Урок математики "Число 5, цифра 5, состав числа 5" - урок "открытия" новых знаний. В процессе урока дети должны усвоить как число 5 может быть получено: прибавлением 1 к предыдущему числу, усвоить все случаи состава числа из двух слагаемых, сравнивать любые два числа в пределах 5, устанавливать, какое из них больше (меньше) другого, уметь решать простые задачи, сопоставлять выражения и соответствующие к ним иллюстрации, используя математические термины читать числовые выражения.
Просмотр содержимого документа
«Урок математика "Число 5, цифра 5, состав числа 5"»
Урок математики («Школа России»)
Тема: Число 5, цифра 5, состав числа 5.
Цель:
Помочь детям усвоить образование числа 5 и обозначение его цифрой 5, построение натурального ряда чисел, написание цифры 5, сотав числа 5, все случаи сложения и соответствующие случаи вычитания, связанные с составом числа 5.
Развитие умения пользоваться количественными и порядковыми числительными в пределах 5, сравнивать число 5 с предыдущим.
Развитие умение решать простые задачи, раскрывающие смысл действия сложения и вычитания.
Формирование умения правильно пользоваться математической терминологией, интерес к математике.
Средства обучения: учебник «Математика» М.И.Моро, С.И.Волкова, магнитные цифры, магнитный счетный материал, счетные палочки
Основные методы: диалог, моделирование, «яркое пятно»
ХОД УРОКА
Орг момент.
Актуализация знаний. Устные упражнения и практические работы.
а)Воспроизведение ряда чисел от 1 до 10 в «прямом» направлении, начиная с любого числа, и в «обратном» направлении.

б) Соотнесение порядкового номера и числа.
Назовите предыдущее число 8, 5. Как получить предыдущее число?
На сколько предыдущее число меньше последующего?
Назовите последующее число 6, 9. Как получить последующее число?
На сколько последующее число больше предыдущего?
Какое число стоит междк 5 и 7? 8 и 10?
Какое счисло стоит справа от 5, слева от 2?
Назовите соседей числа 7.
в) Соотнесение чисел 1-5 и соответствующих групп предметов. Игра «Столько, сколько
г) Сравнение двух групп предметов и сравнение на этой основе соответствующих чисел.
Каких кубиков больше: красных или синих?
Сколько синих кубиков? (4)
Сколько красных кубиков? (3)
Что больше: 4 или 3?
Что меньше?
д) Состав чисел 2, 3, 4. «Игра «Вместо одного числа два»
Я показываю, например, карточку с цифрой 3, а дети, поднимая свои карточки, показывают, как можно заменить число 3 двумя способами. (3 — это 1 и 2, и т.п.)
е) Задача в стихах
В снег упал Батошка, а за ним Арюнка, а за ней Аюшка, а за ним Сарюнка, а потом упал Тогмит, сколько на снегу ребят?
«Открыти» нового знания и формулирование темы урока.
а) Образование числа
Положите в один ряд 4 красных палочек, а в другой столько же зелёных. Сколько зелёных нужно положить? (4)
Почему? ( Потому что сказано, что нужно положить столько же, сколько красных, а красных — 4)
Добавьте ещё одну зелёную палочку. Сколько теперь стало зелёных палочек?
Каких палочек больше?
Каких меньше?
Как можно получить число 5? (к 4 + 1)
б) Знакомство с цифрой 5. (Показ)

Это цифра 5, так записывают число 5.
Обозначьте цифрой сколько у вас красных палочек и сколько зелёных. Каких палочек больше? Каких меньше?
Кто из вас раньше видел цифру 5? Где?
в) Сравнение чисел. «Числовая лесенка»
Н
азовите числа по порядку, начиная с самого большого.
Определи, что больше, что меньше: 1 или 2? 2 или 3? 3 или 4? 4 или 2? 4 или 3? № или 5? 5 или 1?
г) Работа по учебнику. (с.34-35)
А сколько пустых корзин? Как записать, что всего сколко корзин? (4+ 1)
Сколько детей работало в саду? (5)
Одна девочка не стала собирать яблоки, а собирала цветы. Как это записать? (5 — 1)
Сколько детей собирало яблоки? (4)
Обсудим вместе, как связаны картинка, схема и запись. (с.34)
д) Состав числа 5.

ФИЗМИНУТКА
Первичное закрепление. Работа в паре.
а) Разминка и тренировка памяти и внимания.


б) Упражнении в образовании, сравнении числа 5.
К какому числу прибавили 1, если получили 5?
Какое число меньше: 5 или 3? 4 или 5?
Верны ли записи, составленные по схемам?
Самостоятельная работа.
Проверка: фронтальная
Рефлексия.
Я могу.....
Я ещё затрудняюсь....
Мне нужна помощь.....