СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по математике «Табличное умножение и деление»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по математике «Табличное умножение и деление»

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по математике «Табличное умножение и деление»»


Конспект урока-проекта по теме

«Два состояния вещества»


Методическое описание урока.

Предмет: окружающий мир.

Педагогическая технология: проектное обучение, тип исследовательский проект.

Форма урока: исследовательский урок-проект.

Форма организации учебной деятельности: групповая.

Методы: поисковый, наблюдение, экспериментальный.

Дидактическая цель: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение их в знакомой и новой учебной ситуации, привлечение учащихся к сбору информации, анализ и обобщение фактов, разработка исследовательского проекта.

Цели по содержанию:

  1. Учить работать над проектом по этапам.

  2. Познакомить со свойствами воздуха, воды, круговоротом воды.

  3. Активизировать познавательную деятельность у учащихся.

  4. Сформировать мыслительные и самостоятельные практические действия и развить творческие способности.

  5. Продолжить развитие навыков работы в группе и умений налаживать взаимоотношения между ребятами, направленные на достижение общих целей.

Ожидаемые результаты: Обучающиеся научатся с помощью опытов исследовать свойства воздуха, воды, анализировать, доказывать предположения, делать выводы, оформлять результаты своих исследований в виде презентации, сообщений, рисунков.

Работа над проектом способствует развитию познавательной активности, поисковой деятельности учащихся, исследовательских умений, приобретению навыков работы на компьютере, коммуникативных навыков.

Оборудование: колба с трубкой; спиртовка; тряпочка; подкрашенная вода; тарелка; лед; паспорт проекта; нетбуки.

Время выполнения проекта: краткосрочный.

Средство для работы:

  1. Плешаков А. А. окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч. М.:Просвещение.2013.

  2. Перельман Я.И. Занимательная физика: кн.1 - М.: Наука, 1991.

  3. Петрянов - Соколов И.В. Самое необыкновенное вещество в мире. – М.: Педагогика, 1981.

Этапы урока:

  1. Введение – 2 минуты

  2. Краткий обзор, определение проблемы – 5 минут

  3. Распределение заданий по группам – 3 минуты

  4. Работа в группах. Проведение эксперимента – 15 минут

  5. Отчет групп – 12 минут

  6. Подведение итогов - 5 минут

  7. Общее заключение - 3 минуты.






Методические рекомендации


Эффективность, результативность и успех создания проекта проверяется защитой работы. Ведь презентация проекта органично завершает, подытоживает работу и важна как для учащихся, так и для учителя. Именно в презентации заложен большой воспитательный эффект: ученики учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, тренируют умение проводить публичные выступления, отвечать на вопросы. Именно в процессе презентации ученик получает от сверстников подтверждение своей значимости, компетентности, успешности. При этом учащиеся учатся понимать и выражать себя, высказывать свое мнение, соглашаться или возражать, вступать в дискуссию, отмечать удачные творческие находки, стараются оценить вклад каждого и умение работать в команде.

Учебный проект реализуется в рамках предмета «Окружающий мир» в 3 классе начальной школы. В учебном проекте охватываются темы: «Воздух и его охрана», «Вода»; «Превращения и круговорот воды». В ходе групповой работы  над проектом, учащиеся исследуют проблемы:

-  что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении;

- что происходит с молекулами воды при нагревании и охлаждении;

- как путешествует вода в природе  (с  помощью наблюдений и опыта обучающиеся смогут проследить путь воды (испарение, конденсация, осадки и снова испарение).

Эксперименты проходят под руководством учителя физики. Учитель начальных классов направляет работу в группах - лабораториях. Конечно, обучающимся в составлении отчета о проделанной работе, необходима помощь взрослых, так как с этой формой работы на уроке они столкнулись впервые.

Для подведения итогов создается экспертная комиссия, в которую входят старший научный сотрудник от каждой группы. Оценочные протоколы заполняются экспертами и передаются технической группе. Компьютерная обработка данных экспертов производится с помощью прикладной программы (подготовлена старшеклассниками), данные в него заносятся технической группой вручную. Все расчеты выполняются автоматически. Их можно вывести на экран.

В конце урока подводится итог – определяется лучшая работа. Роль учителей заключается в том, чтобы направлять и ориентировать их на оценки по предложенным критериям.


















Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Определяет готовность учащихся к работе.

Называет тему урока.

Объявляет порядок урока.

Формирует группы для работы учащихся.

Готовят учебники и дополнительную литературу.

Образуют 3 группы для работы по созданию проекта.

Определение проблемы.

Распределение творческих заданий по группам.

1.Вступительное слово:

- Сегодня мы с вами рассмотрим два состояния вещества, жидкое, и газообразное.

-Каждое состояние обладает своими свойствами, с которыми вы сегодня и будете работать.

- Поэтому, мы вас приглашаем на необычный урок. В нашем классе организовывается научная лаборатория.

-Кто работает в научных лабораториях? ( ученые). Чем занимаются ученые? (Задают вопросы. Ищут ответы на эти вопросы. Наблюдают, проводят опыты. Проверяют свои догадки.)

-Мы предлагаем Вам стать «маленькими учеными».

- В нашей лаборатории будут работать три научные группы. В каждой группе есть: старший научный сотрудник,

помощник, эксперты.

-Эксперты каждой научной группы будут работать в информационном центре в поиске ответов на поставленные им задачи.


2.Формулируется задания для каждой проектной группы учащихся

Каждой группе предлагается оформить представление (презентацию) своего проекта по общему плану:

  1. Паспорт проекта.

  2. Проведение эксперимента.

  3. Отчет.















Анализируют проблему.


Обсуждают план деятельности.












Определяют оформление презентации (рисунок, плакат, коллаж, модель и др.)


Работа в группах и оформление презентации

Предлагаются источники информации: дополнительная литература, сеть интернета (информационный центр). Консультирует учащихся, дает рекомендации по структурированию содержания презентации проекта.

Проводит эксперименты – учитель физики.

Группа 1. Выполняет проект по теме «Физические свойства воздуха»

Группа 2. Выполняет проект по теме «Физические свойства воды»

Группа 3. Выполняет проект по теме «Круговорот воды в природе».

Ищут информацию, ответы, на появившиеся в процессе работы, вопросы, обсуждают основное содержание проекта, определяют учащихся для защиты проекта, готовят выступление с использованием наглядности.

Проверка и оценка результатов (экспертиза)

Организует защиту каждой группы. Предлагает по ходу защиты сформулировать вопросы по теме проекта.

Каждая группа представляет проектный продукт.

Организует конкурс «Лучшая работа», с участием экспертов из каждой группы. А так же дает возможность каждому обучающемуся оценить работу одноклассников (с помощью стикеров)

Защищают подготовленные проекты.

Ознакомление с критериями оценивания   проектных работ

Оценивание результатов проекта

Заключение

Мы с Вами рассмотрели два состояния вещества. Каждая группа получила свои результаты. Экспериментальным путем Вы доказали свойства воздуха и воды.


Определяют свои достижения на уроке.


























Приложение 1.


Задания группе № 1:

1. Выделите наиболее удивительные физические свойства воздуха. Привести аргументы, доказывающие эти свойства.

2. Продемонстрировать (с помощью учителя физики) отдельные физические свойства воздуха.

3. Объясните: почему так происходит.


Задания группе № 2:

1. Выделите наиболее удивительные физические свойства воды. Привести аргументы, доказывающие эти свойства.

2. Продемонстрировать (с помощью учителя физики) отдельные физические свойства воды.

3. Объясните: почему так происходит.



Задания группе № 3:

1. Продемонстрировать (с помощью учителя физики) отдельные физические свойства воды.

2. Объясните, с какими свойствами воды это связано?

3. Объясните: как происходит круговорот воды в природе.































Приложение 2.


Оценочные листы





Название работы

Выступление

Представление (презентация)

логичность

(3 б.)

полнота

(2 б.)

умение держать себя перед публикой

(2 б.)

содержание

(4 б.)

дизайн

(3 б.)

фотография

(3 б.)

макет

(3 б.)

другие

(3 б.)

Физические свойства воды












Оценочные листы





Название работы

Выступление

Представление (презентация)

логичность

(3 б.)

полнота

(2 б.)

умение держать себя перед публикой

(2 б.)

содержание

(4 б.)

дизайн

(3 б.)

фотография

(3 б.)

макет

(3 б.)

другие

(3 б.)

Физические свойства воздуха












Оценочные листы





Название работы

Выступление

Представление (презентация)

логичность

(3 б.)

полнота

(2 б.)

умение держать себя перед публикой

(2 б.)

содержание

(4 б.)

дизайн

(3 б.)

фотография

(3 б.)

макет

(3 б.)

другие

(3 б.)

Круговорот воды в природе














Итоговый оценочный лист




Физические свойства воды



Эксперт 1

Эксперт 2

Эксперт 3

Средний балл

логичность





полнота





умение держать себя перед публикой





содержание





дизайн





фотография





макет





другие






Итоговый оценочный лист



Физические свойства воздуха



Эксперт 1

Эксперт 2

Эксперт 3

Средний балл

логичность





полнота





умение держать себя перед публикой





содержание





дизайн





фотография





макет





другие






Итоговый оценочный лист




Круговорот воды в природе



Эксперт 1

Эксперт 2

Эксперт 3

Средний балл

логичность





полнота





умение держать себя перед публикой





содержание





дизайн





фотография





макет





другие







Список использова­нных источников­:


  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. http://prosv.ru


  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2-х частях.– М.: Просвещение, 2013.


  1. ЭнциклопедияВикипедия. ru.wikipedia.org/wiki/Энциклопедия


  1. Словари и энциклопедии на Академике. Энциклопедия Кольера dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1896140


  1. XuMuK.ru - Химические энциклопедии www.xumuk.ru/encyklopedia/