СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по математике: "Число и цифра 5"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные цели:

1) Сформировать представление о числе 5 с опорой на числовой отрезок, способность к его записи с помощью графической модели и цифрой;

2) Сформировать способность к сложению и вычитанию в пределах 5, к фиксированию движения по отрезку несколькими одновременно выполняемыми шагами;

3) Повторить схематическую и знаковую форму записи чисел в пределах 4;

4) Сформировать представление о пятиугольнике.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по математике: "Число и цифра 5"»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

СРЕДНЯЯ общеобразовательная школа №24

городского округа Павловский Посад Московской области









Открытый урок по математике в 1 «Б» классе


Учитель: Шеварнова Т.Н.


Тип урока: ОНЗ


Тема: «Число и цифра 5»











20 ноября 2019 г.



Основные цели:



1) Сформировать представление о числе 5 с опорой на числовой отрезок, способность к его записи с помощью графической модели и цифрой;

2) Сформировать способность к сложению и вычитанию в пределах 5, к

фиксированию движения по отрезку несколькими одновременно выполняемыми шагами;

3) Повторить схематическую и знаковую форму записи чисел в пределах 4;

4) Сформировать представление о пятиугольнике.



Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования:

Наблюдение, сравнение, аналогия.



Демонстрационный материал:

1) карточки с числами 1 - 4;



2) модель числового отрезка:



3) рисунок Веселого карандаша (лист А-4);

4) пожелание для этапа 1 (лист А-4);

5) образец для проверки самостоятельной работы (этап 2):





6) рисунки камушков красного, желтого, зеленого и синего цвета на листе А-4 (этап 2);

7) эталоны числовых отрезков (уроки 24, 25):



8) образец цифры 5 на квадратном листе (1/2 А-4) без стрелок и звездочки;

9) 5 разноцветных листьев пятиугольной формы:



10) образец для самопроверки (этап 6):

12) рисунок чудо-дерева, на котором прикреплены геометрические фигуры: 2 красных круга разного размера, | маленький зеленый круг, 2 маленьких зеленых треугольника.



Раздаточный материал:

1) карточки в конвертах на каждого ученика для этапа 2:

2) цветные карандаши красного, желтого, зеленого и синего цвета;

3) модели числового отрезка для этапа 2 на каждого ученика:

6) графические модели чисел 1-4 на прозрачной пленке или кальке. Лист А-4 делится на 8 частей(8 карточек), на нем 2набора карточек:

7) карточки для самостоятельной работы для этапа 6:

8) карточки с пятью звездочками красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого цвета для этапа 8.



Ход урока



1) Самоопределение к учебной деятельности.



Цель:

1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;

2) определение содержательных рамок урока.

Организация учебного процесса на этапе 1.



На доске в беспорядке прикреплены карточки с числами 1 — 4, среди них модель числового отрезка.

— Посмотрите на записи. На какие группы их можно распределить? (Числа и модель числового отрезка.)



Если дети вместо чисел назовут цифры, учитель уточняет, что числа можно записывать с помощью цифр. Карточки с цифрами учитель убирает с доски, а модель числового отрезка перемещает на оборотную сторону доски.



— Сегодня мы с вами продолжаем увлекательное путешествие по стране Цифирии. Нашим проводником будет Веселый карандаш. Прочитайте его пожелание.



Учитель открывает запись на доске:

«Желаю удачи!»



— Пожмите друг другу руку и пожелайте удачи.



2) Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

Цель:

1) актуализировать способности к соотнесению количества предметов с графической моделью чисел 1 — 4 и цифрой;

2) актуализировать вычислительные навыки в пределах 4, способности к установлению порядка на множестве чисел от 1 до 4, к нахождению на модели числового отрезка чисел, смежных с заданным числом;

3) актуализировать мыслительные операции наблюдения, сравнения, аналогии;

4) зафиксировать затруднение — согласовать обозначение числа 5 с помощью графической модели и цифрой.



Организация учебной деятельности на этапе 2.

1) Актуализация способности к соотнесению количества предметов с графической моделью чисел 1 — 4 и цифрой.



Учитель предлагает детям достать из конвертов карточки Р-1.



— Прежде чем отправиться в страну Цифирию, Веселый карандаш предлагает нам пройти испытание. Рассмотрите рисунок. Что вы видите? (Фигуры, числа от 1 до 4, рядом с ними окошко.)

— Соотнесите количество предметов с числами. Зачеркните лишние числа карандашом. В окошко нарисуйте графическую модель числа.



Работа выполняется самостоятельно. Проверка проводится по образцу, который учитель предъявляет на доске Д-5.



2) Актуализация вычислительных навыков в пределах 4.



Математический диктант. Ответы фиксируются на моделях числового отрезка (Р-3, № 1).

Один ученик работает на оборотной стороне доски, остальные на своих местах.

— На пути в страну Цифирию нам встретилась бурная река. Пройти через нее можно по камушкам. А камушки не простые, на них записаны задания.



Учитель читает задание и прикрепляет рисунок камушка к доске с помощью магнита. Камушки нарисованы разными цветами. Дети фиксируют ответы карандашом, соответствующего цвету камушка.



1-й камушек. Я задумала число. Вычла из него 2 и получила 2. Какое число я задумала?(4.)



2-й камушек. Найдите разность 3 и 1.(2.)



3-й камушек. Из целого, которое равно 4, вычитаем его часть, равную 3. Чему равна вторая часть? (1.)



4-й камушек. 2 увеличьте на 1. (3.)



Учитель предлагает детям сверить свои ответы.



Результат проверки фиксируется в работе с помощью знаков «+» или «?». Допущенные ошибки исправляются.



3) Актуализация способности к установлению порядка на множестве чисел от 1 до 4. нахождению смежных чисел с использованием эталона числового отрезка.



— Как расположены числа на числовом отрезке? (В порядке возрастания.)



Учитель прикрепляет магнитом эталон числового отрезка (Д-7, № 1) к доске и просит детей взять слева на парте карточку с таким же эталоном (Р-4, № 1).



— Какое число получается, если единица вычитается из данного числа? (Предыдущее число.)



— Назовите, какое число предшествует числу 3? (2.) Как это показать на модели числового отрезка?



Дети отмечают фломастером направление движения по числовому отрезку (Р-3, № 1)стрелочкой, комментируя свои действия следующим образом:



— Чтобы получить число, стоящее перед числом 3, вычитаю из трех один, делаю один шаг влево, получается число 2.



Учитель показывает выполнение этого задания на модели числового отрезка на доске.



— Какое число стоит между числами 2 и 4? (3.)



— Какое число получается, если прибавить единицу к данному числу? (Последующее число.)



— Назовите, какое число следует за числом 4. (5.) Расскажите, что вы знаете о числе 5. (Дети называют соседей числа 5, число, за которым 5 стоит при счете.)



4) Затруднение в индивидуальной деятельности.

— Как можно получить число 5 на модели числового отрезка? (Присоединить еще один единичный отрезок и на конце написать цифру 5.)



Детям предлагается взять модель числового отрезка (Р-3, № 2), показать стрелочкой, как

получить число 5, и записать его цифрой.



При выполнении этого задания возникает затруднение в написании цифры 5. Учитель организует фиксацию всех имеющихся вариантов и побуждает детей определить свою позицию, например с помощью вопросов:



— Кто согласен с данным вариантом? Поднимите руку.

Учитель организует фиксацию возникшего затруднения.



3) Постановка проблемы.



Цель:

1) организовать выявление и фиксирование учащимися причины затруднения — обозначение числа 5 с помощью цифры;

2) согласовать цель и тему урока.



Организация учебной деятельности на этапе 3.

— Давайте проговорим еще раз, что надо сделать? (Записать на отрезке число и цифру 5.)

— Почему вы не можете сказать, кто выполнил его правильно, а кто — нет? (Мы не договорились, как писать цифру 5.)



— Знакомясь с новым числом и цифрой, о чем мы должны еще договориться? (Какой выбрать эталон для числа 5, из каких частей оно состоит.)



— Какую цель поставим перед собой на уроке? (Изобразить число 5 точками и цифрой, узнать из каких частей оно состоит.)



— Какой будет тема урока? («Число и цифра 5».)



4) Проектирование и фиксация нового знания.



Цель:

1) определить способ обозначения числа 5 графически и цифрой и последовательность действий при записи цифры 5;

2) зафиксировать обозначение числа 5 на эталоне;

3) на предметных моделях выявить состав числа 5.



Организация учебного процесса на этапе 4.



1) Работа над составлением графической модели числа 5.

— Веселый карандаш просит вас придумать, как можно с помощью точек нарисовать число 5.



Работа выполняется в парах с помощью прозрачной пленки или кальки, на которой нарисованы графические модели чисел 1 — 4. Дети путем совмещения моделей чисел 1 — 4 (Р—6) друг с другом должны получить модель числа 5 (например, 4 и 1;З и 2).



Учитель предлагает детям зарисовать на 1/2 листа А-4 полученный вариант.



— У кого получилась такая же модель числа? (Дети поднимают руку.)

— Из каких частей состоит модель числа 5? (1 и4; З и 2.)



Учитель предлагает детям сверить свою работу с образцом в учебнике, стр. 40.



— Расскажите, как мы будем изображать число 5 графически. (Четыре точки ставим в углы квадрата, а пятую — в центре.)



2) Работа над согласованием образца написания цифры 5.



— Какую еще цель мы ставили перед собой на уроке? (Договориться, как писать цифру 5.)

— Какой вариант выберем? (Дети предлагают рассмотреть вариант цифры в учебнике на стр. 41 и сравнить с ним их работу.)



Учитель прикрепляет к доске цифру 5, написанную на квадратном листе

и просит детей рассказать, как пишется цифра 5. Дети устно проговаривают последовательность действий, учитель фиксирует шаги звездочкой

и стрелочками.



— Рабочую точку ставим чуть правее середины верхней границы клетки. Наклонную линию ведем вниз в центр клетки. Затем пишем полуовал до середины нижней границы клетки. От рабочей точки ведем дугу в верхний правый угол клетки.



Учитель читает четверостишье и просит детей ответить на вопрос.



Ветер осенью летал,

Ветер листики считал:

Красный лист,

Зеленый лист,

Липы лист,

Клена лист.



— Хорошо ли ты считал? Сколько листьев насчитал? (4.)



Учитель продолжает читать стихотворение:



Лист от ветки оторвался.

Ветер злился и сбивался.

Вот попробуй, сосчитай.

Оторвался, улетай.



— Сколько всего листьев сорвал ветер? (5.) Какой цифрой обозначим это количество листьев? (Цифрой 5.)

Дети пишут цифру в воздухе, проговаривая хором последовательность шагов.



— Мы договорились, как будем рисовать графическую модель числа 5 и как записывать его цифрой. Какой эталон числа 5 у нас получится? (Дети выбирают среди эталонов чисел от 1 до 5, лежащих на столе учителя, эталон числа 5 и прикрепляют его к доске.)



3) Формирование представления о пятиугольнике.



Учитель прикрепляет к доске магнитами оторвавшиеся листочки Д-9 и предлагает детям рассмотреть их.



— Сравните листочки.

— Чем они отличаются друг от друга? (Цветом и размером.)



— Чем похожи? (Одинаковые по форме.)



— Как называется такая геометрическая фигура? (Пятиугольник.). Почему? (У пятиугольника 5 углов, 5 вершин, 5 сторон.)



Учитель предлагает детям построить из палочек пятиугольник. Проверяет выполнение задания, проходя по рядам.



4) Работа над составом числа 5.



— Ветер был озорником и занес листья...Угадайте, куда?



Есть у ребят

Зеленый друг,

Зеленый друг, хороший.

Он им подарит сотню рук

И тысячу ладошек. (Лес.)



— Ребята, перед нами волшебный лес. Сверху листья увидели шляпки необычных грибов.



Учитель прикрепляет магнитом к доске картинку первого гриба Д-11:



— Сколько кругов в первой части? (4.)



— Сколько кругов во второй части? (1.)



— Сколько всего? (5.)



— Какой эталон поможет доказать, что вы правы?



Учитель прикрепляет на левую сторону доски два эталона Д-7:



Дети выбирают первый эталон и с его помощью комментируют решение примера 4 + 1.



— Выполняю действие сложения. Значит, двигаюсь от числа 4 по числовому отрезку вправо на 1 шаг. Получаю число 5.



4+1=5



Один ученик на доске, другие в тетрадях записывают этот пример.

Учитель поворачивает картинку гриба так, чтобы получился рисунок:



— Количество кругов на картинке изменилось? (Нет.)

— Какой пример запишем к этому рисунку? (1 + 4 = 5.)



Учитель предлагает посмотреть на картинку третьего гриба.



— Какой пример можно записать к этому рисунку? (3 + 2)

— Какой эталон поможет доказать, что вы правы?







— Как с помощью эталона найти правильный ответ?

Дети записывают в тетрадях и на доске пример 3 + 2 и комментируют его решение:

— Выполняю действие сложения. Значит, двигаюсь от числа 3 по числовому отрезку вправо на 2 шага. Получаю число 5.

Учитель поворачивает картинку так, чтобы получился рисунок:

Работа строится аналогично работе по второй картинке. В тетрадях и на доске появляется

запись: 2+3 =5



Физкультминутка.



Подтянитесь на мысочках

Столько раз, сколько пальцев на руке у вас.

1, 2, 3, 4, 5.

Топаем ногами!

1, 2, 3, 4, 5.

Хлопаем руками!

1, 2, 3, 4, 5.

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже.

Тихо сядем,

Руки на парту положим.

Голову поднимем выше

И легко - легко подышим.



5) Первичное закрепление.

Цель:

зафиксировать новое учебное содержание во внешней речи.



Организация учебного процесса на этапе 5.

— В волшебном лесу растет чудо—дерево.

Здесь фигуры расселись в ряд

И о чем-то говорят.

Их язык особый,

Разгадай — попробуй!



Учитель предлагает детям рассмотреть рисунок дерева, на котором вместо листьев нарисованы геометрические фигуры.



1) Работа над составом числа 5.



— Посмотрите на фигуры, которые выросли на чудо-дереве. На какие части можно разбить эти фигуры? (По цвету — красные и зеленые; по форме — треугольники и круги; по раз меру — большие и маленькие.)



К каждому варианту разбиения дети из предложенных учителем карточек (Д-11) выбирают подходящее числовое выражение и помещают его на доске под рисунком дерева.



— Проговори состав числа 5 по записям на доске.

2) Работа в прописи, стр. 41.



— Сколько всего фигур на рисунке? (5.)

— Какой цифрой обозначим это количество? (Цифрой 5.)

— Кто хочет по нашему образцу рассказать, как пишется цифра 5? (Один ученик проговаривает шаги, остальные дети пишут цифру в воздухе.)



Затем три ученика поочередно выходят к доске и пишут цифры в заранее расчерченной на клеточки строчке, громко проговаривая последовательность шагов. Остальные дети работают в прописи.



— А теперь запишите в прописи под диктовку друг друга еще по одной цифре.



— Давайте выберем среди ваших цифр Королеву красоты. Для этого сравните каждый шаг в написанной вами цифре с образцом учебника и поставьте зеленым карандашом черточку (корону) над той цифрой, которая, по вашему мнению, совпадает с образцом.



- Кто нашел Королеву красоты? (Дети поднимают руки.)



- Молодцы!



6) Самоконтроль с самопроверкой по эталону.



Цель:

1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;



2) проверить сформированность способности к выполнению действий сложения и вычитания чисел на числовом отрезке.



Организация учебного процесса на этапе 6.

— Мы хорошо потрудились коллективно, а теперь попробуйте выполнить задание самостоятельно.

Работа выполняется на карточке Р—1 в течение 2-3 минут.



— Положите в мешочки по 5 фигур так, чтобы их можно было разбить на 2 группы. Проведите стрелочки на числовом отрезке и допишите сумму.



Затем дети проверяют выполнение задания по образцу (Д-10), предъявленному на доске, и фиксируют с помощью знаков «+» или «?» заполнение каждого рисунка.



— Поднимите руку, кто допустил ошибку при заполнении первого рисунка? Поставьте рядом с первым мешком «?»

— Где еще допустили ошибку? (Дети указывают место ошибки: рисунок или пример.) Исправьте ошибку зеленой ручкой.

— Поднимите руку, кто выполнил задание верно? Поставьте рядом с этим рисунком знак «+».



Аналогично проводится проверка заполнения второго рисунка с фиксацией результатов с помощью знаков «+» и «2».



— Поднимите руку, кто заполнил два рисунка без ошибок?

— Молодцы! Если допустили ошибку, не огорчайтесь, вы сможете ее исправить и тоже будете молодцами.



7) Включение в систему знаний и повторение.



Цель:

1) тренировать способность к устным вычислениям на основе знания состава чисел в пределах 5;



2) тренировать мелкую моторику рук.



Организация учебного процесса на этапе 7.

1) Повторение состава чисел в пределах 5.



Игра «День — ночь». Учитель дает команду «Ночь» и медленно читает пример: 2+2-1-2+3+1



Дети, положив головы на парты и закрыв глаза, считают, показывая результаты промежуточных действий на пальчиках. Учитель, проходя по классу, пожимает пальчики тем, кто правильно дал промежуточный ответ. Результат последнего действия по команде «День» проговаривается вслух. При необходимости, решение проверяется с помощью числового отрезка.



2) Тренировка мелкой моторики рук.



№1, стр. 40.

— Рассмотрите рисунок учебника. Какую фигуру видите на рисунке? (Пятиугольник.) Что узнали о пятиугольнике сегодня на уроке? (Дети перечисляют, что у пятиугольника 5 вершин, 5 углов, 5 сторон.)



— Вам нужно обвести пятиугольник по точкам, не отрывая карандаша от листа. От какой точки начнем движение? (От точки 1.) Как будем двигаться дальше? (По порядку от 1 до 5.)



Дети выполняют задание в учебнике.



№2, стр. 40.

Аналогично рисуют звезду.



— Что общего между пятиугольником и звездой? (5 точек и 5 отрезков.)

— Чем отличаются фигуры? (У пятиугольника стороны не пересекаются, а у звезды пересекаются.)



8) Рефлексия учебной деятельности на уроке.



Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) оценить свою работу на уроке;



3) обсудить домашнее задание.



Организация учебного процесса на этапе 8.



— Какова тема сегодняшнего урока? («Число и цифра 5».)



— Какую мы ставили перед собой цель на уроке? (Придумать графическую модель числа 5 и обозначить это число цифрой.)



— Какой у нас получился эталон? (Дети показывают эталон на доске.)



— Достигли мы целей на уроке? (Да.)



— Что еще нового мы узнали на сегодняшнем уроке? (Познакомились с пятиугольником.)

— Чему научились на уроке? (Писать цифру 5, складывать числа в пределах 5, рисовать пятиугольник и звездочку, не отрывая ручку от листа.)



— Возьмите рисунок, который лежит в рабочей тетради. Что видите на этом рисунке? (5 разноцветных звездочек.)



— Оцените свою работу на уроке. Обведите:



красную звездочку, если активно участвовали в работе, легко справлялись с заданиями и не встретили затруднений;



оранжевую звездочку, если участвовали в работе и встретили 1 — 2 затруднения и смогли их преодолеть;



желтую звездочку, если работали с классом, встретили 2 — 3 затруднения; и смогли их преодолеть;



зеленую звездочку, если было трудно, не успевали за классом, встретили затруднения, но не смогли с ними справиться;



голубую звездочку, если не включились в работу с классом.



— Мне и Веселому карандашу понравилось, как вы трудились на уроке. Спасибо за сотрудничество!



Домашнее задание:



№5, стр. 41. (Нарисовать свои рисунки и записать к ним выражения.)



Работа в прописи.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!