Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Осуществляемые действия | Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | Личностная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
I этап Организа-ционный момент | Приветствует детей. Мотивирует обучающихся к учебной деятельности: «Нам на уроке пригодится: хорошее настроение; знание материала; желание открыть истину; добросовестная работа; осмысление произведенной деятельности» | Настраиваются на работу | Ставить перед собой цель «Что я хочу получить сегодня от урока» | Включаются в деловой ритм урока. Концентрируют внимание | Планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. | Проверяют, все ли приготовили. Получают позитивный заряд | Слушать собеседника. | Развитие доброжела-тельности и эмоциональной отзывчивости. Самоопреде-ление. |
II этап Актуали-зация знаний учащихся | Предлагает вопросы на связь нового материала с ранее изученными темами: 1.Незнайка разделил 12 орехов на 2 равные части - для себя и Знайки. а) Сколько в этом случае пришлось орехов на одну часть? (6) б) На сколько равных частей нужно разделить 12 орехов, чтобы на одну часть приходилось 2 ореха? (6) в) В одной части 3 ореха. Сколько частей приходится на 12 орехов? (4) г) А сколько орехов будет приходиться на 1 часть, если 12 орехов Незнайка поделит на 3 равные части? На 12 равных частей? (4 ор.), (1 ор.) 2) Если же у Незнайки будет 24 ореха, и он разделит их на 3 равные части. Сколько орехов в этом случае будет приходиться на 1 часть? (8) Ребята, сделаем вывод: О каких величинах шла речь в задачах? | Выполняют задания, анализируя и сравнивания предлагаемые задания, извлекают необходимую информацию для построения математического высказывания | Анализировать, выделять существенные признаки, делать выводы. | Взаимодействуют с учителем во время работы, осуществляемой во фронтальном режиме | Высказывать свое мнение, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, использовать чужие высказывания для обоснования своего суждения. Строить понятные для собеседника высказывания | Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания | Определять степень успешности выполнения работы | Оценивание усваиваемого материала. Вырабатыва-ние уважительно- доброжела-тельного отношения к мнению других. Самоопреде-ление |
III этап Постановка темы и цели урока | Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока в ходе фронтальной беседы. Составление плана работы. Задача 1 Жидкость для выведения пятен Вода – 10 частей; Нашатырный спирт – 2 части; Соль – 1 часть. Сколько будет весить вся жидкость, если воды в ней будет 20 грамм? Задача 2 Настойка для полоскания рта Ромашка – 3 части; Календула – 2 части; Шалфей – 4 части. Сколько граммов нужно взять шалфея, если ромашки и календулы 100 грамм? Задача 3 Малиновое варение Малина – 3 части; Сахар – 2 части. Сколько надо взять малины и сахара, чтобы получилось 600 граммов варенья? | Отвечают на вопросы, анализируют ответы, формулируют свою точку зрения. Преобразовывают информацию из одной формы в другую: составляют математические записи на основе простейших математических моделей | Выделять существенную информацию. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Извлекают необходимую информацию для решения нового вида задач | Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме | Излагать свое мнение. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания | Контролируют правильность ответов обучающихся | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, проговаривать последователь-ность действий на уроке Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания | Проявление интереса к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний. Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли. Самоопреде-ление. |
IV этап Освоение нового материала | Организует работу в парах. Путем подводящего диалога побуждает обучающихся к составлению алгоритма решения задач на части | Выполняют задания в группе по составленному плану действий. Формулируют вывод: алгоритм решения задач на части | Исследование и отбор необходимой информации, ее структурирование | Работают в паре, распределяют роли, взаимодействуют друг с другом при решении общей задачи | Работать в паре, организовывать взаимодействие, вырабатывать и принимать коллективные решения | Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения заданий в группах | Выдвигать версии, определять средства решения проблемы, планировать деятельность | Формирование готовности к самообразова-нию |
Предлагает обучающимся продемонстрировать итоги своей деятельности | Представляют результаты своей исследовательской деятельности | Анализировать, выделять существенные признаки, обобщать | Выслушивают ответы учеников, задают вопросы | Высказывать свое мнение, подтверждая аргументами, при необходимости отстаивать свою точку зрения | Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания | Определять степень успешности выполнения работы | Формирование доброжелатель-ного отношения к иному мнению |
V этап Первичная проверка понимания | Предлагает задания на применение алгоритма решения задач на части с проговариванием во внешней речи (№244, №247). «Блиц опрос». Организует выявление места и причин затруднений, работу над ошибками | Смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста. Учатся применять алгоритм решения задач в процессе парной работы. | Анализировать, выделять существенные признаки, устанавливать аналогии, строить логические цепи рассуждений | Взаимодействуют с учителем во время самостоятельной работы. Планируют сотрудничество в парах, учитывают мнения друг друга, координируют действия | Понимать и воспринимать на слух замечания учителя. Вырабатывают общее решение | Контролируют правильность ответов обучающихся. Самоконтроль выполнения задания. Коррекция деятельности | Принимать и сохранять учебную задачу; различать способ и результат действия; уметь осуществлять взаимо-контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | Развитие инициативы, активности, аккуратности, терпеливости Самоопреде-ление. |
VI этап Первичное закрепление | Организует работу по закреплению учениками нового действия при выполнении заданий №245(а, б), №248(а, б) с последующей проверкой | Самостоятельная работа с взаимопроверкой в парах. Выполняют предложенные задания, формулируют ответы на поставленные вопросы | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, оформлять решение, доказывать, аргументировать свою точку зрения | Осознают применяемый алгоритм с достаточной полнотой. Выслушивают ответы учеников, задают вопросы. | Высказывать свое мнение, подтверждая аргументами | Самоконтроль процесса и результата выполнения задания, Контроль за правильностью выполнения заданий, осознание качества и уровня усвоения | Определять степень успешности выполнения работы. Учитывать алгоритм в планировании и контроле способа решения | Развитие способности к организации своей деятельности, преодолению трудностей, целеустремлен-ности и настойчивости в достижении цели |
VII этап Домашнее задание | Определяет обязательный для всех уровень домашнего задания (№246, №249(а)), дает творческое задание (составить задачу на части). Проводит инструктаж по его выполнению | Задают вопросы | | | | Самоконтроль | | Развитие саморегуляции. Определение границы собственного знания и незнания |
VIII этап Рефлексия | Предлагает учащимся произвести самооценку деятельности 1) Какие цели ставили? 2) Достигли ли вы своей цели? Почему? 3) В чем испытывали затруднение? 4) Над чем стоит еще поработать? Продолжи предложение: 1) Сегодня на уроке я узнал ___________ 2) Теперь я могу ______ 3) Сегодня на уроке я почувствовал _________ 4) С каким предложением согласны?___________ Урок полезен, все понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки учиться! | Участвуют в беседе по обсуждению достижений, делают выводы | Анализировать, выделять существенные признаки, обобщать. Анализ степени усвоения нового материала. Делать выводы | Выслушивают одноклассников, озвучивают свое мнение | Высказывать свою точку зрения. Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Учитывать разные мнения. | Проводят самооценку своей деятельности на уроке. Оценивают личные достижения, уточняют пробелы в знаниях | Принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять самоконтроль, планировать будущую деятельность. Осознавать причины своего успеха или неуспеха, находить выход из ситуации неуспеха | Формирование позитивной самооценки. Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности. Адекватно воспринимать оценку учителя, одноклассни-ков. Самоопреде-ление |