Урок математики в 1 классе по теме: «Решение задач»
Цель:
Формирование умения решать задачи, совершенствовать вычислительные навыки.
Воспитание доброты, отзывчивости, взаимоподдержки.
Развивать внимание, мышление, память, речь посредством умения ставить вопросы и находить на них ответы.
Воспитывать познавательный интерес у учащихся.
Задачи:
Предметные:
Знать структуру текстовой задачи. Знать правило оформления решения задачи в тетради.
Уметь различать условие задачи, вопрос. Уметь правильно оформлять решение задачи.
Уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.
Уметь правильно и быстро прибавлять и вычитать числа 1 и 2.
Знать состав чисел первого десятка.
Повторить математические термины: “слагаемое”, “сумма”, “увеличить”, “уменьшить”.
Метапредметные:
Личностные УУД:
формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики;
формировать представление о значении математики в жизни человека;
формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
овладевать умениями выполнять учебные действия в устной речи;
в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи, высказывать своё предположение
формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; проговаривать последовательность действий на уроке;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
Познавательные УУД:
формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта;
под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов;
под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы (подведения под понятие);
строить небольшие математические высказывания в устной форме (2-3 предложения);
давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа.
уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Коммуникативные УУД:
принимать участие в работе парами и группами;
понимать задаваемые вопросы;
выражать свою точку зрения;
адекватно воспринимать другое мнение и позицию.
уметь оформлять свои мысли в устной форме
Оборудование: набор цифр от 1 до 10 и знаков (больше, меньше, равно, плюс, минус), ИКТ и мультимедийная система, диск, карточки с выражениями, карточки с названиями составных частей задачи, тексты задач.
У нас сегодня гости, учителя школ нашей Республики. Давайте их поприветствуем.
ХОД УРОКА
Организация класса.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка, и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “пять”!
Мотивация к учебной деятельности.
Я рада, что вы собрались здесь, друзья.
И думаю, встретились мы не зря.
Мы будем учиться сегодня решать,
Исследовать, сравнивать и рассуждать,
Секрет математики вновь открывать.
Сегодня на уроке мы будем внимательно слушать учителя и друг друга, наблюдать, стараться запоминать и понимать.
I
На доске написаны 5 рядов чисел:
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7…
1, 2, 4, 5, 6, 7…
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7…
4, 5, 6, 7, 8, 9…
8, 9, 10, 11, 12…
Как вы думаете, какое задание здесь нужно выполнить?
Чем натуральный ряд отличается от других?
5+2 7
6-4 8-4 86
32 94 3-3
8=8 1+5 01
На какие группы можно разделить эти выражения?
Назовите суммы. Как по-другому можно назвать?
Назовите разности. Как по-другому можно назвать?
Назовите неравенства. Что нужно сделать, чтобы сравнить 2 числа?
Все ли вам нравится в неравенствах? Исправьте, пожалуйста, ошибки.
Назовите математические выражения. Что не входит в понятие математическое выражение? (неравенства).
Закрепление. Приготовили ручки и жестами показываем, когда мы складываем или когда вычитаем. (игра)
Веселые задачки в стихах:
У стены стоят кадушки.
В каждой ровно по лягушке.
Если было пять кадушек,
Сколько было в них лягушек? (Ответ 5)
У Маши были конфеты.
Она угостила Свету,
Наташу, Иру, Сережу,
Таню и Петю тоже.
Одна конфета осталась,
А Машенька растерялась:
Сколько же было конфет?
Кто может дать ответ? (Ответ 7)
В класс пришли ученики
И по рисунку принесли.
Вы, ребята, не зевайте –
Все рисунки посчитайте:
У Вики – гвоздики,
У Никитки – маргаритки,
У Анютки – незабудки,
У Андрея – орхидея,
Ландыши – у Саши,
Георгины – у Марины,
У Алены – пионы,
У Наташки – ромашки,
Тюльпаны – у Оксаны,
Нарциссы – у Ларисы. (Ответ 10)
В класс вошла Арина,
А за ней Марина,
А потом вошёл Игнат.
Сколько в класс пришло ребят? (Ответ 3)
На качелях две Елены.
А с мячом Иван, Игнат.
Две Ирины прибежали
На скакалках поскакать.
Валя, Зина и Егор.
Вот и в сборе весь наш двор.
А теперь скажите мне,
Сколько деток во дворе? (Ответ 9)
Я добавлю число 1 и ваше задание записать эти чиса в порядке возрастания и по буквам составить слово. Вы составите слово и узнаете тему нашего урока.
5, 7, 10, 3, 9, 1.
д, а, а, а, ч, з
II. Итак, какая же тема нашего урока? (ЗАДАЧИ)
А. Откройте учебник на стр. 38, задание 94.
Проблемная ситуация.
– Послушайте два текста и ответьте на вопросы.
К серой цапле на урок
Прилетели семь сорок,
А из них лишь три сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей-сорок
Прилетело на урок?
Р е ш е н и е: 7 – 3 = 4.
Угадайте, что за птичка,
Темненькая невеличка?
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
(Ласточка.)
– Как называется первый текст? (Задача.)
- Если это задача то, что в ней должно быть?
Условие, вопрос, решение, ответ
– Назовите условие этой задачи. (Прилетели 7 сорок, а из них лишь 3 приготовили уроки.)
– Назовите вопрос этой задачи. (Сколько сорок не выучили уроки?)
-Решите ее.
7-3=4
- Скажите ответ.
- 4 сороки не выучили уроки.
– Можно второй текст назвать задачей? (–Нет.)
– Как называется этот текст? (Загадка.)
Итак, из каких компонентов состоит задача?
Работаем в группе: повернулись друг к другу. У вас в файле задание, нужно составить алгоритм задачи
Как называется такое строение? (Юрта) Где в нашем городе или за городом можно увидеть бурятскую юрту? Какой праздник у нас в Бурятии приближается?
У кого получилась юрта, значит, вы расположили правильно компоненты задачи.(условие, вопрос, рассуждение, решение, ответ)
Физминутка. Посмотрите, что у вас в мешочках находится. Как вы думаете, что это такое? Это не просто игрушки, это старинные бурятские игральные косточки. Раньше игрушек не было, буряты вели кочевой образ жизни, занимались скотоводством, жили в переносных сборных юртах и, ребятишки, не имея игрушек, играли вот такими косточками. Их делали из косточек баранов и овец, высушивали, полировали, иногда красили и применяли в играх. Игры назывались ШАГАЙ (шагхэ). Посмотрите на эти косточки и скажите, все ли они одинаковые? (нет). Покажите мне выпуклые косточки, покажите наоборот, где бока вогнутые. Теперь сосчитайте количество вогнутых и выпуклых и составьте задачи, используя схемы на доске.
Проверка.
Видеоролик «Как в старину играли в кости»
А как играть в кости, мастер класс на покажет Лиза Шепелева и Арьяна Архинчеева. На уроке окружающего мира, где мы с вами уже подробнее поговорим о празднике белого месяца, о старинных национальных бурятских костюмах и о традициях бурятского народа.
III. Давайте закрепим наши знания и, в продолжение нашей темы, я буду читать задачи наших авторов. Вы пишите только ответы через запятую. У вас должны получиться ответы:
5, 8, 10, 5, 2, 10, 6.
Что мы находили в каждой задаче?
На нахождение остатка
На нахождение целого или всего
На увеличения на несколько единиц
На уменьшение на несколько единиц
На сравнение
На нахождение части
Логическая задача.
У кого получились правильные ответы, поставьте себе пятерку.
Вывод: все ли задачи одинаковые по вопросам?
IV. Откройте страницу 39, № 99. Выполнить все по заданию. Проверка.
V. Работа в паре. Тест. Выбрать правильный ответ. Проверка.
«Решение задач»
A. Какое действие следует выбрать, если в задаче поставлен вопрос: «На сколько больше…?»
1) сложение 2) вычитание 3) умножение
Б. Какое действие следует выбрать, если в задаче поставлен вопрос: «На сколько меньше…?»
1) вычитание 2) сложение 3) умножение
В. Как следует продолжить правило? «Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо …»?
1) к меньшему прибавить большее 2) к большему прибавить меньшее 3) из большего вычесть меньшее
Г. Вите 8 лет, Кате – 12. На сколько лет Катя старше Вити? Какое решение задачи является верным?
1) 12 – 8 = 4 (г.) 2) 12 + 8 = 20 (л.) 3) 8 + 12 = 20 (л.)
Д. Грибник нашёл 11 подосиновиков и 4 подберёзовика. На сколько меньше подберёзовиков, чем подосиновиков нашёл грибник? Какое число является ответом к задаче?
1) 15 2) 8 3) 7
Е. Машина в первый день прошла b км, а во второй – d км. На сколько больше километров прошла машина во второй день, чем в первый? Какой знак будет в выбранном действии в решении задачи?
1) +
2) ○
3) –
VI. Итог. Чем сегодня мы занимались на уроке? Что нового узнали?