СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики "Число и цифра 7. Состав числа 7" в 1 классе

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:Число и цифра 7. Состав числа 7.

Тип урока: урок усвоения новых знаний (УУНЗ)     

Структура урока: «открытие» новых знаний.

Цель урока: создание условий обучающимся для успешного усвоения состава числа 7 через включение их в учебное исследование.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики "Число и цифра 7. Состав числа 7" в 1 классе»


Урок математики в 1 классе. УМК « Школа России»

Тема урока:Число и цифра 7. Состав числа 7.

Тип урока: урок усвоения новых знаний (УУНЗ)

Структура урока: «открытие» новых знаний.

Цель урока: создание условий обучающимся для успешного усвоения состава числа 7 через включение их в учебное исследование.

Задачи урока:

Образовательная : уточнение представлений обучающихся о числе 7; написание цифры 7; знакомство с составом числа 7 и его особенностями.

Развивающая: развитие логического мышления, математической речи, умение сравнивать, анализировать; формирование навыков контроля и самоконтроля.

Воспитательная : воспитание самостоятельности, аккуратности, умение работать в парах.

Формируемые УУД:

личностные:

-самоопределение;

-ценностное отношение к процессу получения числа 7;

- осознание практической важности обозначения числа 7 на письме;

- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

- осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

познавательные: работа с информацией, выполнение логических операций.

регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность.

коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества.





Средства обучения:

Презентация, компьютер, проектор, учебник математики для 1 класса, автор Моро М.И., рабочая тетрадь, индивидуальные карточки с цифрами , числовая линейка с окошком при решении примеров, сигнальные карточки «светофор» для самооценки , наглядность: ёжи и ёлочка (состав числа 7), солнышко и тучка для рефлексии.



Технологическая карта урока

«Число и цифра 7. Состав числа 7»

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Самоопределение к учебной деятельности.

(организационное начало)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Долгожданный дан звонок, начинается урок!

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

-Ребята все вы любите, когда на улице хорошая погода, светит солнышко. У нас на уроке тоже солнышко, но случилась неприятность, его закрыла тучка. А чтобы тучка исчезла, мы должны хорошо поработать с вами (песня о солнышке)



Личностные:

принимать роль ученика; формировать интерес к учению

2.Актуализация опорных знаний и мотивация.


Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий.

- Для того, чтобы помочь солнышку, необходимо провести математическую разминку:

-Покажите на "светофоре" с каким настроением вы начинаете урок?

1)- Какое сегодня число? А вчера? Завтра?

-Как называется время приёма пищи в середине дня? (обед)

-Назовите второй месяц года.

2)Задачи.

- Из города в поселок шла старушка, а навстречу ей шли 3 ученика. Сколько человек направлялось в поселок?

-Из-за куста торчат 6 ушек. Там спрятались зайчики. Сколько зайчиков?

3)Счёт в пределах 10 (прямой и обратный):

- Сосчитайте от 1 до 10; от 10 до 1. (тихо – громко)

-Посчитайте 2-ками от 2 до 10, от 9 до1.

4)Игра «Молчанка»

-Какое главное правило этой игры ?

-Приготовили свои линеечки с окошком. (учитель показывает примеры на + -1,2, учащиеся показывают ответы).

5).Игра «Слушай и считай» (работа в парах)

-Внимание, вы считаете число ударов в бубен и цифрами выложите количество ударов. (один на доске выставляет цифры)

2 4 6

-Что интересного заметили?

-Какие числа пропущены в числовом ряду? (1, 3,5)

-Поставьте.

-Назовите среди них самое большое, самое маленькое.

-Назовите соседей числа 2,4.

Назовите число, которое находится между числами2 и 4, 4 и 6.

- Какое число стоит справа от 3? А слева от 6?

Оцените свою работу, покажите на светофорах. ( зелёный - хорошо, жёлтый-не со всеми заданиями справился, красный-не справился.)

(Тучка открывает солнышко)


У ребят « светофор»

(зеленый - если у тебя все хорошо получалось, ты работал самостоятельно, хорошее настроение ;желтый -все получалось, но требовалась небольшая помощь, настроение не очень хорошее; красный- тебе было трудно, плохое настроение)







всё делаем молча






работа в парах



каждое следующее число больше предыдущего на 2, они стоят в порядке возрастания










светофор






Регулятивные:

принимать цель учебной деятельности путем её осознания; проявлять инициативность.


Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний; определять круг своего незнания.



Коммуникативные:

уметь работать в паре, слушать собеседника, вступать с ним в диалог. Уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.

3.Постановка цели и задач урока.


Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

1).Отгадайте ребус 7Я (семья).

И мы с вами дружная классная семья.

Но я не случайно попросила отгадать ребус…И сейчас, я надеюсь, вы поймёте…

2).Отгадайте загадки:

- Братцев этих ровно семь. Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом ходят друг за другом.

Попрощается последний – появляется передний.

- Назовите хором названия дней недели. (… ) А сколько их? (7)


- Семицветный полукруг из семи широких дуг.

Приказало солнце: "Стой,

Семицветный мост - дугой!".

По тебе я погуляю

И до звёзд рукой достану

- Что общего в загадках и ребусе?


-Какова тема нашего урока? ("Число и цифра 7")

-Значит, цель урока - …


-3).Где в жизни встречались с числом 7? (№дома, квартиры ,на часах, на телефоне, на линейке.


Вспомните и назовите названия сказок, в которых также встречается число 7:




- Назовите пословицы, где встречается число 7?.


- История числа 7.

«Особенно большим почетом в древности было окружено число 7. Когда-то 7 было самым большим числом, больше него чисел не было. Поэтому число 7 обозначало слово «всё».

7 стало магическим и волшебным числом. Оно использовалось в сказках и мифах древнего мира. Например, семь чудес света, семь подвигов Геракла….


Физкультминутка.

Ночь наступает, всё замирает. Ночью мы отдыхаем, а на небе часто светит месяц или луна.

В небе плавает луна(покачиваются вправо-влево)

В облака зашла она.

12,3,4,5(хлопки в ладоши) Можем мы луну достать.(руки вверх)

6,7,8,9,10 ( хлопки). И пониже перевесить (руки вниз )

10,9,8,7(ходьба на месте). Чтоб луна светила всем.


4).-Кто это там пыхтит? Вы не слышите?(ёжик Пых несёт яблоки)

-Можно я посчитаю их? (путаю при счёте)

-Чего нельзя делать при счёте?

-Так сколько же яблок несёт ёжик?(6)

-А вот ещё 1 яблоко. Сколько же будет их? (7)

2). Какой же цифрой надо обозначить это число? (7) (показ)

Поставим цифру 7 в числовой ряд.

Посмотрите на числовое выражение . (6 1 =7)

-Какой знак поставим? (+) Почему?

(Было 6, стало 7, стало больше, значит, ставим знак +)

-А теперь следующее числовое выражение. (7 1 =6)

-Какой знак поставим ? (-) Почему?

(Было 7, стало 6, стало меньше, значит, ставим знак-)

Что это было записано? (равенства)

А какое оно? (верное)

-Составьте из равенства неравенства. (6 7, 7 6)


Оцените свою работу (светофор). И солнышко наше освобождается от тучки.














дни недели









радуга


В них встречается число 7

-научиться писать цифру 7,решать примеры и задачи с этим числом, изучить состав числа 7 )

«Волк и семеро козлят», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Белоснежка и семь гномов»


Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Лук от семи недуг. Семь бед – один ответ. "На седьмом небе от счастья" и т.д.)




























Вывод:

нельзя пропускать и называть 2 раза число














Работа в парах










светофор

Регулятивные:


формировать учебную проблему совместно с учителем.


Прогнозировать предстоящую работу – составлять план действий.


Познавательные:

находить ответы на вопросы учителя; извлекать нужную информацию.


Коммуникативные:


участвовать в диалоге на уроке.

4.«Открытие» детьми новых знаний.

.

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению.

1).– На что похожа цифра 7?

(Наглядность)


-Демонстрация написания цифры 7:


- Откуда надо начинать писать цифру 7? (показ)


Начинаем писать чуть ниже верхней линии клетки, ведём плавную линию в правый верхний угол клетки, далее ведём наклонную линию до центра нижней границы клетки, остановка. Посередине наклонной палочки пишем горизонтальную палочку.

(Повторение правила посадки при письме.)


- Письмо по образцу в тетради.


Физкультминутка.

1).Тучки нахмурились, дождик закапал.

Солнышко взошло. Ой, как хорошо.

2).Вышли мышки как-то раз , посмотреть который час.

1,2,3,4-мышки дёрнули за гири.

Вдруг раздался страшный звон-убежали мышки вон.

3)1-2-выше голова,

3-4-руки шире, 5-6- тихо сесть,

7-8-лень отбросим.


2). Состав числа 7.

Где живут ежи ? ( в лесу).Вот и наш ёжик Пых остановился у ёлочки и ждёт своего друга Пуха. А просит он вас помочь разделить 7яблок разными способами.

(на доске – состав числа 7 и сразу на ёлочке :7 -это …и т. д.).

Оцените свою работу (светофор). И солнышко наше освобождается от тучки.


-Вот семёрка – кочерга. У неё одна нога.

- Семь – точно острая коса. Коси, коса, пока остра.









Письмо в воздухе, на ладошке



























7- это…..


Познавательные:

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя наглядность.


Регулятивные:

проговаривать последовательность действий на уроке.

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.


Коммуникативные:

слушать и понимать речь других.

5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


Усвоение состава числа 7.

Давайте проверим , как вы запомнили состав числа7?(в парах на партах)

-Разложите цифры, 7-это…..

(закрываю ёлочку)

А теперь проверьте с доски, так ли у вас?


Оцените свою работу (светофор). И солнышко наше освобождается от тучки.





Работают в парах










Регулятивные:

соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.


Познавательные:

включаться в систему знаний при повторении.


6.Первичное закрепление.


Усвоение нового способа действий.


Откройте учебник на с.54.

1).Рассмотрите верхнюю картинку. - Какие математические записи подходя к ней?

-Докажите.

Расскажите, как можно получить число 7?


2).Перейдём к следующему заданию.

-Что в нём нужно сделать?


3)Подумайте, какие числа пропущены в примерах?

-Докажите.
















Сравнить количество вагонов в поездах

Показывают цифры на линеечке с окошком.

Познавательные:

ориентироваться в учебнике: извлекать информацию, делать логические выводы, практические действия.

Регулятивные:

самостоятельно оценивать выполнение своего задания.

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме

7.Включение в систему знаний и повторение.


Повторение и закрепление ранее изученного.













































Работа с геометрическим материалом. ( на экране)

1)-Установите закономерность и скажите, какую фигуру надо вставить? (пятиугольник)

-Каждой фигуре - своё название.


2) « Сказка про треугольник и четырёхугольник»

-Послушайте внимательно сказку и ответьте на вопрос: «Какая фигура получилась?»

Жили – были 2 брата: треугольник с квадратом.

Старший квадратный, добродушный, приятный.

Младший - треугольный , вечно недовольный.

Стал спрашивать квадрат: «Почему ты злишься, брат?»

Тот кричит ему: «Смотри, ты полней меня и шире,

У меня углов лишь 3, у тебя же их 4».

Но квадрат ответил: «Брат! Я же старше, я - квадрат!

И сказал ещё нежней: «Неизвестно, кто важней».

Но настала ночь , и к брату, натыкаясь на столы,

Младший лезет воровато срезать старшему углы.

Уходя, сказал: «Приятных я тебе желаю снов!

Спать ложился ты квадратным, а проснёшься без углов!»

Но наутро младший брат страшной мести был не рад.

Поглядел он - нет Квадрата, онемел, стоял без слов….

Во так месть! Теперь у брата 8 новеньких углов!


(Да, отрезал он углы , сколько же стало углов, сторон, вершин у фигуры?

-Как такую фигуру называют?(8-миугольник или многоугольник)




Пятиугольник





Выступают 2 девочки




































Многоугольник

Регулятивные:

оценивать полученную информацию для ответа на поставленный проблемный вопрос.


Познавательные:

включаться в систему знаний при повторении.

8.Рефлексия деятельности на уроке.

итог урока

–Чему учились на уроке?– Что показалось самым интересным?

- А что было сложным? Над чем надо ещё поработать?

-Какую самооценку своему труду на уроке вы себе дадите? Покажите на "светофоре".

-С каким настроением вы заканчиваете этот урок?

-Вы все сегодня хорошо поработали, скажем , друг другу - СПАСИБО.



светофор

(зеленым - если у тебя все хорошо получалось, ты работал самостоятельно; желтым -все получалось, но требовалась небольшая помощь; красным- тебе было трудно.)


Регулятивные:

осуществлять самоанализ. Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Элементы современных образовательных технологий: игровые, здоровье - сберегающие (физкультминутки, смена видов деятельности), проблемное обучение (частично-поисковое), личностно-ориентированная, информационно-коммуникационная технология, обучение в сотрудничестве

Самоанализ урока

« Число и цифра 7. Состав числа 7»

Тип урока: урок усвоения новых знаний (УУНЗ)

Структура урока: «открытие» новых знаний.

Цель урока: создание условий обучающимся для успешного усвоения состава числа 7 через включение их в учебное исследование.

Для достижения этой цели были поставлены задачи урока:

образовательная: уточнение представлений обучающихся о числе 7; написание цифры 7; знакомство с составом числа 7 и его особенностями.

развивающая: развитие логического мышления, математической речи, умение сравнивать, анализировать; формирование навыков контроля и самоконтроля.

воспитательная: воспитание самостоятельности, аккуратности, умение работать в парах.

Для обеспечения мотивации по изучению данной темы использовала игровой момент: «У нас на уроке солнышко, но случилась неприятность, его закрыла тучка. А чтобы тучка исчезла, мы должны хорошо поработать с вами»

Для решения поставленных задач на уроке формировались УУД:

личностные:

-ценностное отношение к процессу получения числа 7,

- осознание практической важности обозначения числа 7 на письме;

- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

- осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

познавательные : работа с информацией, выполнение логических операций.

регулятивные : управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность.

коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества.

Использовались средства обучения:

Презентация, компьютер, проектор, учебник математики для 1 класса, автор Моро М.И., рабочая тетрадь, индивидуальные карточки с цифрами , числовая линейка с окошком при решении примеров, сигнальные карточки «светофор» для самооценки , наглядность: ёжи и ёлочка (состав числа 7), солнышко и тучка для рефлексии.

На уроке освещение материала соответствовало возрастным особенностям учащихся , содержание урока соответствовало требованиям программы. С целью развития и активизации познавательной деятельности и самостоятельности учащихся опиралась на жизненный опыт учеников и включала методы:

-словесные;

-наглядные (ёжики с яблоками в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач);

-практические ;

-наблюдение;

-самостоятельная работа;

-контроль и самоконтроль.

На уроке использовались современные образовательные технологии, такие как игровые, которые делают процесс обучения не просто занимательным, а интересным, активизируют умственную деятельность, развивают любознательность, способствуют развитию творческих способностей, артистизму.

Обучение в сотрудничестве, на уроке сочетались как фронтальная, индивидуальная, так и работа в парах, которая способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий: это сотрудничество на основе доброжелательности, умение слышать и слушать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение.

Здоровьесберегающие технологии позволяют равномерно распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с отдыхом.

Технология проблемного обучения - обучить не отдельным мыслительным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения задач.

Учащиеся самостоятельно определили тему урока через разгадывание ребуса и загадок и сформулировали учебную проблему совместно с учителем.

На уроке использовались задания репродуктивного характера: («прочитай», «повтори», вспомни») и задания поискового характера ( «докажи», «объясни», «оцени»., «сравни», «найди ошибку»: Чего нельзя делать при счёте? )

На практике осуществлялся принцип психологической комфортности на уроке. Этому способствовали открытость, активность ребят, происходила связь учителя и ученика в форме сотрудничества и взаимопомощи.

Для осуществления обратной связи: ученик - учитель использовались «линеечки с окошком» в игре « Молчанка», главное правило которой: всё «делаем» молча при решении примеров, показываем только ответ на «линеечке»

Для формирования навыков самоконтроля использовались такие приёмы, как: «А теперь проверьте с доски, так ли у вас?»

На уроке чередовался материал разной степени трудности, происходило разнообразие видов учебной деятельности. На уроке развивались такие качества, как восприятие, внимание, воображение, развитие логического мышления, математической речи, умение сравнивать, анализировать, формирование навыков контроля и самоконтроля.

Для формирования самооценки работы на уроке использовался «светофор» (зеленый круг - если у тебя все хорошо получается, ты работаешь самостоятельно; желтый - все получалось, но требуется небольшая помощь; красный - тебе трудно.)

Я считаю, что все эти образовательные технологии, формы и методы способствовали и поддерживали устойчивое внимание и интерес учащихся на уроке.



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!