учебник «Математика, 1 класс. М.И. Моро», рабочая тетрадь «Математика, 1 класс, 1 ч.», карточки для работы в парах, мяч, карточки (солнце, облако, туча), презентация, проектор.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Мотивирование (самоопределение) к деятельности. Включение учеников в учебную деятельность. «Хочу, потому что смогу». Приёмы: добрые пожелания. У детей должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. | Учитель читает пожелание: (Слайд 1) Прозвенел звонок весёлый. Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать! Улыбнёмся друг другу, пожелаем удачи (хлопки в ладони друг другу). - Что вам пригодится для успешной работы? - Какое нужно настроение, чтобы урок для вас был удачным? - Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок. Я верю в вас, у вас получится. | Включаются в учебную деятельность. Отвечают на вопросы учителя. Дети получают эмоциональный настрой. |
II. Актуализация знаний. Мотивация к деятельности. Подготовка мышления детей; повторение изученного материала, необходимого для «открытия» нового знания; выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. Осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение в деятельности. | Повторение изученного материала. Работа с числовым рядом в пределах 10. «Разминка». (Учитель бросает ученикам мяч, называя задание, ученики отвечают, возвращая мяч.) - Назовите число, следующее за числом 2, 4, 6, 8, 9. - Назовите число, предшествующее числу 3, 4, 7, 8, 10. (Слайд 3) 2. Игра «Молчанка». (Ответ показывают на веере чисел.) - Какое число стоит между числами 3 и 1; 5 и 3? - Какое число больше 4 на 1? - Какое число меньше 5 на 1? - Какое число меньше 4 или 2? - Какое число больше 5 или 3? (Слайд 4) 3. «Засели домик». (Повторение состава числа 5) 5 – 4 и ? 5 – 3 и ? 5 – 1 и ? 5 – 2 и ? 4. Возникновение проблемной ситуации. (Учитель вызывает к доске 5 учеников.) - Сосчитаем, сколько ребят вышло? - Что нужно сделать, чтобы ребят стало на 1 больше? (Подходит 1 ученик.) - Сколько ребят стало? - Как получили число 6? - Запишите пример. (Возникает проблема при записи цифры 6.) | Дети отвечают на поставленные вопросы, повторяют изученный материал. Работа с кассой цифр. Работа в тетради. |
III. Постановка учебной проблемы. Учащиеся выполняют задания, актуализирующие их знания; учитель включает проблемный вопрос, создающий проблемную ситуацию для ученика и формирующую у него потребность освоения того или иного понятия. Обсуждение затруднений (Почему возникли затруднения? Чего мы ещё не знаем?) Проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить. | - Что мы знаем о числе 6? (Стоит при счёте за числом 5.) (Если затрудняются, то положить по порядку карточки с цифрами, которые изучили.) - Чего мы ещё не знаем о числе 6? (Написание цифры, состав числа 6.) - Назовите тему урока. (Число и цифра 6.) (Слайд 5) - На какие вопросы нам предстоит ответить? (Как получить число 6 – состав числа. Как писать цифру 6? Определить место числа и цифры 6 в натуральном ряду чисел.) | Дети высказывают своё мнение. Диалог. |
IV. «Открытие» нового знания. Построение проекта выхода из затруднения. Реализация проекта. Обсуждение проекта решения проблемы, её решение. Методы: подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д. | (Слайд 6-9) 1. Состав числа 6. - Какие есть предложения, как узнать состав числа 6? (Взять 6 палочек в 2 руки.) - Кто как взял? 2. Письмо цифры 6. - Число 6 записываем цифрой 6. (Слайд 10) - На что похожа цифра 6? «Цифра 6 – дверной замочек: Сверху крюк, внизу кружочек». (Слайд 11) (Показ написания цифры 6.) (Слайд 12) 3. Физминутка. Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки. Приседаем столько раз, сколько бабочек у нас. Сколько ёлочек зелёных, столько сделаем наклонов. | Дети высказывают своё мнение. Практическая работа. Письмо цифры в рабочей тетради (стр. 21) |
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации. На этапе внешней речи происходит усиление эффекта усвоения материала, так как речь не только подкрепляет письменную речь, но и озвучивает внутреннюю, посредством которой ведётся поисковая работа в сознании. | 1. Работа по учебнику (стр. 52) - Рассмотрите рисунок. Что там изображено? (Девочка помогает маме делать печенье.) - Объясните по рисунку, как можно получить число 6. | |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Работа побуждает учеников ответственно относиться к выполняемой работе, учит оценивать результаты своих действий. В процессе самоконтроля действие не сопровождается громкой речью, а переходит во внутренний план. Важно, чтобы на данном этапе для каждого ученика была создана ситуация успеха («Я могу, у меня всё получится»), и у него возникло желание закрепить удачный результат. | - Наступает самый ответственный момент на уроке. На этом этапе каждый работает самостоятельно. 1. Самостоятельная работа. (Слайд 13) Карточка «Проверь себя» 1. Вставь пропущенные числа: 1, 2, …, 4, 5, … 2. Состав числа 6: 5 и ? 1 и ? 4 и ? ? и 4 ? и 3 2. Самопроверка. (Слайд 13) - У кого возникли трудности? - Что не получилось? - Кому нужно ещё потренироваться? | Дети самостоятельно выполняют задания. Сравнивают с эталоном. Оценивают работу: ! справился; ? сомневался; - не справился. |
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Учащиеся выполняют задания, в которых тренируется использование изученного материала. Таким образом, происходит формирование навыка применения изученных способов действий и подготовка к введению в будущем следующих тем. | Работа в парах. - Предлагаю вам поработать в парах. У вас на партах лежат карточки с заданиями. Задания разных уровней: красный кружок – сложнее, зелёный – легче. Вы должны подумать и самостоятельно определить, какое задание вы будете выполнять. Прислушивайтесь к мнению соседа. (Ученики, быстро справившиеся с заданием, могут выполнить другой вариант.) Карточка 1. + - 1) 2 * 4 = 6 5 * 1 = 6 6 * 2 = 4 6 * 3 = 3 6 * 5 = 1 3 * 3 = 6 2) , = 6 * 5 4 * 6 6 * 1 Карточка 2. 5 + 1 = 6 – 4 = 6 – 3 = 4 + 2 = 3 + 3 = 6 – 1 = | Дети выполняют задание. Оценивают работу: ! справился; ? сомневался; - не справился. |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | - Над какой темой работали на уроке? (Слайд 14) - Что вы узнали о числе 6? - На следующих уроках нам предстоит включить свои знания в работу. - Оцените свою работу на уроке. - Оцените работу класса. - Какое у вас настроение? Изменилось ли оно? - Покажите карточки настроения по выбору: солнце, облако, туча. (Слайд 15) «Завершается урок. Он пошёл ребятам впрок? Постарались все понять? Учились тайны открывать? Ответы полные давали? На уроке не зевали? Спасибо всем за урок». | Дети отвечают на вопросы. Оценивают работу свою и класса в целом. Показывают карточки по выбору. Объясняют свой выбор. |