Самоанализ урока математики в 5 «Б» классе
учителя математики муниципального автономного образовательного учреждения Сладковская средняя общеобразовательная школа Федосеенко Натальи Георгиевны.
Коллектив 5б класса состоит из 26 человек, из них 8 мальчиков и 18 девочек. Возрастной состав детей от 10-11лет. На данном уроке присутствовало 7 человек.
Интеллектуальное развитие детей соответствует возрастной норме, на уроках дети познавательно активны. По уровню знаний и способностей класс среднего уровня. Мотивация к обучению наблюдается у всех учащихся. Высокий уровень развития способностей показывают 6 обучающихся (23%). Средний уровень показывают 16 человек (62%), ниже среднего - 2 учащихся (8%) и 2 ребёнка обучаются по адаптированной программе для детей ОВЗ (7%).
Коллектив достаточно дружный, доброжелательный, но волевые качества развиты не у всех. Учащиеся умеют работать совместно.
Большинство ребят класса проявляет высокую заинтересованность в успехе. Есть ребята, которые активно принимают участие в ежегодных предметных конкурсах.
Тема урока: Решение задач на части.
Цель: Создание условий для обобщения знаний по теме, совершенствование практических навыков решения задач на части и умение применять их при решении реальных жизненных задач.
Исходя из цели урока, ставлю задачи урока:
Образовательные:
обобщение знаний алгоритма решения разного вида задач на части;
формирование умений и навыков в решении задач на части;
развитие умения самостоятельно составлять такие задачи;
формирование логики при помощи применения приёмов анализа и выделения главного;
формирование навыков учебной деятельности на основе развития познавательного интереса.
Воспитательные:
воспитание самостоятельности, активности, трудолюбия;
формирование культуры личностных качеств;
воспитание культуры общения, чувства коллективизма;
привитие интереса к изучаемому предмету, воспитание эстетической культуры в оформлении задач в тетрадях;
воспитание сознательного усвоения дисциплины.
Развивающие:
развивать умение грамотно использовать термины и понятия, сравнивать;
развивать умение выделять главное, анализировать, обобщать, делать выводы.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений
Содержание урока.
Содержание урока соответствует требованиям программы. Урок относится к разделу «Натуральные числа и ноль» и является 29 уроком в данном разделе. Тема предыдущего урока «Решение задач на части». К данному уроку учащиеся имеют необходимый уровень знаний по данной теме. Содержание урока соответствует возрастным нормам. Данный урок имеет непосредственную связь с пройденным материалом.
Этапы урока и содержание материала были подобраны в соответствии с выбранным типом урока.
Время, отведенное на все этапы, было распределено рационально. Логика между этапами соблюдена.
Отбор учебно-методического обеспечения урока (дидактический материал, ИКТ, вопросы, задания для учащихся) соответствовал поставленным целям и задачам данного урока.
Урок рассчитан на 45 минут.
Методика проведения урока.
Активизация представлена через систему вопросов на знание основных терминов и понятий данной темы, алгоритма решения задач на части, различных форм организации работы, использование проблемной ситуации - поисковая домашняя работа и её применение на уроке (надо было дома составить или найти задачу на части и решить её), элементов занимательности (решение кроссворда) и наглядности (мультимедийная презентация).
Использовались
- задания поискового характера;
- метод наглядности;
- метод контроля и самооценки.
На всех этапах урока приоритетная роль отводится обучающим заданиям. Они выполняются как в процессе самостоятельной работы, так и в парах, в группах. Объём самостоятельных работ соответствует возрастным требованиям, достаточен, характер познавательный, поисковый. Использовались различные виды контроля: ученик – ученик ( при работе в парах), самоконтроль, ученик – учитель (сравнение своей работы с образцом на интерактивной доске). Организованная данным образом работа позволила учащимся ориентироваться в своей системе знаний.
Применение здоровьесберегающих технологий реализовывалось в проведении физкультминутки, а также с учётом освещаемости кабинета, его проветривания, расположения парт.
Технологии.
На уроке были использованы следующие сингапурские методики:
МЭНЭДЖ МЭТ – инструмент для управление классом, для организации эффективного учебного процесса в командах.
ВАЙ ФАЙ – сигнал тишины. Учит сконцентрировать внимание на учителе и приготовиться к следующему этапу работы.
ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН – «встать-сесть» была использована во время физкультминутки на работу УСТНОГО СЧЁТА.
КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД – «опроси и обменяйся карточками». Данная структура использовалась при проверке домашнего задания (работа в парах). Ребята обменялись листочками, на которых были записаны задачи, придуманные дома. Они их решили. Затем, был проведён взаимный опрос решения и поставлена оценка друг другу.
СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ – структура, в которой 4 участника одновременно в группе решали одну задачу (каждое одно действие было выполнено следующим по кругу учеником).
Также в самостоятельной работе были предложены разноуровневые задания, таким образом предусмотрена дифференциация обучения.
Психологические аспекты урока.
На уроке создан благоприятный климат и комфортные условия для каждого ученика. Учитывались физиологические и психологические особенности детей. Развитие психических процессов на уроке происходило через мобилизацию внимания учащихся различными способами: через прямое требование, связывая изучение материала с жизнью, с помощью использования различного занимательного материала. Содержание материала и виды работы на уроке были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.
Соответствие урока требованиям ФГОС.
Урок построен в рамках системно – деятельностного подхода, развивает у учеников способности самостоятельно ставить учебную задачу, планировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Организованы проблемные и поисковые ситуации, активизирующие деятельность учащихся. Урок соответствует ФГОС.
Урок направлен на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов:
предметные: умение в процессе реальной ситуации использовать понятие «части» и умения решать основные типы задач на части.
личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения.
метапредметные:
- Регулятивные УУД: умение учитывать правило в планировании и контроле способа решения, выбирать и осуществлять учебные действия, оценивать свою работу и результат.
- Познавательные УУД: умение анализировать объекты с выделением существенных признаков, обобщать, делать выводы.
- Коммуникативные УУД: умение организовывать и осуществлять сотрудничество в паре, в группе, выражать свои мысли, вступать в диалог, слушать, понимать и критиковать других.
Ход урока.
1.Организационный момент. Готовность к деятельности, мобилизация внимания учащихся. Создание положительной эмоциональной направленности на учебную деятельность. Стимулирование самоконтроля и самоорганизации школьников. Урок начался своевременно.
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Через решение задачи –кроссворда (вопросы на эрудицию) формулируют тему урока, а затем с помощью терминов, выражая свои мысли и вступая в диалог, формулируют учебную задачу, предполагают действия по достижению результатов.
3.Актуализация знаний учащихся. осуществлялась через использование таких методов как: репродуктивный; словесный, поисковый.
Данный этап урока позволил осуществить текущий контроль домашнего задания, подвести учащихся к изучаемой теме урока. Вспомнили основные термины данной темы, алгоритм решения задач на части; повторение алгоритма решения таких задач через видеоролик с образовательного ресурса ЦОР.
4.Применение знаний и умений в новой ситуации.
Отработали учебный материал по теме урока практически. Проведена работа в парах, проверка с обратной связью с целью развития у обучающихся навыков самоконтроля и самооценки (правильный ответ - на интерактивной доске), обобщение (работа с памяткой на столе).
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, словесный, наглядный, практический, самоконтроль.
5.Физкультминутка.
Организована и проведена динамическая пауза с устным счётом, позволяющим опросить всех обучающихся.
Учащиеся выполняют упражнения для снятия напряжения, упражнение на внимание.
Отрабатывались: умение слышать и согласовывать движения.
6.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Контроль самостоятельной работы по проверке тетрадей позволил выявить уровень знаний и умений обучающихся по пройденному материалу, для учителя наметились корректирующие мероприятия на следующее занятие.
7.Рефлексия (подведение итогов урока). При подведении итогов урока использовала фронтально-индивидуальную беседу, словесный опрос “Незаконченные предложения”, в ходе которого 8-9 учащихся высказались об уроке, теме, своём эмоциональном состоянии. Дала педагогическую оценку деятельности класса.
8. Информация о домашнем задании. С целью формирования прочных навыков решения задач на части учащимся было предложено задания по учебнику. Проведён инструктаж по выполнению домашнего задания.
Вывод самоанализа.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен, заявленной цели и поставленных задач проведённый урок достиг. Дети усвоили алгоритм работы по данной теме и умело применили его на практике. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических возможностей учащихся. Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор современных методов и приёмов помог каждому ребёнку продвинуться в своём индивидуальном развитии. Учащиеся показали достаточный уровень усвоения знаний, высокую познавательную активность на уроке, работали ВСЕ. Урок дан 17.10.2018 г. – методический общешкольный семинар.