Тема урока: «Геометрические фигуры. Квадрат»
Класс 2
Цели: создать условие для изучения основных признаков геометрической фигуры – квадрата
Задачи:
образовательные:
- продолжить изучение основных признаков геометрической фигуры– квадрата;
развивающие:
- развивать логическое мышление, пространственное воображение, умение наблюдать и сравнивать;
- развивать умение быстро ориентироваться в потоке информации: находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;
- развивать самостоятельную деятельность;
воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её;
- воспитывать доброжелательность по отношению к товарищам и окружающим людям.
Планируемые УУД
Предметные:
- совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, распознавать среди фигур квадрат, научить детей находить периметр квадрата;
- развивать умение решать логические задачи.
Личностные:
- проявление познавательных мотивов, сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни, стремление к самоизменению.
Метапредметные:
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- осуществлять пошаговый контроль и оценивать правильность выполнения работы по результату;
-адекватно воспринимать словесную оценку учителя и товарищей.
Познавательные:
- сформировано умение осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
- учащиеся могут строить речевые высказывания в устной форме, оформлять свою мысль по типу рассуждения, проводить сравнения по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные:
- сформировано умение формулировать собственное мнение;
- учащиеся уважительно относятся к различным точкам зрения товарищей; - учащиеся могут договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить понятные для партнера высказывания.
Оборудование
оформленная доска к уроку, проектор, ноутбук, конверты с геометрическими фигурами для работы в группах, прямоугольники из бумаги – квадраты и не квадраты, раздаточные карты для индивидуальной работы- набор геометрических фигур, ручка, простой карандаш, линейка, модель прямого угла, раздаточный материал
Ход урока
1.Организационный момент (3 мин)
Приветствие .
- Посмотрите внимательно за окно. Какой сегодня день?
- Какое настроение у вас вызывает такая погода?
- А знаете, что надо сделать, чтобы настроение улучшилось?
- Надо улыбнуться.
- Я хочу с вами поделиться улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. А теперь вы порадуйте всех своей улыбкой. Улыбнитесь друг другу! И подарите свою улыбку нашим гостям!
-Надеюсь, ваше настроение улучшилось, и мы начинаем наш урок.
2.Актуализация знаний (11 мин)
- Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие в удивительную страну Заниматику. Скажите ребята из каких двух слов состоит это слово? Правильно ( Занимательная математика) Сегодня у нас необычный урок. Здесь нас встречают царица Математика и принцесса Геометрия. Но чтобы запомнить всё, что мы там увидим, нам надо быть очень внимательными. Поэтому перед путешествием потренируем своё внимание и память.
Логическая задача:
Мама купила детям Вите, Марату и Коле в подарок краски, наушники и паровозик. Что получил каждый мальчик, если известно, что Витя получил не краски и на паровоз, Марат получил не паровоз и очень рад подарку, так как он юный художник?
2) Царица Математика прежде, чем пригласить вас в страну Геометрия хочет проверить ваши знания:
Блиц – опрос.
- сколько цифр вам известно
- назовите самое маленькое двузначное число
-назовите самое маленькое трёхзначное число
- самое большое однозначное число
- самое большое двузначное число
-назовите сумму чисел 40 и 50
-разность чисел 70 и 5
Молодцы ребята справились с заданиями царицы Математики и она приглашает нас в гости к принцессе Геометрии.
1) Дорогие ребята послушайте загадку.
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня...(КВАДРАТ)
-Какие геометрические фигуры вам знакомы. А почему они называются геометрические? ( Потому что их изучает раздел математики – геометрия)
-Догадались, о чём мы будем говорить? Правильно. Мы сегодня будем о геометрических фигурах, конкретно о квадрате.
2) Работа в группах.
- Работать будем в трёх группах. У каждой группы на столе лежит конверт с геометрическими фигурами. Ваша задача – распределить их на разные группы, по каким – либо признакам. ( Дети работают в группах).
- Обмен информацией. ( Дети рассказывают по каким признакам распределили на группы)
3. Решение учебной задачи (16 мин)
1.) Работа с геометрическим материалом
На доске геометрические фигуры
- Уберите лишнюю фигуру. (Учащиеся убирают круг, так как это фигура, не имеющая углов).
- Уберите лишнюю фигуру. (Учащиеся убирают треугольник, так как это фигура, имеет три угла, а все остальные по четыре).
- Уберите лишнюю фигуру. (Учащиеся убирают трапецию, так как это фигура, не имеет прямых углов, а все остальные фигуры - с прямыми углами. В результате на доске остаются два квадрата и один прямоугольник).
- Посмотрите на геометрические фигуры, которые остались на доске. Чем они похожи? (4 стороны, 4 угла, все углы прямые).
Ученик выходит к доске и при помощи модели прямого угла доказывает ответ.
- Можно ли назвать квадрат прямоугольником? (Можно).
- Чем отличается прямоугольник от квадрата? (У прямоугольника соседние стороны, то есть смежные – разные, а у квадрата – все стороны одинаковые).
- Уберите лишнюю фигуру. (Учащиеся убирают прямоугольник).
- Какие фигуры остались? (Квадраты).
А чем квадраты отличаются от прямоугольника? (Прямоугольник, у которого все стороны равны – квадрат)
2) Индивидуальная работа по карточкам. Нахождение периметра квадрата.
( На листках нарисованы фигуры, найти квадрат, измерить стороны, вычислить периметр). Что такое периметр?( Высказывание детей, сумма длин всех сторон)
3) Где в обычной (повседневной) жизни можно встретить предметы, имеющие форму квадрата?
Высказывания учащихся.
– А вот в каких предметах увидел квадрат один мальчик.
Пришел из школы старший брат, Доска, где шахматы стоят,
Из спичек выложил квадрат. И клетка каждая – квадрат,
Дала мне мама шоколад, Стоят там кони и слоны,
Я дольку отломил – квадрат. Фигуры боевые.
И стол – квадрат, и стул – квадрат, КВАДРАТ – четыре стороны,
И на стене плакат – квадрат, Все стороны его равны,
И все углы прямые.
( Слайды - изображение квадрата, предметов квадратной формы, которые встречаются в жизни)
4. Физминутка (3 мин)
Упражнения по профилактике нарушения зрения
1) вертикальные движения глаз вверх – вниз;
2) горизонтальное вправо – влево;
3) вращение глазами по часовой стрелке и против;
4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
5) по периметру класса расположены плакаты с начерченными произвольными кривыми (спираль, окружность, ломаная); предлагается глазами «нарисовать» одну из понравившихся фигур несколько раз в одном, а затем в другом направлении.
5. Закрепление (5 мин)
Определить количество геометрических фигур (5 мин)
( домик из геометрических фигур)
( 3 круга, 3 треугольника, 2 квадрата, 4 прямоугольника)
6. Домашнее задание (3 мин)
Стр. 34 , задания №3,4
7. Рефлексия. (4 мин)
Ученикам предлагается докончить предложения
1. Я считаю, что занятие было интересным__________________ _скучным.
2.Я научился многому_______________________малому.
3. Я думаю, что слушал других внимательно____________невнимательно.
4. Я принимал участие в дискуссии часто__________________редко.
5. Результатами своей работы на уроке я доволен__________не доволен.
Вы ребята молодцы, сегодня поработали очень дружно и вы мне очень понравились! Спасибо большое вам за урок!