СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по математике на тему: «Связь между суммой и слагаемыми» 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по математике на тему: «Связь между суммой и слагаемыми» 1 класс»











Открытый урок по математике на тему:

«Связь между суммой и слагаемыми»



1 класс







Провела:

учитель начальных классов

Аласханова Ш.Б.











Урок по математике в 1 классе

Тема: Связь между суммой и слагаемыми.

(1 класс)

Цель урока: познакомить  с взаимосвязью между компонентами действия сложения, вывести правило нахождения неизвестного слагаемого; формировать вычислительные навыки.

Задачи урока:

  • Формировать понятие суммы как целого, состоящего из частей – слагаемых.

  • Продолжить работу по формированию умения решать задачи изученных видов. Отрабатывать умения составлять задачи по рисунку.

  • Развивать навыки счета в пределах 10.

  • Развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику.

  • Продолжать формировать умение работать в парах.

  • Развивать действия самоконтроля.

  • Продолжать работу по осуществлению индивидуального и дифференцированного подхода.

  • Совершенствовать умения в оформлении письменных работ, отрабатывать каллиграфический навык.

  • Использовать элементы ССО (абстрагирование).



Планируемые результаты:

- учащиеся учатся использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств;

- учатся решать задачи изученных видов;

- учатся использовать речь для регуляции своего действия;

- учатся выполнять задачи творческого и поискового характера;

- учатся контролировать и оценивать свою работу и её результат.











ХОД УРОКА



1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Вы проверьте, все ль в порядке –
Книжки, ручки и тетрадки.

2. Актуализация знаний.

– Сегодня 4 февраля и нас приглашает к себе в гости число и цифра 4.

- Назовите «соседей» числа 4.

- Сколько жильцов живет в каждой квартире  домика числа 4.

Сегодня на уроке каждый из вас получил маршрутный лист. Мы с ним будем работать в течение урока.

- Каллиграфическая минутка. Вспомним, как  пишется эта цифра, и пропишем до конца строки через клеточку.

2. Устный счет (Условие – первичная информация)

– Число 4 предлагает нам съездить в гости к Веселым человечкам, а вот на чем мы  отправимся, узнаете, если правильно выполните задания арифметического диктанта.

  • Найдите сумму чисел 3 и 4. ( 7)

  • Уменьшите 10 на 2. ( 8 )

  • Увеличьте 4 на 2. ( 6 )

  • 1 слагаемое - 5, 2 слагаемое – такое же. Чему равна сумма? ( 10 )

  • 10 без 1. ( 9 )

  • В магазине игрушек было 6 резиновых мячей, а кожаных – на 4 больше. Сколько кожаных мячей было в магазине?

  • В букете 3 белых розы и 2 красных. Сколько всего роз в букете?

1 ученик работает за доской, остальные на местах. Проверка работы с помощью светофоров.



В результате у детей получается ряд чисел: 7, 8, 6, 10, 9, 10, 5.

Пользуясь таблицей, подпишите под цифрами ответов буквы. Вы узнаете, на чём мы отправимся путешествовать.























1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

е

м

и

к

з

р

п

а

в

о

















Получается слово  ПАРОВОЗ.

– Итак, отправляемся в путешествие.

3. Работа по теме урока. (Первичная модель – образ объекта)

Практическая работа.

– Мы подъехали к первому домику, в нем живет Самоделкин.
– Положите  2 синих треугольника, рядом 4 желтых. Сколько всего треугольников? Какой выражение составим?
2 + 4 = 6

- Как называются числа при сложении?

- Прочитайте это выражение по-новому, используя названия компонентов действия сложения.
(Над числами прикрепляются карточки со словами: 1 СЛАГАЕМОЕ, 2 СЛАГАЕМОЕ, СУММА)
– Так сколько всего у нас фигур? ( Всего 6 фигур.) Закройте ладошкой  все синие треугольники.

- Что осталось?

- Сколько их?

- Как получили число 4?
6 – 2 = 4

Прочитайте выражение, вспомнив названия чисел при сложении.

– Что такое 6 в первом примере? 2? 4?
(Над числами прикрепляются карточки с названиями)
–Посмотрите на фигуры. Сколько всего фигур? Всего 6 фигур. Закройте ладошкой все желтые фигуры. Что осталось? Сколько их? Как получили число 2?
6 – 4 = 2
– Что такое 6 в первом примере? 2? 4?
(Над числами прикрепляются карточки с названиями)
– Рассмотрите все три примера. Что заметили? ( Когда из суммы 6 вычли первое слагаемое 2, то получили второе слагаемое 4; когда из суммы 6 вычли второе слагаемое 4, то получили первое слагаемое 2)

- Какой можно сделать вывод?

- Связаны ли между собой сумма и слагаемые?

- Слагаемые и сумма связаны между собой математическими действиями сложением и вычитанием. Они дружат друг с другом, поэтому их называют взаимообратные.

Так какова тема нашего сегодняшнего урока. Прочитайте в учебнике, что мы будем рассматривать на уроке?

4. Сообщение темы урока:

«Связь между суммой и слагаемыми».

5. Работа по учебнику.

Паровозик привез нас к следующему домику – домику Буратино. 

- Откройте учебники на стр.26.
– Буратино решил напоить нас чаем. 
– Рассмотрите первую полку. Сколько красных кружек? Сколько синих? Сколько всего?
3 + 2 = 5
– Прочитайте это равенство, используя слова-названия компонентов.
– Рассмотрите второй рисунок. Было 5 чашек. Какие кружки и сколько закрыли дверцей? Сколько осталось? Какое выражение составили?
5 – 3 = 2
– Прочитайте равенство, используя слова 1 СЛАГАЕМОЕ, 2 СЛАГАЕМОЕ, СУММА. 
– Рассмотрите третий рисунок. Было 5 чашек. Какие кружки и сколько закрыли дверцей? Сколько осталось? Какой пример составили?
5 – 2 = 3
– Прочитайте равенство, используя слова 1 СЛАГАЕМОЕ, 2 СЛАГАЕМОЕ, СУММА.
– Рассмотрите  примеры. Какую связь заметили между тремя примерами?

Вывод: Если из суммы вычтем 1 слагаемое, то получится 2 слагаемое. Если из суммы вычтем 2 слагаемое, то получится 1 слагаемое.

6. Физкультминутка

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся.
Два – нагнулся.
Руки  в стороны развёл,

Ключик видно не нашёл,

Чтобы ключик нам достать

Нужно на носочки встать.

7. Требование. Закрепление изученного материала.

 А мы подъехали к домику Незнайки. Давайте поможем ему ответить на вопрос.

Можно ли не считая, а,  используя и зная пример на сложение, решить пример на вычитание.

8. Вычленение существенных свойств объекта

– Найдите задание №3 в маршрутных листах.

Рассмотрите  первый рисунок. Прочитайте выражение, записанное под ним.

- Какие 2 примера на вычитание мы можем составить по этому выражению?

- Как мы их получили? Что такое число 8? Значит : из суммы 8 вычли слагаемое 5, получили слагаемое 3.

Из суммы 8 вычли слагаемое 3, получили слагаемое 5.

-Так сколько выражений на вычитание можно составить по примеру на сложение?

Посмотрите на второе выражение и решите его самостоятельно.

Проверка работы.

- А теперь посмотрите внимательно и скажите, можно ли не считая, используя пример на сложение, решить примеры на вычитание.

Итак, как получить 1 слагаемое? 2 слагаемое?

9. Физминутка.

1, 2, 3, 4, 5 — все умеем мы считать.

Раз! Подняться, потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре — руки шире.

Пять — руками помахать.

Шесть — за парту тихо сесть.

10. Аналитико-познавательная работа (информационное поле 2)

№ 3 в учебнике.

- Закончите предложения. Работаем в парах. Один начинает читать предложение, второй продолжает.

После выполнения задания , учитель задает детям вопрос:

– Мы показали Незнайке, что можно решить пример на вычитание, если знаешь пример на сложение?
– Давайте поможем ему рассказать правило, которое помогло нам составлять и решать примеры.

ЕСЛИ ИЗ СУММЫ ВЫЧЕСТЬ 1 СЛАГАЕМОЕ, ТО…
ПОЛУЧИТСЯ 2 СЛАГАЕМОЕ.
ЧТОБЫ НАЙТИ 1 СЛАГАЕМОЕ, НАДО…
ИЗ СУММЫ ВЫЧЕСТЬ 2  СЛАГАЕМОЕ.)

10. Повторение изученного, решение задач и примеров.

Паровозик привез нас к следующему домику – домику Карандаша.

- Посмотрите, в каком номере представлены задачи?

- Рассмотрите первую картинку. О чем будет задача? Прочитайте начало условия, дополните его, глядя на картинку. Прочитайте вопрос к задаче.

- Каким словом можно заменить  в вопросе слово ТЕПЕРЬ? -- Рассмотрите вторую картинку. О чем будет эта задача? Также дополните условие, глядя на картинку. Прочитайте вопрос ко второй задаче.

– Сравните вопросы.

- Каким действием будем решать первую задачу? Почему?

- Каким действием будем решать вторую задачу? Почему?
– Запишите решение задач, 1 вариант решает задачу про ложки, 2 вариант – про чашки. ( 2 ученика у доски)

Карточки – помощники.

Проверка работы.

Решение примеров №5 для тех, кто быстро справится с задачей.

11. Итог урока.

- Что нового мы сегодня узнали на уроке? ( слагаемые и сумма связаны между собой)

- У меня в руках Копилка достижений. У каждого из Вас на столе солнышко. Расскажите, чему научились на уроке. Опустите в Копилку достижений солнышко.


12.Рефлексия.


- Ребята, сегодня на уроке вы справились со всеми заданиями.

- А теперь оцените свои достижения при помощи смайликов.

- Кому было легко выполнять задания, поднимите зелёный смайлик.

- Кто испытывал трудности, поднимите жёлтый смайлик.

- Кому было скучно на уроке, поднимите красный смайлик.


На этом наш урок закончен. Вы сегодня очень хорошо поработали, у нас всё получилось.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!