Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: настрой на учебную деятельность, формирование УУД. Устный счёт. Цель: совершенствование вычислительных компетенций, формирование УУД. | Включение в деловой ритм. Настраиваемся на рабочую волну и стремимся к новым открытиям. Наш девиз: «Наблюдаю, замечаю, размышляю, делаю вывод». Слайд 3. Пусть на уроке вам помогут ваша сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Устное сообщение учителя: - У вас на парте листы самооценки. Если вы выполнили, задание правильно поставьте, +, если были затруднения, ошибки – знак? В конце урока вы подсчитаете знаки и выставите себе оценку. - По каким критериям вы будете себя оценивать и работать на каждом этапе урока? - Подготовим наш ум для плодотворной учебной деятельности. Слайд 4- 13 - Проверьте свои ответы с эталоном на доске. - Для каждого ответа есть своя буква. Расположите числа в порядке возрастания и соберите слово по буквам. Оцените свою деятельность. - Ребята, почему вы сделали ошибки и каковы ваши действия в дальнейшем? ФИЗМИНУТКА. Поднимайся дружно класс, это – раз! Покрутилась голова, это два! Руки вверх, вперед смотри, это три! Руки в стороны, пошире, развернули на четыре! С силой их к плечам прижать, это пять! Всем ребятам тихо сесть, это шесть! | Готовятся к работе. Точность вычислительных навыков, полные высказывания, активность, внимательно слушать учителя и одноклассников. 1. На сколько см площадь одного прямоугольника больше, чем площадь другого? 4см и 3см, 3см и 2см 2. Вычислите значения выражений. 38 ●1 + (90 - 42): 6 = (46) 7 ● 8 - (36 - 4●0): 6 = (50) (78 - 22): 7● 8 – 4●1 = (60) 3. Реши задачи. В 3 пакетах 6 литров сока. Сколько литров сока в 5 таких же пакетах ? (6 : 3 ● 5 = 10 (л)) На 4 пальто израсходовали 12 м ткани. Сколько метров ткани нужно на 2 таких же пальто? (12 : 4 ● 2 = 6 (м)) У Серёжи было 100 рублей. Он купил 2 фонарика по 40 рублей. Сколько денег у него осталось? (100 – 40 ● 2= 20 (руб.)) 4. 6 дм 7 см = _ см 8 м 6 дм = _ дм 4 см 9 мм = _ мм 9 м = _ дм 100 см = _ дм 5. Задание на смекалку. На тарелке лежали 5 огурцов и 3 помидора. За обедом съели все помидоры и столько же огурцов. Сколько огурцов осталось на тарелке? ( 2 огурца) 6. Разгадай шифр. (Ответы записывают в таблицу) С 8 . 4 = И 75 - 24 = Ь 3 . 9 = Е 81: 9 = Н 36 + 56 = П 64 : 8 = А 0 . 4 = Л 1 . 12 = Проверяют ответы, записанные на доске. 32 | 51 | 27 | 9 | 92 | 8 | 0 | 12 | С | И | Ь | Е | Н | П | А | Л | 0 8 9 12 27 32 51 92 Собирают слово. (Апельсин). Оценивают свою деятельность в листах самооценки. | Личностные: самоопределение. Регулятивные:целеполагание. Познавательные:логическое внимание. Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Постановка учебной задачи. Цель: учить определять тему урока по заданному заданию, ставить цели по достижению понимания и осознания темы урока, формирование УУД. | - Что такое апельсин? Энциклопедические сведения. Апельсин – удивительно вкусный и полезный продукт, богатый витаминами и микроэлементами. Создает проблемную ситуацию: - Ребята, а причём тут апельсин, когда у нас урок математики? - Этот вкусный плод поможет нам определить тему нашего урока. Предлагаю посмотреть известный мультфильм «Мы делили апельсин». Слайд 14. Анализ мультфильма: - Почему рассердился волк? - В чем его ошибка? - Что получил каждый из животных? - Где в жизни вы встречали это слово «дольки»? – Кто из вас был внимательным? Сколько долек было в апельсине? – Сколько долек поучил каждый? - Как вы думаете, животные поровну разделили апельсин? - Как в песенке, животные называют равные части? - Сформулируйте тему урока. Слайд 15 - Значит что мы сегодня будем исследовать, изучать? - Какие учебные цели мы поставим перед собой? Помогает ставить цели и задачи. Что вы хотите конкретно узнать на уроке по этой теме? 1.Выяснить. что такое доли? 2. Узнать, как образуются доли? 3. Узнать, как читаются и записываются доли? 4. Научиться сравнивать доли? 5. Где в жизни встречаемся с долями? Слайд 16. - Что у нас получилось? - На, что надо вам обратить внимание, чтобы все у вас получилось? Я также вам этого желаю. | Значимость фрукта для организма. Просмотр м/ф Высказывают предположения. Он не умеет дружить. Высказывания учащихся. Пять долек. Одну дольку апельсина. Животные поровну разделили апельсин. Дольки. Определяют тему урока. Ставят учебные цели, выявляют место и причины затруднений, которые могут возникнуть на уроке, прогнозируют свой индивидуальный результат. Будем учиться… План работы на урок. Быть внимательными, наблюдательными, думать, четко и правильно строить выводы. | Регулятивные:целеполагание; постановка темы и учебных задач на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено; освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления; прогнозирование результата деятельности. Коммуникативные:постановка вопросов; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами математики, родного языка. Познавательные:общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели; формирование умения использовать логические операции; логические – формулирование проблем, прогноз деятельности. |
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: реализация образовательных, развивающих, воспитательных задач урока, понимание и осознание темы урока, формирование УУД. | Организует деятельность учащихся по исследованию проблемы. Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Фронтальная работа. 1. Давайте, определим, что же называют долями? Для этого еще раз вспомним, как животные делили апельсин. - Сколько частей досталось каждому животному? - Что можно сказать про каждую из частей? Какие это части? - Значит, каждому досталось по одной равной части от целого апельсина. Работаю с яблоком. - С апельсином понятно и легко, есть дольки. А как разделить яблоко? Я взрослая, отрежу себе побольше, а вы маленькие – вам поменьше. - Правильно я поступила? - Получились доли? - Почему? - А как правильно разделить? - Какой вывод можно сделать? - Сделайте вывод, что такое доля. - Какой пункт плана мы выполнили? Оцените свою деятельность за это задание. Молодцы. Практическая индивидуальная работа. - Узнаем, как образуются доли? Как получили? 1). -Возьмите круг, согните его пополам и разрежьте. Покажите одну часть круга. Это половина круга или одна вторая. -Как получили ½ часть? -Как по-другому назвать ½ часть круга? -Сколько половин в целом круге? 2). -Возьмите квадрат, разрежьте его на 4 равные части.. Покажите одну четвёртую часть квадрата. -Как получили 4-ую часть квадрата? -Сколько четвёртых частей в целом квадрате? - Какой пункт плана мы выполнили? - Какой вывод вы можете сделать? Оцените свою деятельность за это задание. Молодцы. 3. Узнаем, как читаются и записываются доли? Слайд 17. Для записи понадобится 2 клеточки, между ними проводим черту. Число под чертой показывает, на сколько равных частей мы разделили предмет, а над чертой – сколько таких частей взяли. Яблоко 1/2 Круг ½ Квадрат 1/4 В математике такую запись называют дробью. - Какой пункт плана мы выполнили? Что обозначает число под чертой в записи дроби? - Что обозначает число над чертой? - Какой вывод вы можете сделать? Оцените свою деятельность за это задание. Молодцы. Коллективная практическая работа. Слайд 18. - Работа по учебнику стр. 92 № 2. Прочитайте задание. Что нужно сделать? - Какого цвета доля? (Розового) - Какого цвета доля? (Синего) - Какого цвета доля? (Зелёного) - Какого цвета доля? (Жёлтого) 4. Научимся сравнивать доли. - Какая доля меньше или ? (Запись в тетради: ) - Чем больше частей, тем доля меньше. - Какая доля больше: или ? (Запись в тетради: ) - Какая доля самая маленькая? ( ) – Запишите в тетради доли прямоугольника, начиная с наименьшей, т. е. с самой маленькой. - Прочитайте и сравните записи? Слайд 1 9. - Какой вывод можете сделать? Оцените свою деятельность за это задание. Молодцы. | Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки. Работают с оценочными листами. Животным досталось по одной части. Эти части равные. (нет) (нет) Пополам. Вывод: Доля – это одна или несколько равных частей целого. (Это равные части) Узнали, что такое доли. Индивидуальная работа с геометрическими фигурами из цветной бумаги. Сгибают, разрезают и показывают. Разрезали круг на 2 равные части и взяли 1 из них. Половина. 2 половины. Узнали, как образуются доли. Работа в парах. Узнали, как записываются доли. На сколько частей разделили предмет. Сколько частей взяли. Для записи понадобится 2 клеточки, между ними проводим черту. Число под чертой показывает, на сколько равных частей мы разделили предмет, а над чертой – сколько таких частей взяли. Сравнивают шоколад. Вывод: Чем больше частей, тем меньше каждая доля. | Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами математики, родного языка. Познавательные:логические – анализ, сравнение объектов с целью выявления признаков. Личностные: уметь работать в заданном темпе; уметь формулировать точку зрения, делать выводы. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: сформированность предметных УУД. | Организует самостоятельную деятельность учащихся по исследованию проблемы. Выявляет уровень знаний. При выполнении самостоятельной работы вы покажите, как каждый из вас понял тему урока. Я надеюсь, что все выполнят на положительную оценку. Слайды с 20 по 22. Определяет типичные недостатки. Взаимопроверка (на слайдах даны правильные ответы). Критерии оценивания: Без ошибок – 5, Допущена 1 ошибка – 4, Допущено 2 или 3 ошибки – 3, Допущено более 3 ошибок – 2. После взаимопроверки оцените свою деятельность на этом этапе урока. Организует деятельность по выполнению домашнего задания. Д\З стр.92 № 1 Цель: закрепить предметные УУД по теме «Доли». Критерии успешного выполнения домашнего задания: - внимательно прочитать задание; - вспомнить материал, который изучили сегодня на уроке. | Выполняют самостоятельную работу. Записывают доли сыра. ½, ¼, 1/8. Взаимопроверка и сличение с эталоном. Работают с оценочными листами. | Личностные: - осознание алгоритма учебного действия; - способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности; - уметь работать в заданном темпе; - признавать собственные ошибки. Метапредметные Регулятивные: - планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления; - формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; - сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение. Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации; - осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме; - выбор наиболее эффективных способов решения заданий в зависимости от конкретных условий; - самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; - преобразование объекта в модель, где выделены существенные характеристики объекта. Коммуникативные: - формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; - принимать на себя ответственность за результат своих действий; - наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их; - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами математики, родного языка. |
Рефлексия. Цель: учить проводить рефлексию собственной деятельности на уроке, определять степень знания и незнания. | Организует рефлексию. Слайд 23 - Где в жизни встретится тема «Доли»? - Какие учебные цели вы выполняли? Закончите фразы: На уроке я научился(ась)… Больше всего мне понравилось на уроке… Самым трудным для меня было... - Кого из учеников вы похвалите за урок и за что? - Посчитайте знаки и поставьте итоговую самооценку за урок на доске. Спрашивает некоторых учащихся, почему оценили себя так за урок? Аргументировано оценивает учащихся. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности в целом за урок в оценочных листах, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. . | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные:рефлексия. Личностные:смыслообразование. |