
6. Что за стража обходила дозором славный город? ( 33 богатыря)
7. Какое приданое приготовил царь – отец молодой царевне из «Сказки о мёртвой царевне»? («Семь торговых городов, да сто сорок теремов»)
8. Какого роста был новорождённый сын царя Салтана? ( Аршин)
9. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (30 лет и 3 года)
10. Сколько дней пировал царь Дадон в шатре у шамаханской царицы? (Неделю).
* Узнай от кого пришли телеграммы”.
- Герои сказок отправили нам телеграммы. Давайте отгадаем от кого они пришли.
1) Не могу прибыть к вам, очень занят, так как веревкой хочу море морщить.
2) Ветер весело шумит, судно весело бежит. Ждите нас, мы скоро будем.
3) Прибуду к вам, как только дам задание своему работнику.
4) Приеду с подарками, так как наткала я полотна.
5) Очень жаль, но приехать не могу: “Горе мне! Попались в сети оба наших сокола».
6) Спасибо за приглашение, вижу, что тут люди добрые живут.
Молодцы!
Итог урока.
Подведём итоги урока. В чем сила и ценность сказок?
( Сказка – это добрая фантазия и мечты людей. Сказка не только занимательна, но и поучительна.)
- Будем верить в сказки, в добро, мир. Спешите делать добро сами!
Рефлексия.
- Кому урок понравился?
- Кому понравилось работать в группе?
- Кто после уроков будет читать сказки, и не только Пушкина, но и другие
сказки?
- На уроке работали дружно, все были активны, поэтому за урок ставлю всем «отлично»!
Домашнее задание.
Предлагаю вам прочитать сказку о медведихе. Эта сказка не дописана Пушкиным. Предлагаю вам подумать о том, какое может быть продолжение этой сказки. Не забудьте, ведь сказки творят чудеса и добро побеждает зло.
А на следующем уроке чтения мы будем знакомиться со сказками зарубежных писателей.
Резерв.
Девочки дарят вам добрую поучительную песню о волшебниках.
( Песня о волшебниках из кинофильма «Новогодние приключения Маши и Вити»).