1.Организационный момент. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Цель: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. 2.Актуализация знаний. Устный счёт Цель: - тренировать устные вычислительные навыки. 3. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной проблемы. Цель: - зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее недостаточность знаний о единицах измерения массы; -учить определять тему урока по заданному заданию, ставить цели по достижению понимания и осознания темы урока, формирование УУД. | Включение в деловой ритм. Настраиваемся на рабочую волну и стремимся к новым открытиям. Наш девиз: «Наблюдаю, замечаю, размышляю, делаю вывод». Слайд 3. Пусть на уроке вам помогут ваша сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Устное сообщение учителя: - У вас на парте лежат листы самооценки. Если вы выполнили, задание правильно поставите, +, если были затруднения, ошибки – знак? В конце урока вы подсчитаете знаки и выставите себе оценку. - По каким критериям вы будете себя оценивать и работать на каждом этапе урока? - Подготовим наш ум для плодотворной учебной деятельности. Слайд Оцените свою деятельность за работу на устном счёте. - Молодцы. 1.Показываю два предмета, одинаковых по форме и размеру, но разных по цвету. - Сравните эти два предмета. 2. Показываю два предмета, разных по форме и одинаковых по цвету. - Чем отличаются эти предметы? 3. Показываю два предмета, одинаковых по форме и цвету, но разных по размеру. - Чем отличаются эти предметы? 4. Показываю два апельсина (муляж и оригинал), одинаковых по форме, размеру и цвету, но разных по массе. - Чем отличаются эти предметы? (Я вызываю одного ученика к доске и прошу взять предметы в разные руки.) - Как называется величина, которая позволяет сравнивать, какой предмет легче, а какой – тяжелее? - Что такое масса? - Попробуйте сравнить массу яблок. (Показываю два яблока и даю ученику в руки) - Что же тогда делать? - Как определить массу каждого яблока? - Какой прибор нам поможет определить массу яблок? - С какой единицей массы мы с вами уже знакомы? - Как происходит взвешивание? - Могу ли я использовать для нашего яблока гирю в 1 кг? - Что же делать в таком случае? - А кто из вас знает, как называется единица массы меньше килограмма? - Сформулируйте тему нашего урока. | Готовятся к работе. Точность вычислительных навыков, полные высказывания, активность, внимательно слушать учителя и одноклассников. 1.Прочитайте и назовите соседей числа: 509, 111, 750, 231 2. Заполните пропуски ? ● 5 = 500 200 ● ? = 600 400 : ? = 100 ? ● 100 = 800 3. Реши задачу. В мешке 20 кг орехов. Это одна часть из 5 всех собранных орехов. Сколько кг орехов собрали всего? (100 орехов) 4. -Узнайте массу целого арбуза. (6кг) -Узнайте массу дыни. ( 4кг) 5. Задание на смекалку. Что легче 1кг железа или 1 кг ваты? (1кг = 1кг) Оценивают свою деятельность в листах самооценки. - Они разного цвета ( зелёная и жёлтая коробки – травы). - Они разной формы (кубик и шарик – жёлтые). - Они разного размера (2 коробки красные коробки: большая и маленькая) Учащиеся затрудняются с ответом. -Один апельсин тяжелее, а другой – легче. - Масса. - Это вес какого-нибудь тела. Учащиеся затрудняются с ответом. С помощью рук и на глаз сложно. -Определить массу каждого яблока. - Нужно их взвесить. - Весы. - С килограммом. - На левую чашу весов ставится предмет, а на другую гиря. - Нет, так как яблоко весит меньше 1 кг. - Нужно использовать гирю меньше 1 кг. -Грамм. Определяют тему урока. | Личностные: самоопределение. Регулятивные:целеполагание. Познавательные:логическое внимание. Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные:целеполагание; постановка темы и учебных задач на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено; освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления; прогнозирование результата деятельности. Коммуникативные:постановка вопросов; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами математики, родного языка. Познавательные:общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели; формирование умения использовать логические операции; логические – формулирование проблем, прогноз деятельности. |
5. Совместное открытие знаний. Поиск решения проблемы. Цель: - организовать совместный поиск решения проблемы; - определить средства; - сформировать представление о грамме, зафиксировать соотношение между килограммом и граммом. Самостоятельное применение знаний Цель: - организовать выполнение обучающимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону, самооценку 2). Самостоятельное применение знаний Цель: - организовать выполнение обучающимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону, самооценку 3) Практическая групповая работа. Цель: -научиться взвешивать предметы. 4). Анализ и решение задачи Цель: - тренировать способность к решению задач с именованными числами; - зафиксировать новое содержание урока. 6. Закрепление Цель: - зафиксировать во внешней речи полученные знания 7. Домашнее задание. Цель: - закрепить полученные знания 8. Рефлексия. Цель: учить проводить рефлексию собственной деятельности на уроке, определять степень знания и незнания. | Организует деятельность учащихся по исследованию проблемы. Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Фронтальная работа. 1). – Как называется единица массы меньше, чем килограмм? - Сколько граммов в килограмме? - Посмотрите на это слово с точки зрения русского языка, что вы заметили? - Что обозначает первая часть слова КИЛО? В переводе с Греческого языка «кило» обозначает тысячу. - Предположите, сколько граммов в 1кг. Математика – наука, требующая точности и краткости, специально для неё слово граммы сократили до одной буквы г, но называют полностью. -Откройте учебники на стр. 54. Прочитайте объяснение, выделенное красной чертой до таблички. Самостоятельная работа. На табличке попробуйте определить единицы массы для предметов: автомобиль – 1000кг, человек – 60кг, ручка – 20г, курица 2кг, арбуз- 9 кг, батон – 500г - Какой пункт плана мы выполнили? - Сделайте вывод, что такое грамм и для чего его используют? Оцените свою деятельность за это задание. Молодцы. 2). - Ребята, а для чего нам нужно знать единицы массы? - Где мы чаще всего сталкиваемся с единицами массы? - А как нам можно узнать массу предмета? - С помощью чего мы производим взвешивание? История весов на Руси уходит в далекое прошлое. Вот так выглядят старинные русские весы- безмен. С самого момента изобретения весов людей стал волновать вопрос их точности. Поэтому на сегодняшний день существует огромное количество видов весов. Например, электронные весы. - Ручные пружинные весы. - Рычажные весы чаще всего используют в торговле. При взвешивании на механических или чашечных весах, чтобы определить массу предмета используют гири. - Как происходит взвешивание? - Посмотрите, какие бывают гири. Слайд Обратите внимание на гири в 1 гр, 2 гр, 5 гр. -А где можно использовать такие гири, ведь в магазинах, на рынках, таких гирь нет? ( в аптеках для изготовления лекарств) Показ гирь учителем. Эта гиря 1г, а эта 1 кг. - Сколько надо взять таких гирек, чтобы они составляли 1 кг? № 2 стр. 54 (устно) Самостоятельная работа. 750г = 500г+200г+50г 425г=200г+200г+20г+5г - Какой пункт плана мы выполнили? - Сделайте вывод. Оцените свою деятельность за это задание. Молодцы. 3) Научимся взвешивать предметы и сравнивать их по массе. Я сегодня специально на наш урок принесла весы и гири (лабораторные весы из кабинета физики, химии). Берут такие гирьки специальным пинцетом, чтобы со временем на грузиках не оставались жир или грязь, иначе вес будет неточным. Раньше такими весами пользовались в аптеках при изготовлении лекарств, ученые – при изготовлении различных препаратов. Сейчас, конечно, им на смену приходят более точные электронные весы. Взвесим яблоки и сравним их массу. Весы должны быть в равновесии (т.е.сравниваемые предметы имеют равный, одинаковый вес). На левую чашу положим яблоко, а на правую чашу будем ставить гирьки в граммах, начиная с наибольшей. -Масса какого яблока больше? 1гр. – взвесить кусочек мела и записать его массу в таблицу. 2гр. – апельсин 3гр. – конфеты 4гр. – вес мальчика -Вспомним правила работы в группе. - Сравните массу предметов. - Какие гири вы использовали? - Какой пункт плана мы выполнили? - Какой вывод вы можете сделать? Оцените свою деятельность за это задание. Молодцы. 4. № 2 стр. 54 - Прочитайте задание - Можно ли назвать задачей? Почему? -Какой вопрос можно поставить? (Сколько грамм весит вся покупка? На сколько больше весит печенье чем чай?) -Решим задачу с первым вопросом. - Как удобнее оформить краткую запись задачи? (в таблице) - Какие слова возьмем? - Заполняем таблицу - Повторите главный вопрос. -Можем ли мы ответить на него? -Что нужно узнать сначала? - Каким действием? -Что теперь узнаем? - Каким действием? - Зная массу печенья и чая, что мы можем найти? - Как найдем массу всей покупки? -Во сколько действий решается задача? - Решите задачу, самостоятельно. (ученик работает на доске с обратной стороны). - Проверим решение задачи. Оцените свою деятельность за это задание. 5. Сколько сладостей съел Ваня за день? Слайд: Три пирожных по 200г и 400г шоколада. - Можно ли столько сладостей употреблять в день? Д\З стр.54 № 4, 5 Творческое задание (по желанию) – подготовить сообщение о старинных единицах измерения массы на Руси Организует рефлексию. Слайд 23 - С какой новой единицей массы мы сегодня познакомились? - Какая мера массы больше кг или г ? - Сколько граммов в 1 кг? - В каких случаях мы используем измерения в граммах? - Какие учебные цели вы выполняли? Закончите фразы: На уроке я познакомился(ась)… На уроке я научился(ась)… Больше всего мне понравилось на уроке… Самым трудным для меня было... - Кого из учеников вы похвалите за урок и за что? - Посчитайте знаки и поставьте итоговую самооценку за урок на доске. Спрашивает некоторых учащихся, почему оценили себя так за урок? Аргументировано оценивает учащихся. - А сейчас, возьмите конфету и положите на ту чашу весов, которая соответствует вашей позиции на уроке: П. Мне все было понятно на уроке, урок мне понравился. Л. Мне не все понравилось на уроке, некоторые задания вызвали у меня затруднения. - Мы видим, что чаши весов не находятся в равновесии. Правая чаша – перевесила. - Значит, можно считать, что большинству учащихся нашего класса всё было понятно и урок понравился. | Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки. Работают с оценочными листами. - Грамм. КИЛОГРАММ - Это сложное слово. 1кг = 1000 г Узнали, что грамм-это более мелкая единица массы, его используют для точного определения массы предметов. - Чтобы знать вес предмета. -При покупке продуктов. -Взвесить. -Весов. На левую чашу весов ставится предмет, а на другую гиря. 1000 гирек массой в 1г Какие бывают весы и гири. Масса красного яблока - ….г Масса зелёного яблока - …г Работа в группах. № | Название предмета | Масса (г) | 1 | Яблоко зелёное | 230 | 2 | Яблоко красное | 240 | 3 | Кусочек мела | 14 | 4 | Апельсин | 180 | 5 | Конфеты | 20 | 6 | Банан | 210 | Работают с оценочными листами. | Масса 1 пачки | Количество пачек | Общая масса | Печенье | 200 г | 2 | ? ? | Чай | 50 г | 2 | Масса 1 пачки, кол-во пачек, общая масса. Нет. Сколько весит все печенье. Умножением. Сколько весит весь чай. Умножением. Массу всей покупки. Сложим массу чая и печенья. В 3 действия. 1) 200 ● 2 = 400 (г) – вес печенья. 2) 50 ● 2 = 100 (г) – вес чая. 3) 400 + 100 = 500 (г) Ответ: 500г весит вся покупка. Работают с оценочными листами. Ваня съел 1000г сладостей или 1кг. Нет. Это вредно для здоровья. Записывают домашнее задание. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности в целом за урок в оценочных листах, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Работают с оценочными листами. | Личностные: - осознание алгоритма учебного действия; - способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности; - уметь работать в заданном темпе; - признавать собственные ошибки. Метапредметные Регулятивные: - планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления; - формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; - сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение. Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации; - осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме; - выбор наиболее эффективных способов решения заданий в зависимости от конкретных условий; - самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; - преобразование объекта в модель, где выделены существенные характеристики объекта. Коммуникативные: - формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; - принимать на себя ответственность за результат своих действий; - наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их; - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами математики, родного языка. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные:рефлексия. Личностные:смыслообразование. |