МБОУ «СОШ имени Н.А. Некрасова»
Открытый урок по математике
1«В» класс.
Дата проведения: 21.10.15г.
Учитель: Копылова Е.П.
Тема:
«Увеличить на... . Уменьшить на… .»
Цель: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с понятием «увеличить на», «уменьшить на», развивать логическое мышление, внимание, любознательность, наблюдательность; воспитывать интерес к математике и любовь к сказкам.
Планируемые результаты (предметные): уметь увеличивать (уменьшать) число на 1, использовать понятия «увеличить», «уменьшить»; выполнять измерения длины отрезка при помощи линейки.
Формирование УУД.
Регулятивные: уметь планировать самостоятельную работу; осуществлять взаимопроверку.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Познавательные: понимать значение и роль математики в жизни каждого человека и общества.
Личностные: осуществлять организацию исследовательского пространства ученика.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: интегрированный.
Форма урока: урок – сказка.
Методы урока: частично – поисковые, анализ и синтез, словесно – наглядный.
Оборудование: презентация, раздаточный материал (квадратики), схемы, картинки – иллюстрации к сказке: «Муха-Цокотуха».
Ход урока
1.Оргмомент.
Прозвенел сейчас звонок
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
2.Актуализация знаний.
У: Я знаю, что вы очень любите сказки и поэтому мы сегодня отправимся в волшебную страну сказок. Так как у нас урок математики, то сказка наша будет математическая. А отправит нас в сказку Мудрая сова, она нам даст волшебный ключик в сказку. Но для начала мы должны пройти её ряд испытаний.
А) Устный счёт.
Посчитайте:
1
ряд – от 2 до 7 назови соседей числа 8 предшествующее число числу 7
2 ряд - от 3 до 8 назови соседей числа 5 предшествующее число числу 4
3 ряд – от 5 до 10 назови соседей числа 3 предшествующее число числу 6
Б) Индивидуальная работа
3+2 6-1
6+1 5-3
4+1 9-1
В) Фронтальная работа
- Чем похожи примеры в первом столбике? (все примеры со знаком +)
- Что происходит с числом, когда к нему прибавляют другое число? (Оно становится больше, увеличивается).
-Чем похожи примеры во втором столбике? (Все примеры со знаком -)
- Что происходит с числом, когда из него вычитают другое число? (Оно становится меньше, уменьшается)
Класс не плохо потрудился, ключик волшебный у нас появился.
- А в какую же сказку мы откроем дверь.
В этой сказке угощенье -
К чаю вкусное варенье.
В самоваре - кипяточек,
Пей неспешно, по глоточку,
И любуйся на гостей!
А когда придёт злодей, Страшный, злющий паучище
Не робей и будь смелей,
Бей его ты без затей!
И спасёшь ты нашу Муху, нашу Муху……………….-Цокотуха. «Муха - цокотуха»
Г)Состав числа.
- Кто знает эту сказку. Кто главный герой. А кто её написал? (К.Чуковский)
Муха, Муха Цокотуха позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла, Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар…
А на базаре много товара: чаша, кувшин и самовар. На каждом товаре стоит число. Какое число подходит к схеме «состав числа», тот товар и купит Муха.
7


6
Чаша – 5, кувшин – 3, самовар -1.
О: Муха купила самовар.
Муха: «Приходите гости дорогие,
Я вас чаем угощу!»
Приходили к Мухе Блошки, приносили ей сапожки.
3.Самоопределение к деятельности.
Приходила к Мухе- Цокотухе бабушка Пчела, Мухе -Цокотухе задание принесла.
-Давайте поможем Мухе выполнить эти задания.
-Положите перед собой 8 квадратов. Положите ещё 1 квадрат. Сколько стало квадратов.(9).
-Как это записать? (8+1=9)
-Что произошло с числом квадратов, когда прибавили 1 квадрат. (Оно увеличилось).
-На сколько увеличилось? (На 1)
-Такие примеры можно читать так: к 8 прибавить 1 – получится 9, 8 увеличить на 1 – получится 9.
-Перед вами 9 квадратов. Уберите 1 квадрат. Сколько квадратов осталось.(8).
-Увеличилось или уменьшилось число квадратов? (Уменьшилось.)
-Почему? (Убрали 1 квадрат).
-На сколько уменьшилось число квадратов? (На 1)
-Было 9 квадратов, стало 8. Как это записать? (9-1=8).
-Прочитайте пример. (Из 9 вычесть 1 – получится 8).
-Кто сможет прочитать пример, используя слово «уменьшить»? (9 уменьшить на 1 – получится 8).
- А кто догадался, чему хочет научить бабушка пчела Муху Цокотуху. (Увеличивать число на несколько единиц и, уменьшать число на несколько единиц)
4. Работа по теме урока.
-Ребята, откройте учебник с.68 и прочитайте тему урока.
(Увеличить на….., уменьшить на…).
- Мы сегодня тоже будем учиться увеличивать и уменьшать число на несколько единиц.
А) - Какие птицы изображены на рисунке? (ласточки)
--Сколько ласточек сидит на проводе? (8)
-Составьте по рисунку запись со знаком + (8+2=10)
-Прочитайте запись двумя способами. (К 8 прибавить 2 получится 10; 8 увеличить на 2 – получиться 10.)
-Составьте по рисунку запись со знаком -. (9-1=8)
-Прочитайте эту запись двумя способами. (Из 9 вычесть 1 – получится 8; 9 уменьшить на 1 – получится 8).
Б) – Прочитайте записи со словом увеличить.
(7 увеличить на 1 – получится 8, 87 и т.д.)
- Какой сделаем вывод:
(Когда увеличиваем, становится больше).
- Прочитайте записи со словом «Уменьшить»
(10 уменьшить на 1 – получится 9, 9
- Какой сделаем вывод:
(Когда уменьшаем, становится меньше).
5.Физминутка.
- Ой, какой то – старичок- паучок
Нашу муху в уголок поволок-
Хочет бедную убить, Цокотуху погубить!
Муха: Дорогие дети, помогите!
Паука – злодея накажите!
1,2,3,4,5,
Будем дружно мы вставать.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок
И ещё разок.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Побежим мы по дорожке
Раз, два, три!
И похлопаем в ладошки
Раз, два, три!
Кулачком мы погрозим
Раз, два, три!
Паучка предупредим
Раз, два, три.
- Не получилось напугать паука.
А злодей – то не шутит,
Руки – ноги он Мухе веревками крутит,
.
6. Закрепление и повторение изученного.
А) Составление примеров со словами «Увеличить на, уменьшить н..».
-Давайте ещё раз попытаемся спасти муху от погибели не силой, а умом, для этого рассмотрите геометрические фигуры с.68 учебника.
-Какие геометрические фигуры нарисованы.
-Какие из них можно назвать многоугольниками.
-Объясните записи к кругам.
(1+3 – к 1 красному кругу прибавили 3 синих. Получилось 4 круга. Количество кругов увеличилось на 1. 4-1 – было 4 круга, убрали 3 синих. Остался 1 красный круг. Количество кругов уменьшилось на 3).
- Прочитайте записи со словом «увеличили», «уменьшили».
(1 увеличить на 3 – получится 4; 4 уменьшить на 3 – получится 1).
-Посмотрите, у нас появилась сабля. А чья она, неизвестно. Давайте опять обратимся к Мудрой Сове. Вдруг она подскажет.
Она не против нам сказать, но с одним условием. Мы должны сравнить длины отрезков. С.68
Б) Сравнение отрезков.
-Давайте сравним длины отрезков . На с.68 учебника измерьте отрезки.
-Какое правило должны помнить?
(Начало отрезка совмещаем с делением 0, число, с которым совпадает конец отрезка, показывает длину отрезка.)
- Чему равны длины отрезков?
(Розовый – 9см., зелёный – 6см., синий – 9см.), давайте сравним. (9=9, 96, 6Записать в тетрадь.
- Ребята, прочитайте, кому принадлежит сабля. Правильно. Это сабля комара- спасителя Мухи – Цокотухи.
Наконец - то к нам летит маленький Комарик
И в руке его горит маленький фонарик.
- «Где убийца? Где злодей?
Не боюсь его когтей!»
Подлетает к пауку, саблю вынимает
И ему на всем скаку голову срубает,
Муху за руку берет и к окошечку ведет:
« Я злодея зарубил, я тебя освободил
И теперь, душа-девица, на тебе хочу жениться».
-Давайте хором скажем:
Ученики: «Слава, слава Комару-Победителю!»
- Прибегали светляки,
Зажигали огоньки.
В)Пропедевтика задачи.
-Давайте узнаем, сколько фонариков зажгли светлячки.
Задача:
У светлячков было 4 маленьких фонарика и 1 большой. Сколько всего было фонариков.
- Что нам известно? (4 маленьких фонарика и 1большой)
- Какой вопрос задачи, что надо узнать.
(Сколько всего фонариков)
- Что показывают большие и маленькие квадратики?. (большие и маленькие фонарики).
- Как ответить на вопрос ?
(4+1=5 фонариков)
- Назовите ответ. (5).
-Музыканты прибежали, в барабаны застучали.
Ученик: Бом! Бом! Бом! Пляшет Муха с Комаром.
А за нею Клоп, Клоп сапогами топ, топ!
Козявочки с червяками, букашечки с мотыльками.
А жуки рогатые, мужики богатые,
Шапочками машут, с бабочками пляшут.
Тара-ра, тара-ра заплясала мошкара,
Веселится народ -Муха замуж идет
За лихого, удалого, молодого Комара.
- Давайте оставим праздновать гостей, а мы с вами выполним задание в рабочей тетради с.25.
Г) Самостоятельная работа.
- Я предлагаю, вам разделится на 2 группы.
1 группа – мальчики, выполняют задание уменьши на 1…..,
2 – девочки, выполняют задание увеличь на 1……
- Впишите числа в окошки, девочки, увеличивая каждое число на 1, а мальчики уменьшая.
- Читаем результаты.
7. Рефлексия.
Оцените, как вы поняли тему с помощью светофора.
8. Подведение итогов.
- Какую тему изучили?
-Чему научились?
- Что значит увеличить на….., уменьшить на….. ?
- Благодарю за работу. (Дети получают карточки – оценки за свою работу).