СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по математике "Решение текстовых задач"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по математике для 1 класса "Решение текстовых задач"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по математике "Решение текстовых задач"»

Урок математики в 1 классе по теме: «Решение задач»

Цель:

  • Формирование умения решать задачи, совершенствовать вычислительные навыки.

  • Воспитание доброты, отзывчивости, взаимоподдержки.

  • Развивать внимание, мышление, память, речь посредством умения ставить вопросы и находить на них ответы.

  • Воспитывать познавательный интерес у учащихся.

Задачи:

Предметные:

  • Знать структуру текстовой задачи. Знать правило оформления решения задачи в тетради.

  • Уметь различать условие задачи, вопрос. Уметь правильно оформлять решение задачи.

  • Уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.

  • Уметь правильно и быстро прибавлять и вычитать числа 1 и 2.

  • Знать состав чисел первого десятка.

  • Повторить математические термины: “слагаемое”, “сумма”, “увеличить”, “уменьшить”.

Метапредметные:

Личностные УУД:

  • формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики;

  • формировать представление о значении математики в жизни человека;

  • формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

  • формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

  • формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;

  • овладевать умениями выполнять учебные действия в устной речи;

  • в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи, высказывать своё предположение

  • формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; проговаривать последовательность действий на уроке;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

  • работать по коллективно составленному плану;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Познавательные УУД:

  • формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта;

  • под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов;

  • под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы (подведения под понятие);

  • строить небольшие математические высказывания в устной форме (2-3 предложения);

  • давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа.

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Коммуникативные УУД:

  • принимать участие в работе парами и группами;

  • понимать задаваемые вопросы;

  • выражать свою точку зрения;

  • адекватно воспринимать другое мнение и позицию.

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме

Оборудование: набор цифр от 1 до 10 и знаков (больше, меньше, равно, плюс, минус), ИКТ и мультимедийная система, диск, карточки с выражениями, карточки с названиями составных частей задачи, тексты задач.



У нас сегодня гости, учителя школ нашей Республики. Давайте их поприветствуем.

ХОД УРОКА

Организация класса.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка, и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “пять”!

Мотивация к учебной деятельности.

Я рада, что вы собрались здесь, друзья.
И думаю, встретились мы не зря.
Мы будем учиться сегодня решать, 
Исследовать, сравнивать и рассуждать, 
Секрет математики вновь открывать.

Сегодня на уроке мы будем внимательно слушать учителя и друг друга, наблюдать, стараться запоминать и понимать.

I

    1. У нас, как всегда, математическая разминка.

На доске написаны 5 рядов чисел:

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7…

1, 2, 4, 5, 6, 7…

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7…

4, 5, 6, 7, 8, 9…

8, 9, 10, 11, 12…

Как вы думаете, какое задание здесь нужно выполнить?

Чем натуральный ряд отличается от других?

    1. На доске записаны математические выражения и неравенства:

5+2 7

6-4 8-4 86

32 94 3-3

8=8 1+5 01



    1. На какие группы можно разделить эти выражения?

    2. Назовите суммы. Как по-другому можно назвать?

    3. Назовите разности. Как по-другому можно назвать?

    4. Назовите неравенства. Что нужно сделать, чтобы сравнить 2 числа?

    5. Все ли вам нравится в неравенствах? Исправьте, пожалуйста, ошибки.

    6. Назовите математические выражения. Что не входит в понятие математическое выражение? (неравенства).

    7. Закрепление. Приготовили ручки и жестами показываем, когда мы складываем или когда вычитаем. (игра)

Веселые задачки в стихах:

  1. У стены стоят кадушки.
    В каждой ровно по лягушке.
    Если было пять кадушек,
    Сколько было в них лягушек? (Ответ 5)

  2. У Маши были конфеты.
    Она угостила Свету,
    Наташу, Иру, Сережу,
    Таню и Петю тоже.
    Одна конфета осталась,
    А Машенька растерялась:
    Сколько же было конфет?
    Кто может дать ответ? (Ответ 7)

  3. В класс пришли ученики
    И по рисунку принесли.
    Вы, ребята, не зевайте –
    Все рисунки посчитайте:
    У Вики – гвоздики,
    У Никитки – маргаритки,
    У Анютки – незабудки,
    У Андрея – орхидея,
    Ландыши – у Саши,
    Георгины – у Марины,
    У Алены – пионы,
    У Наташки – ромашки,
    Тюльпаны – у Оксаны,
    Нарциссы – у Ларисы. (Ответ 10)

  4. В класс вошла Арина,
    А за ней Марина,
    А потом вошёл Игнат.
    Сколько в класс пришло ребят? (Ответ 3)

  5. На качелях две Елены.
    А с мячом Иван, Игнат.
    Две Ирины прибежали
    На скакалках поскакать.
    Валя, Зина и Егор.
    Вот и в сборе весь наш двор.
    А теперь скажите мне,
    Сколько деток во дворе? (Ответ 9)

Я добавлю число 1 и ваше задание записать эти чиса в порядке возрастания и по буквам составить слово. Вы составите слово и узнаете тему нашего урока.

5, 7, 10, 3, 9, 1.

д, а, а, а, ч, з

II. Итак, какая же тема нашего урока? (ЗАДАЧИ)

А. Откройте учебник на стр. 38, задание 94.

Проблемная ситуация.

– Послушайте два текста и ответьте на вопросы.

К серой цапле на урок

Прилетели семь сорок,

А из них лишь три сороки

Приготовили уроки.

Сколько лодырей-сорок

Прилетело на урок?

Р е ш е н и е: 7 – 3 = 4.

Угадайте, что за птичка,

Темненькая невеличка?

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

(Ласточка.)

– Как называется первый текст? (Задача.)

- Если это задача то, что в ней должно быть?

Условие, вопрос, решение, ответ




– Назовите условие этой задачи. (Прилетели 7 сорок, а из них лишь 3 приготовили уроки.)

– Назовите вопрос этой задачи. (Сколько сорок не выучили уроки?)

-Решите ее.

7-3=4

- Скажите ответ.

- 4 сороки не выучили уроки.

– Можно второй текст назвать задачей? (–Нет.)

– Как называется этот текст? (Загадка.)

Итак, из каких компонентов состоит задача?

Работаем в группе: повернулись друг к другу. У вас в файле задание, нужно составить алгоритм задачи

      1. Как называется такое строение? (Юрта) Где в нашем городе или за городом можно увидеть бурятскую юрту? Какой праздник у нас в Бурятии приближается?

      2. У кого получилась юрта, значит, вы расположили правильно компоненты задачи.(условие, вопрос, рассуждение, решение, ответ)

      3. Физминутка. Посмотрите, что у вас в мешочках находится. Как вы думаете, что это такое? Это не просто игрушки, это старинные бурятские игральные косточки. Раньше игрушек не было, буряты вели кочевой образ жизни, занимались скотоводством, жили в переносных сборных юртах и, ребятишки, не имея игрушек, играли вот такими косточками. Их делали из косточек баранов и овец, высушивали, полировали, иногда красили и применяли в играх. Игры назывались ШАГАЙ (шагхэ). Посмотрите на эти косточки и скажите, все ли они одинаковые? (нет). Покажите мне выпуклые косточки, покажите наоборот, где бока вогнутые. Теперь сосчитайте количество вогнутых и выпуклых и составьте задачи, используя схемы на доске.

Проверка.

Видеоролик «Как в старину играли в кости»

А как играть в кости, мастер класс на покажет Лиза Шепелева и Арьяна Архинчеева. На уроке окружающего мира, где мы с вами уже подробнее поговорим о празднике белого месяца, о старинных национальных бурятских костюмах и о традициях бурятского народа.

III. Давайте закрепим наши знания и, в продолжение нашей темы, я буду читать задачи наших авторов. Вы пишите только ответы через запятую. У вас должны получиться ответы:

5, 8, 10, 5, 2, 10, 6.

Что мы находили в каждой задаче?

    1. На нахождение остатка

    2. На нахождение целого или всего

    3. На увеличения на несколько единиц

    4. На уменьшение на несколько единиц

    5. На сравнение

    6. На нахождение части

    7. Логическая задача.

У кого получились правильные ответы, поставьте себе пятерку.

Вывод: все ли задачи одинаковые по вопросам?

IV. Откройте страницу 39, № 99. Выполнить все по заданию. Проверка.

V. Работа в паре. Тест. Выбрать правильный ответ. Проверка.

«Решение задач»


A. Какое действие следует выбрать, если в задаче поставлен вопрос:                          «На сколько больше…?»

1) сложение               2) вычитание               3) умножение

Б. Какое действие следует выбрать, если в задаче поставлен вопрос:              «На сколько меньше…?»

1) вычитание                 2) сложение             3) умножение

В. Как следует продолжить правило? «Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо …»?

1) к меньшему прибавить большее                                                                        2) к большему прибавить меньшее                                                                        3) из большего вычесть меньшее

Г. Вите 8 лет, Кате – 12. На сколько лет Катя старше Вити? Какое решение задачи является верным?

1) 12 – 8 = 4 (г.)               2) 12 + 8 = 20 (л.)               3) 8 + 12 = 20 (л.)

Д. Грибник нашёл 11 подосиновиков и 4 подберёзовика. На сколько меньше подберёзовиков, чем подосиновиков нашёл грибник? Какое число является ответом к задаче?

1) 15               2) 8               3) 7

Е. Машина в первый день прошла b км, а во второй –  d км. На сколько больше километров прошла машина во второй день, чем в первый? Какой знак будет в выбранном действии в решении задачи?

1)        +                    

2)        ○                    

3)        –  





VI. Итог. Чем сегодня мы занимались на уроке? Что нового узнали?












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!