Открытый урок по математике в 1-м классе "Измеряем длину"
Цели урока:
обучающая – научить различать старинные меры длины,
развивающая – научить детей пользоваться разными способами измерения.
Задачи.
Создание условий для формирования первоначальных представлений о процессе измерения, о зависимости результата измерения от выбранной единицы измерения, о несопоставимости результатов измерений, сделанных разными мерками.
Развитие внимания, воображения, коммуникативных навыков, формирование умения работать в группах, умения рефлексировать.
Воспитание аккуратности, уважение к окружающим.
Оформление и оборудование:
компьютерная презентация;
отрывок из м/ф “З8 попугаев”;
запись песни “Зарядка для хвоста” из х/ф “Зарядка для хвоста”, запись песни “Жар-Африка”;
мультимедийное и музыкальное оборудование;
конверт с веревкой, конверт с листом (контур Африки);
бананы и пальма для этапа Рефлексия. Презентация
ХОД УРОКА
Орг.момент.
Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.
Прозвенел звонок,
Начинается урок
Не болтать и не лениться,
А учиться и трудиться
в жизни это пригодится!
– Вот девиз нашего урока:
Мы – умные!
Мы – дружные !
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
В первом классе учимся!
Всё у нас получится.
Здравствуйте , вы готовы отправиться в удивительное путешествие?
2. Устный счет Математическая головоломка
А куда, вы узнаете, отгадав головоломку.
Посмотрите ребята, буквы рассыпались, попробуйте собрать слово.
Ф, Р, А, И, К, А
Так куда мы с вами отправляемся? (Ответы детей)
Работа с геометрическим материалом
Посмотрите, на каком самолете мы полетим в путешествие.
Что в нем необычного?
Какие геометрические фигуры вы видите? Назовите их.
- Какое задание вы можете предложить классу?
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
– О каких фигурах можно сказать, что их 4 ,6 ? (4 – треугольника , 6 кругов – окошек)
- мы можем сравнить эту пару чисел?
- Сравните числа с помощью числового ряда. Правило! Какой поставим знак? 4
Ребята, чтобы добраться до Африки и не сбиться с пути, нам надо выбрать правильный маршрутный лист. Посмотрите есть 5 вариантов, вам надо выбрать правильный и показать его номер с помощью планшета.
Наш маршрут – это незамкнутая, ломаная линия, которая состоит из 6 звеньев.
Приготовьте ответы, покажите.
Итак заводим мотор самолета и полетели. Физминутка « Самолет»
Мы благополучно с вами приземлились в Африке, посмотрите, как выглядит она на карте. Африка – это часть земли, которая называется материк. Возьмите лист, который нам сегодня заменит ваши обычные тетради. Проведите пальчиком по контуру. Какая это линия?
(замкнутая кривая линия)
Последующее и предыдущее число
Чтобы выйти из самолета, нам надо спуститься по математическому трапу (сверху вниз), для этого напишите в клеточках соседей чисел 2, 5, 8, 3, 7.
Правила посадки при письме.
А теперь проверим:
назовите соседей числа 2, 5, 8, 3, 7;
назовите число, следующее за числом 2, за числом 8;
назовите число предыдущее числу 5, числу 7;
3. Подготовка к активной учебной познавательной деятельности.
Ребята, посмотрите, нас встречают герои мультфильма “38 попугаев”. Давайте узнаем, с какой просьбой обратился однажды Удав к своим друзьям?
Просмотр м/ф.
Какое желание возникло у Удава? Смогли ли друзья помочь Удаву? Как?
4. Постановка учебной задачи.
И мы сейчас с вами будем учиться измерять длину разных предметов.
5. Освоение нового содержания.
Я тоже хочу обратиться к вам с просьбой. У меня есть моток веревки, длину которой надо измерить? Как мы это можем это сделать? (Ответы детей)
С древних времен люди, задумываясь над этим вопросом, предлагали разные способы измерения длины. В старину на Руси длину предметов измеряли вот так.
Посмотрите.
Аршин – длина всей руки.
Локоть – расстояние от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца.
Пядь – расстояние между концами растянутых пальцев руки — большого и указательного.
Ладонь – ширина 4-х пальцев.
Вершок – длина верхней части пальца.
(Показать)
- Измерим длину моей верёвки разными мерами длины. (аршин и локоть)
(Учитель измеряет, дети считают)
- Верёвка одна и та же, а результаты у всех разные. Почему? (Ответы детей)
Если мы используем разные мерки, получается разные результаты измерения одного и того же предмета.
7. Проверка освоения нового содержания.
Работа по учебнику № 2 с.60.
8. Закрепление.
Посмотрите, на ваших листочках есть две полоски.
Чем мы можем измерить их длину? Назовите длину первой полоски, второй полоски.
Работа по учебнику № 3 с.60.
9. Экспресс-диагностика.
Наше путешествие подходит к концу, пора возвращаться.
10. Итог урока.
Что нового вы узнали за время нашего путешествия? Что научились делать?
11. Рефлексия.
Если вам понравилось наше путешествие, выходя из класса, прикрепите к пальме желтый банан, а если во время путешествия вы затруднялись – зеленый!