СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики 1 класс "Литр"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок: Математика

Класс: 1класс 

Учитель: Попова Надежда Аркадьевна

Дата: 02.03.2016г.

Тема: Литр

УМК: Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

Планируемые результаты:

-  учащиеся познакомятся с новой величиной – ёмкостью и единицей её измерения – литром;

-  закрепят понятие «килограмм»;

- отработают вычислительный навык в пределах 10.

Технология: проблемно-диалоговая

Форма урока: урок -  практикум

Просмотр содержимого документа
«урок математики 1 класс "Литр"»

Урок: Математика

Класс: 1класс

Учитель: Попова Надежда Аркадьевна

Дата: 02.03.2016г.

Тема: Литр

УМК: Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

Планируемые результаты:

- учащиеся познакомятся с новой величиной – ёмкостью и единицей её измерения – литром;

- закрепят понятие «килограмм»;

- отработают вычислительный навык в пределах 10.

Технология: проблемно-диалоговая

Форма урока: урок - практикум

Цели урока:

- познакомить с новой величиной – вместимостью и единицей ее измерения – литром;

-развивать умения решать задачи и примеры изученных видов.

Задачи урока:

Предметные:

- содействовать формированию понятия величины вместимости литр;

- формировать умения решать практически нестандартные задачи с новой величиной;

- развивать наблюдательность, внимательность, аккуратность.

Метапредметные:

Личностные УУД:

- создать условия для формирования интереса к учебной деятельности;

- формировать представления о связи математики с жизнью;

Регулятивные УУД:

- содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу;

- формировать умение совместно с учителем оценивать результаты своих действий;

Познавательные УУД:

- сравнивать сосуды по вместимости;

- упорядочивать сосуды по вместимости, располагая их в заданной последовательности;

- использовать математическую терминологию в построении небольших высказываний в устной форме;

Коммуникативные УУД:

- принимать участие в индивидуальной и групповой работе ;

- высказывать свою точку зрения;

- уважительно относиться к чужому мнению.

Оборудование: сосуды для измерения разной вместимости: 2 двухлитровых банки, одна литровая банка, стаканы, кастрюля, разные сосуды литровой вместимости (бутылка, пакет из-под сока, молока, кружка, кастрюля).



Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Орг. момент. Самоопределение к учебной деятельности.




Цель: активизация учащихся



Настраивает детей на работу.

- - Ребята, сегодня мы продолжаем знакомство с такой интересной наукой как математика.

- Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал.

- Почему это важно?


Давайте на уроке трудиться под девизом (хором):

Мы – умные! Мы – смелые!

Мы – старательные!

Мы – внимательные!

Мы в первом классе учимся!

Всё у нас получится!

Дети садятся.

(слайд 2)














Формулируют правила поведения на уроке и аргументируют их.

Коммуникативные УУД

-уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроках и следовать им.

Регулятивные УУД:

самоопределение,

саморегуляция.

Актуализация знаний


Устный счёт

























































Цель: закрепить единицу измерения массы - килограмм.


- Ну, а теперь, соблюдая правила, будем активно работать.

- 5 увеличить на 3? (8)

- 10 уменьшить на 6? (4)

- это число является предыдущим для числа 2 (1)

- это число является последующим для числа 6 (7)

- чьи это соседи: 4 и 6? (5)

Задачи в стихах.

С неба звездочка упала, В гости к детям забежала

Две кричат во след за ней:

«Не забудь своих друзей!»

Сколько ярких звезд пропало,

С неба звездного упало? (3)

Решила старушка – ватрушки испечь.

Поставила тесто, да печь затопила.

Решила старушка – ватрушки испечь,

А сколько их надо – совсем позабыла.

Две штучки – для внучки,

Две штучки – для деда,

Две штучки – для Тани,

Дочурки соседа.

Считала, считала, да сбилась,

А печь-то совсем протопилась!

Помоги старушке сосчитать ватрушки! (6)

Шесть орешков мама-свинка

Для детей несла в корзинке.

Свинку ежик повстречал

И еще четыре дал.

Сколько орешков свинка

Деткам принесла в корзинке? (10)


-Вспомните и ответьте на вопросы:

-Как определить массу предметов?

- Каким прибором измеряют массу предметов?

- С какой единицей измерения массы, мы познакомились на прошлом уроке?

- Подумайте и ответьте: что легче килограмм вишни или килограмм картофеля?




Отвечают на вопросы, вспоминая знания, полученные на предыдущем уроке
























































взвесить



весами




килограмм




масса одинаковая

Познавательные УУД

-обобщение

Постановка учебной проблемы


Цель: организовать постановку цели урока






Создаёт условия для формирования цели урока.

Подводит к вопросу: какой единицей измеряют жидкость?

Проводит практическую работу с использованием наглядности.

Помогает учащимся сформулировать тему и цель урока.

На доске слова: весы, длина, сантиметр, линейка, масса, килограмм, объём;

- Разбейте слова на группы. Объясните свой выбор.(слайд 4)

Проверка: 1. Весы, масса, килограмм.

2. Длина, сантиметр, линейка.

(слайд 5)

-Длина измеряется линейкой, единица измерения – сантиметр.

-Масса измеряется с помощью весов, единица измерения –килограмм.

-Почему слово «объем» вы не отнесли ни к одной группе?

- Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить? (слайд 6)

?

величина

объем


- Чтобы это доказать или опровергнуть, что вам надо выяснить об объеме?



Перед детьми на столе находятся разные сосуды с водой. В каждый сосуд учитель налил 3 л воды, но из-за разной формы сосуда дети не могут сравнить количество жидкости.

- Ребята, посмотрите внимательно на стол.

- Что вы видите?

- Какие задания можно придумать с этими сосудами?

Как сравнить количество воды в этих сосудах?

-Чего мы ещё не знаем?

-Так какая же цель у нашего урока? Что нового мы должны узнать?

-Вот это мы сейчас и исследуем.




Дают всевозможные ответы.





Активно участвуют в практической работе, поддерживая диалог с учителем.

Под руководством учителя формулируют тему и цель урока.




















-Мы не знакомы с этим словом, не знаем, что оно означает.





1. Что такое "объем".

2. Можно ли сравнить объем

3. Как измерить объем.

4. Каковы единицы измерения объема.





Разные сосуды с водой.

- Можно узнать, сколько воды в каждом сосуде.

- Сколько всего воды во всех сосудах.

- А можно выяснить, где воды больше, а где меньше?

Нужна мерка.

Как измерить жидкость? Узнать её количество?

Личностные УУД

- проявить учебно-познавательный интерес к новому материалу.

Регулятивные УУД

-уметь высказывать своё предположение;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные УУД

-участие в коллективном обсуждении проблемы;

-умение оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД

- анализировать, синтезировать, сравнивать информацию.

Поиск решения проблемы


Цель: ознакомить с новой величиной – ёмкостью и её измерением с помощью литра

Учитель берёт в руки стакан с водой.

- Что у меня в стакане?

- Какая она?

Учитель выливает часть воды на стол или на пол и спрашивает, что произошло с водой?

- Как вы думаете, что необходимо для жидкости, чтобы она не растекалась?

- Приведите примеры ёмкостей.

- Посмотрите на столе у меня пакет из-под молока, пачка сока и банка. У этих емкостей есть одинаковый признак, по которому эти сосуды совпадают. Отгадайте этот признак.


- Этот признак называется емкостью или объемом и измеряется он в литрах. Слово «литр» сокращённо пишут так: л, 3л, 7л. (слайд)

- Запишем в нашей тетради.

- Сформулируем тему нашего урока.

- Где вы встречали эту единицу измерения?

(слайд)

- Измерим ёмкости, выливая из них воду литровыми банками.

- Какой можно сделать вывод?




- А теперь эти же ёмкости наполним водой по-другому: кастрюлю банкой, а банку стаканами.


- Почему так произошло?

- Что надо делать, чтобы определить вместимость сосудов?




вода

жидкая





Она растеклась, потому что жидкая.


Ёмкости.

стакан, банка, кастрюля, ведро, бочка и пр.




предположения детей

(помещается одинаковое количество жидкости)












Литр


В магазине, на автозаправке.





Кажется, что емкости по размеру разные, а вмещают одинаковое количество воды.

- Получается, что кастрюля и банка сначала вмещали одинаковое количество воды, а теперь - разное.



- Измерять одинаковой меркой, а не разной.

Коммуникативные:

постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.


Познавательные:

доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование;

формулирование проблемы.


Динамическая пауза

- Я буду показывать вам карточки с разными единицами измерения, если число на карточке обозначает массу, то вы должны попрыгать, обозначает длину - вы шагаете, а если обозначает объём, то вы приседаете.

Будьте внимательны! (слайд)

4 см, 8кг, 5л, Зсм, 7кг, 9см, 1л, 6кг, 2л.




Воспроизведение нового знания



Цель: включение нового знания в систему знаний.

1. Устный счет.

(слайд)

9л -...= 3л ...л +2л = 8л

..л - 4л = 4л 4л + 3л - 5л =...л 7л - 6л =...л 6л - 5л + 8л =...л


- Решите задачу:

Миша принёс для поливки огорода 3 ведра воды, а Петя - 5 вёдер. Сколько вёдер воды они принесли вместе?

- Какая единица измерения встретилась в этой задаче?


2. Решение задачи из учебника с.38, №3


3. Организует работу в группах.(карточки)

1. Налей воду в стакан до краёв и перелей в чашку. Что ты замечаешь? Сравни по объёму чашку и стакан. Сделай записи.

Ч С С Ч


2. Всегда ли для сравнения по объёму необходимо переливание? Сравни по объёму банки а и б. (по рисунку)


3. В одну банку входит 3 л воды, а в другую – 1 л. Как с их помощью отмерить 2 л? Как отмерить 4 л?

Проверка работы.

Работают в группах. Каждая группа получает карточку с заданием, выдвигают своё решение, приходят к единому мнению. Представители групп озвучивают свой вариант решения.












Оформление схемы и решения задачи в тетради.


Самостоятельно решают задачи и делают необходимые записи.

Познавательные УУД

-самостоятельное создание способов решения проблемных задач.

Регулятивные УУД

- саморегуляция


Коммуникативные УУД

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-умение оформлять свои мысли в устной форме.


Личностные:

самооценивание.

Рефлексия деятельности.

Цель:

- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

- оценить собственную деятельность;

- зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности.

Что сегодня на уроке мы нового узнали?

- Почему это необходимо знать? Где в жизни применяется эта величина?

- Что такое ёмкость?

- А в природе существуют «ёмкости» для воды?

- А можно измерить, например, в реке, в озере количество воды в литрах? Почему?

- Ребята, а вы слышали, что к воде надо относиться бережно? Это как?

Игра «Математическая грамматика».

Составьте слова:

Жизнь - знь + д + кость =жидкость

Извоз - воз + мера - а + ить = измерить

Лил - л + тр =литр

Продолжите фразы:

Я и не подозревал, что ....

Теперь я могу....

Домашнее задание:

Предлагаю дома вам побыть в роли младших научных сотрудников и заняться исследованием. Необходимо измерить, сколько стаканов в литровой банке, в бидоне, в кастрюле.

Посмотрите, какие у вас получатся результаты, это очень интересно. А теперь, возьмите модель бумажного кораблика, который лежит у вас на парте, приклейте к нему флажок: красный – если вам на уроке было всё понятно и вы работали с удовольствием, зелёный - если было немного трудно и не всё понятно, синий – было очень трудно и всё непонятно.


как измерить количество жидкости



сосуд, куда наливают жидкость

водоёмы





Познавательные УУД

-контроль и оценка результатов деятельности: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей