Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Орг. момент. Эмоциональный настрой. |
(слайд № 1) Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте. - Садимся. Открываем тетради, записываем число, классная работа… | |
II. Сообщение целей урока |
-Девизом урока я выбрала пословицу: “Не стыдно не знать, стыдно не учиться”. -Я предлагаю вам в течении урока заполнять ЛИСТОК УСПЕШНОСТИ. Вы его видите у себя на партах. И по окончанию урока мы сможем увидеть как плодотворно вы поработали и на какую оценку претендуете. -А начнем мы наш урок с устного счета | |
III. Актуализация опорных знаний. |
1) повторение изученного материала о трёхзначных числах: |
(слайд № 2) - Какие числа называем трёхзначными? - Какой разрядный состав имеют трёхзначные числа? - Запишите числа, разрядный состав которых я буду называть. Две клетки вниз, записываем в строчку. (слайд № 3) - Проверим. … прочитай числа, которые ты записал. - Вы согласны с записью … ? - На экране верные числа? -На ЛУ поставьте + или- (слайд № 4) - Усложню вам задание. Каждое из записанных чисел уменьшите на три сотни и запишите результат ниже. - Поменяйтесь тетрадями и проверьте карандашом работу соседа. - А вот и верные значения на экране. - Поднимите руки те, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы! -На ЛУ поставьте + или - - И последнее задание. Каждое из полученных чисел увеличьте на два десятка и запишите ниже. - Проверьте друг у друга по эталону на экране. - Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок. Молодцы! -На ЛУ поставьте + или - - Что мы сейчас повторили? | - Трёхзначными называем числа, в записи которых используют три знака(цифры). - Единицы, десятки, сотни. 875, 469, 706, 530, 600.
575, 169, 406, 230, 300.
595, 189, 426, 250, 320.
- Десятичный состав чисел, увеличение и уменьшение цифры разряда. |
2) выявление цели деятельности на уроке: |
- Продолжаем наш урок. -Представьте, что мама попросила вас сходить в магазин и купить на развес самых вкусных конфет. Каким образом продавец должен будет продать нам нужное количество конфет? Какой величиной он будет оперировать ? - А какая величина помогает нам ежедневно контролировать наш режим дня. Например : успевать в школу на занятия -Ну а если я решу девочкам еще сшить красивые платья для танцев. То мне какая величина поможет при раскройке ткани? (слайд № 5) - А с какой величиной мы будем сегодня работать, вы догадаетесь сами, когда посмотрите отрывок из мультфильма “38 попугаев”. (слайд № 6) (Просмотр отрывка) - О какой величине идёт речь? - Какие мерки использовали герои м/ф, чтобы определить длину удава? (слайд № 7) - А в математике используют такие мерки? -Как вы думаете , что мы будем учиться делать сегодня на уроке? - Так вот, ребята, нам надо сегодня определить, с помощью какой единицы длины удобнее измерить длину удава. - А чтобы нам было удобно, удав прислал нам своё изображение в полную длину, а также вас ждут небольшие подарки от наших героев, и о них вы узнаете чуть позже.
(На стене прикреплено изображение удава длиной 3 метра 8 дециметров) -И я в свою очередь уже сделала измерения нашего героя . И по моей мерочке длина удава составляет-86 вершков или же 5 аршинов -А вам понятно , о чем я говорю? Что за измерения я делала, что за определения я вам назвала? |
Массой Время Длина
- О длине. - Попугая, мартышку, слонёнка.
- Нет.
Ответы ребят |
3) меры длины на Руси: |
- Ребята, я просила некоторых из вас найти материал о старинных единицах измерения длины, которыми пользовались на Руси. Давайте послушаем. Может мы найдём удобную единицу для измерения длины удава?! (слайды с № 8 по № 13) - Будем ли мы иметь точное представление о длине удава, пользуясь этими мерами длины? - Да, мы можем измерить длину удава в данных марках. Но точное представление о длине иметь не будем, так как эти мерки устаревшие и требуют долгого преобразования в современные единицы длины. | Дети у доски рассказывают о пяди, вершке, локте, аршине, сажени и показывают их величину. Дети высказывают свои предположения. |
4) повторение изученных единиц измерения длины, возникновение проблемной ситуации: |
- Чтобы иметь единое представление о длине предметов, была введена метрическая система измерения, т.е. единицы измерения длины, которыми пользуются все современные люди. - Какие единицы мы уже знаем? - Расскажите всё, что вы знаете об этих единицах. (слайды № 14-15) - Давайте попробуем измерить длину удава в этих единицах. Начнём с сантиметров. Удобно нам будет? - Да. Так мы до вечера будем измерять. Попробуем дециметром. - Удобно это делать? Почему? - Что же делать? Может кто-то из вас знает другую величину для измерения , побольше? | - Сантиметр, дециметр. (Дети показывают модельки и рассказывают: 1 дм =10 см). (Дети высказываются) (Выполняем измерения с моделями дециметра) - Нет. Мерки слишком малы.
Да. Метр. |
IV. Сообщение основной цели урока: |
- Верно . И это основная цель нашего урока: познакомиться с новой единицей измерения длины. -Как же будет звучать тема нашего урока - Тема нашего урока: “Единица измерения длины – метр”. (слайд № 15) | (Дети определяют тему урока) |
V. Знакомство с новой единицей измерения – метром. |
1) модель метра, соотношение единиц измерения длины: |
- Перед вами новая единица измерения длины – называется она метр. (На доске вывешивается модель метра, разделённая на дециметры) - Сокращение значения метра записывается так: 1 м. Запишите у себя в тетради. - Кто догадался, на какие по величине мерки разбита модель метра. Посчитайте, сколько их? - В одном метре 10 дециметров. Запишем и постараемся запомнить это соотношение. (1м = 10 дм) (слайд № 15) - Может быть кто-нибудь догадался, сколько в 1 метре сантиметров? - Давайте посмотрим: если в 1дм 10 см, а в 1м 10 дм, то в 1м – 100см. Запишем это соотношение. (1м = 1 дм = 100 см) -А для чего нам нужно уметь измерять , используя разные мерки? - А кто мне скажет, какое расстояние должно быть при письме между партой и глазками? Давайте измерим это расстояние с помощью линеек. | (Предположения детей: дециметр, 10 дм) (Высказывания детей)
( 35 см) |
2. Физ.минутка: зарядка для глаз. (слайды № 16, 17, 18) |
3) преобразование единиц измерения длины: |
- В жизни часто приходится преобразовывать единицы длины из крупных в мелкие и наоборот. Попробуем это сделать. (слайд № 19) - Преобразуем вместе: (на доске и в тетрадях) 7 м =….(= 70 дм = 700см.) Попробуйте сами. (У доски выполняют дети) 300см =…дм =…м | Дети работают у доски и в тетради. |
4) первичное закрепление материала: |
- Хотите сами попробовать свои силы? - Будем работать в парах. Выполните задание на листочках – преобразуйте единицы. Если задание выполните верно, то сможете сложить слово по полученным ответам. Ключ внизу под заданием. (слайд № 20) - Какое слово у вас получилось? - Кто получил слово МЕТР, поставьте плюсик в ЛУ | (Дети работают в парах на листочках) |
5) знакомство с измерительными приборами: |
- Для измерения метрами есть свои измерительные приборы: это метровая линейка, портняжный сантиметр и рулетка. (Демонстрация приборов. Слайд № 21) - Ребята, хочу вас предупредить, что детям пользоваться рулеткой опасно, так как о её металлические острые края можно сильно пораниться или поранить кого-нибудь. А где пользуются чаще всего этим прибором? |
- На строительстве, при ремонтных работах. |
6) измерение с помощью метровой линейки: |
-А вот и сюрприз, о котором я вас предупреждала . У вас на столах лежат рулетки , помните о правилах безопасного использования этого предмета - И давайте попробуем измерить длину удава с помощью рулетки. -Ну и пока ребята измеряют длину удава, я предлагаю остальным деткам измерить свой собственный рост. И мы попробуем выяснить кто же у нас в классе самый высокий, а у кого самый маленький рост. Запишите свой рост в тетрадь - Какова же длина удава? - Запишем в тетради, а … на доске. - Как можно преобразовать это значение? - Кто же догадается: если длина удава 38 дм, то какова же длина шага попугая? | Выводятся двое обучающихся, которые под руководством учителя производят замер. Три метра отложили, четвёртый – неполный.
Практическая работа учащихся
- 3 метра 8 дециметров.
- 3м 8дм = 380 см = 38 дм (Записываем на доске) - Длина шага попугая – 1дм. |
VI. Закрепление изученного материала. Решение текстовой задачи. |
-А теперь давайте выясним , как же получилось ребятам измерить свой рост. -Кто же из детей самый высокий, а кто ниже всех в классе? -Посмотрите визуально мы видим , что один ребенок действительно выше другого. А давайте найдем разницу в росте детей, попробуем с вами составить задачу и решить её. - Вот молодцы! Решаем задачу. ( решение обратной задачи) | Ответы детей
Дети выходят к доске Рост Полины составляет 154 см, а рост Данила -143 см. На сколько см Полина выше Данила?
У доски ребенок решает задачу. |
VII. Итог урока. Рефлексия. |
(слайд № 24) -Как вы считаете, какие проблему мы сегодня решили? - Мы замечательно сегодня поработали, а итог урока подведём небольшим тестом. Возьмите листочки и карандаши, подчёркивайте верный ответ: (слайд № 25) 1. С какой величиной работали? а) масса; б) длина; в) время. 2. Что не является единицей измерения длины? а) сантиметр; б) метр; в) диаметр; г) дециметр. 3. В какой единице удобнее измерить длину школьного коридора? а) в дециметрах; б) в сантиметрах; в) в метрах. 4. В какой единице удобнее измерить длину крышки стола? а) в дециметрах; б) в сантиметрах; в) в метрах. - Проверим. (На экране остаются только верные ответы). Оцените свою работу. - Как вы думаете, нам достаточно было времени, чтобы усвоить новую единицу измерения длины? - Подумайте, чем же мы будем заниматься на следующих уроках? -Но мы возвращаемся к нашим мульт. героям. Скажите, а в какой стране они обитают? -А какое любимое многими детками лакомство произрастает на территории этой страны? (Банан ) - Мы ведь воспитанные ребята и давайте передадим нашим героям гостинцы. Пусть они покушают всласть.. -А наши бананы не только вкусные и полезные , но ещё и не совсем обычные. Они будут отображать то настроение , в котором вы сейчас пребываете. Выберите тот банан , который соответствует вашему настроению и прикрепите к дереву. -Вы сегодня очень плодотворно поработали. Посмотрите на свои листочки успешности. И в последней строчке оцените свою работу на уроке. -Теперь листочки я соберу , проверю. И озвучу оценки на следующем уроке. (слайд № 26) | (Высказывания детей) (Дети выполняют тест) |
VIII. Домашнее задание. № 330 |