Открытый урок по
литературному чтению
во 2 В классе
по теме : Л. Толстой «Акула».
Подготовила Полевая М. В.
Тема урока: Л.Толстой«Акула».
Задачи урока:
- познакомить обучающихся с произведением Л.Н. Толстого «Акула»; пробудить познавательную активность.
- работать над осознанностью чтения; над развитием читательских умений.
- расширять кругозор обучающихся; развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление.
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, к героям и их поступкам; любовь и уважение к близким.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
Эмоциональное отношение к поступкам героев литературных произведений;
основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель; умение принимать и сохранять учебную задачу; умение контролировать и оценивать свои действия; самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой; осуществлять рефлексию.
Познавательные:
Строить устное высказывание с учетом учебной задачи; поиск необходимой информации с помощью учебной литературы; переработка и преобразование информации из одного вида в другой; анализировать, сравнивать, делать выводы.
Коммуникативные:
Выражать свои мысли в монологе, диалоге; участвовать в учебном диалоге; проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работы.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: мультимедийный проектор, портрет писателя Л. Толстого, карточки с заданиями, учебник по литературному чтению для 2 класса.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.
Ожидаемые образовательные результаты: в процессе деятельности на уроке учащиеся должны знать название рассказа и его автора; характеризовать действующих лиц рассказа на основании их поведения; отбирать в тексте материал для выборочного чтения; составлять рассказ о герое, выражать личностное отношение к событиям и героям; составлять план рассказа.
Ход урока.
Организационный момент.
Эмоциональный настрой.
- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте успехов в уроке. Я хочу, чтобы хорошее настроение и желание трудиться сохранилось у нас на протяжении всего урока.
- У нас много интересной работы. Давайте узнаем, чем мы с вами будем заниматься… (слайд № 1).
ЬТАТИЧ
ЬТАДЮЛБНА
ЬТАНИМОПСВ
ЬТАМУД
- Верно, ребята, сегодня на уроке мы с вами будем узнавать новое, читать, наблюдать, вспоминать, думать, радоваться успехам, а с неудачами будем справляться все вместе.
Дыхательная гимнастика.
-Чтобы красиво и правильно читать, надо подготовить наши лёгкие. Давайте встанем и сделаем несколько упражнений. («Надуваем шарик», «Задуваем свечку» )
Речевая разминка.
- А теперь давайте потренируем наше произношение. Слоги читают мальчики, а остальную часть девочки (слайд №2).
1 .Да - да - да - из трубы бежит вода.
Та - та - та - в нашем классе чистота.
Са - са - са - под кустом сидит лиса
Жа - жа - жа - есть иголки у ежа
Ра - ра - ра – на уроке детвора
Кра - кра - кра – в разговоре чистота
Работа с карточкой №1.
Карточка №1
Николай Николаевич Носов
Лев Николаевич Толстой
Корней Иванович Чуковский
Этот человек – великий русский писатель. Он написал много книг для взрослых и детей.
Он основал в Ясной Поляне школу для крестьянских детей и сам учил их грамоте.
В данном перечне: «Краденое солнце», «Прыжок», «Огурцы», «Мишкина каша», «Акула», «Фантазёры» - имеется два произведения этого писателя.
- Прочитайте запись на карточке и определите, о каком из трёх авторов идёт речь.
(Я думаю, что речь идёт о Л.Н. Толстом, потому что он написал много книг для взрослых и для детей, а Носов и Чуковский это детские писатели.
Также мы знаем, что Л.Н. Толстой написал «Азбуку» и учил по ней детей).
-Что ещё вы можете рассказать о Л. Н. Толстом?
- Какие из перечисленных произведений написали Носов и Чуковский, а какие принадлежат перу Л.Н.Толстого? Сформулируйте тему урока.
(К.И. Чуковский написал «Краденое солнце», Н.Н.Носов – «Огурцы», «Мишкина каша», «Фантазёры». Рассказ Толстого «Прыжок» мы читали на предыдущем уроке, значит, тема сегодняшнего урока: Л.Н.Толстой «Акула»).
(Появляется портрет Толстого) (слайд №3).
Проверка д/з (слайд № 4, 5, 6, 7, 8).
1. Где происходят события, о которых говорится в рассказе “Прыжок?”
а) в поезде
б) на корабле
в) на лодке
2. Назовите главных героев рассказа.
а) капитан
б) мальчик
в) обезьяна
г) матросы
3. Почему мальчик залез на мачту корабля?
а) хотел посмотреть вдаль
б) чтоб все смеялись
в) за шляпой, которую сорвала обезьянка
4. Какими перечисленными качествами обладал мальчик?
а) геройство
б) смелость
в) трусость
5. Чему нас учит этот рассказ?
а) быть непослушными
б) решительно и находчиво действовать в сложных ситуациях
в) быть равнодушным
Актуализация знаний.
1. - Да ребята, текст рассказа нас с вами учит быть решительными, смелыми, послушными.
-А давайте вспомним, какие ещё произведения написал Лев Николаевич Толстой. Для этого надо расшифровать слова, меняя буквы местами (слайд №9).
филипок
котёнок
лев и собачка
Послушаем рассказ об акуле (индивидуальное задание) (слайд №10).
Акула – страшная хищница моря. Это очень древние рыбы. Они целой стаей плывут за кораблями и ждут, не упадет ли в море человек, но если такого не случается, то с большим удовольствием пожирают то, что люди выбрасывают в воду. Они глотают все подряд, даже пустые бутылки, консервные банки и всякий хлам. Белая акула - самая опасная, свирепая и сильная из всех акул. Ее называют "белая смерть”. Пасть акулы усажена несколькими рядами острых зубов. Кожа многих акул покрыта чешуей с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение акулы плывущей порой со скоростью 40 км в час, наносит серьезные раны. Но не все акулы хищники. Многие питаются медузами, мелкой рыбешкой.
Физкультминутка
Раз поднялись, - потянулись.
Два – согнулись, разогнулись,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть. Семь, восемь лень отбросим
Словарная работа
Начинаем работу над рассказом (слайд №11).
- Вам в рассказе встретятся такие слова …
Фитиль – (горючий шнур для воспламенения зарядов)
Артиллерист – (военнослужащий артиллерии)
- Как вы думаете, каково значение этих слов?
- По названию и словам, значение которых объяснили, попытайтесь угадать, о чём пойдёт речь в произведении «Акула».
Дети высказывают свои предположения.
Чтение произведения учителем со «стопом». Учебники закрыты.
Первый отрывок из рассказа – от начала и заканчивается словами «На корабле с нами было два мальчика».
- Где происходит действие рассказа?
- Какая стояла погода?
- Как вы представляете себе купальню?
- Для чего её устроили?
- Как вы думаете, что произойдёт дальше?
Второй отрывок начинается словами «Мальчики первые попрыгали в воду,…» и заканчивается «…Не выдавай! Понатужься!»
- Что можете сказать о характерах этих ребят, об их физической форме?
- Расскажите о чувствах отца.
- Предположите, как будут развиваться события дальше.
Третий отрывок заканчивается словами «… поплыли в разные стороны. Визг этот как будто разбудил артиллериста».
- Как вели себя дети в воде?
-Что чувствовали люди, находящиеся на корабле?
- Каково было состояние отца?
- Как действовали матросы в экстремальной ситуации?
- Могли ли они помочь мальчикам? Как понимаете фразу:
«Визг этот как будто разбудил артиллериста»?
- Что будет дальше?
Четвёртый отрывок заканчивается словами «…потому что на минуту дым застлал нам глаза».
- Правильно ли поступил отец, стреляя в акулу?
- Чем он рисковал?
- Что было бы, если бы отец не выстрелил?
- Какие черты характера отца проявились в этой ситуации?
- Расскажите о его чувствах после выстрела?
- Представьте себя на палубе этого корабля. Опишите свои чувства. Предположите, чем закончится эта история?
Пятый отрывок – до конца текста.
- Почему ропот сначала был тихим, потом сильнее и, наконец, раздался громкий, радостный крик.
- Что почувствовал артиллерист в этот момент?
-Понравился ли вам рассказ? Почему?
- Как вы думаете, это сказка или правдивая история?
Первоклассник Миша, прослушав, этот рассказ, сказал, что эта история делится на две части:
- Сначала всё было хорошо и весело, а потом стало страшно.
Вы с этим согласны?
(Выслушиваются мнения детей)
Чтение рассказа учениками. Анализ произведения.
- Какие разные по характеру части можно выделить в рассказе «Акула»?
(Эта история делится не на две, а на три разные по характеру части. Ведь после опасности всё хорошо заканчивается).
-Найдите в рассказе «Акула» границу между частями.
-Найдите и прочитайте фрагмент, когда вам впервые стало страшно за ребят? -А когда ещё страшнее?
- Какой фрагмент самый пугающий?
Маша считает, что в этом рассказе главный герой – артиллерист, а Миша думает, что главные герои – мальчики, друг Миши Петя считает главным героем акулу, потому что рассказ называется «Акула»? С кем из них вы согласны? Почему?
-Вернёмся к рассказу «Прыжок». Кто в этом произведении является главным героем – капитан или сын капитана? Почему?
-Проследите по тексту рассказа «Акула», как меняются переживания старого артиллериста и его поведение.
- Чем старый артиллерист похож на капитана из рассказа «Прыжок»?
-Почему рассказ называется «Акула»? Можно ли было предотвратить опасность? Как?
Работа в парах.
- У вас на партах лежат карточки. На них написано начало предложения . Вы должны найти это предложение в тексте и прочесть его до конца. С соседом договоритесь, кто какую часть будет читать.(Карточка № 2)
Фронтальная работа (ответы на вопросы). Итог урока (слайд №12).
- Главные герои рассказа?
- Какова главная мысль этого произведения?
Вывод. Этим добром и послушанием пронизаны все произведения Льва Николаевича. Именно поэтому их любят и знают взрослые и дети.
Домашнее задание по выбору (слайд №13).
- Вот и подошёл к концу наш урок. Настало время д/з.
- Ребята, на слайде три варианта домашнего задания. Вы прочитайте и выберите один вариант, который вам по силам.
Перечитать рассказ, разделить на части и приготовить его пересказ.
Прочитать и нарисовать те картину, которая возникла в вашем воображении при чтении.
Перечитать рассказ и подготовить выразительное чтение.
Рефлексия (слайд №14).
- Ребята, я довольна вашей отличной работой.
- А сейчас вы сами оцените, как вы работали на уроке. У каждого из вас на парте стоит кораблик с мачтой, но без паруса. Приклейте парус такого цвета, на который вы оцениваете свою работу.
Отлично работал (а) и многому научился(ась).
Хорошо работал(а) на уроке.
Надо постараться.
- Кораблики вы возьмёте домой, и придумаете своему кораблю название.
- Большое спасибо вам за помощь на уроке (слайд №15).