- воспитывать интерес к точным наукам, привить интерес к измерению объемных фигур.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. | Организационный момент | Быть должны у нас в порядке Книжки, ручки и тетрадки. А девиз у нас такой: "Все, что надо, под рукой". | |
2. | Актуализация знаний | Индивидуальные задания Пять человек решают в тетрадях. - Расшифруйте слово. Расположить значения выражений в порядке убывания. Фронтальная работа - Расшифруйте слово. Расположите ответы в порядке возрастания. И (18 : 3) ∙6 = Ч 3 ∙ 9 + 16 = Л 3∙ (800 : 100) = И 7 ∙ 10 – 12 = А 8 ∙ 5∙ 10 = Е 6 + 5 4 : 6 = В 350 : (5 ∙ 7 )= Н 81 – 81 : 9= Ключ: 10,15,24,36,43,58,72,400 | Ответ: Объём Ответ: Величина |
3. | Постановка цели урока | - Ребята, вспомните, что мы называем величиной? - Какие способы измерения величин вы знаете? - Что нужно сделать, чтобы измерить величину? - А какие величины вы уже знаете? - Для чего используют единицу объёма – литр? - Как вы думаете, что значит сравнить фигуры по объёму? | Величина - это то, что можно измерить и результат измерения выразить числом. Можно измерить на глаз или с помощью измерения. Выбрать мерку и узнать сколько раз она содержится в измеряемой величине. Длина-см, дм, м; масса – кг; площадь - см², дм², м²; объём – литр. Для измерения объёма жидкости и вместительности сосудов. Определить больше или меньше места фигура занимает в пространстве. |
4. | Работа над темой урока | На доске: Рассмотрите фигуры. Что у них общего? Чем они отличаются? Учитель обобщает. Первая фигура имеет два измерения – длину и ширину, у нее нет объёма, но есть площадь. Вторая фигура имеет три измерения – длину, ширину и высоту. Эта фигура объемная. Какая фигура нарисована на первом рисунке? А на втором рисунке нарисован прямоугольный параллелепипед. | Ученики отвечают На первом рисунке нарисован прямоугольник. Ученики знакомятся с параллелепипедом. |
| Физминутка | Работа по учебнику №1 с.60 - Что нужно найти у фигур? - Чем можно измерить объем? - Чем измерен объём фигур в №1? - Как их называют? - Приведите примеры окружающих нас предметов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда? Давайте вернемся к заданию №1. - Как вы думаете, почему взяли именно кубик в качестве мерки? Правильно. Кубик с ребром 1 см называется кубическим сантиметром (1 см³); с ребром 1 дециметр(1 дм³); с ребром 1 метр (1 м³). Давайте теперь измерим объём геометрических фигур в этом задании. Работа с моделью прямоугольного параллелепипеда: - Покажите грани параллелепипеда, ребра, вершины. - Сколько граней? - Сколько ребер? - Сколько вершин? - Есть ли у параллелепипеда равные грани? - Есть ли у параллелепипеда равные ребра? Покажите. Работа с правилом. | Объём. Вёдрами, чашками, стаканчиками. Кубиками. Прямоугольные параллелепипеды. Коробка, кубик, системный блок компьютера и т.д. Наверно, кубик взяли потому, что его ребра равны между собой. Учащиеся измеряют и говорят ответы. 6 граней 12 ребер 8 вершин Нижняя и верхняя; передняя и задняя; правая и левая. Учащиеся разминаются |
| Открытие нового | Объём любого прямоугольного параллелепипеда можно вычислить и без помощи кубика. Давайте с вами посмотрим, как это можно сделать. Выполним задание в учебнике №2 с.61 - Рассмотрите модель прямоугольного параллелепипеда, составленного из кубиков. Что нам известно? - Как узнать объём прямоугольного параллелепипеда, не пересчитывая кубики? - Чему равен объём параллелепипеда? Учащиеся выводят формулу объёма и выражают в речи получившее равенство. Поученный вывод сопоставляется с текстом учебника, приведенным в рамке на с. 61. | Нам известна длина- 5см, ширина – 2 см, высота - 3 см. Сначала узнаем, какое число кубиков находится в основании (длину умножим на ширину), а потом умножить на число слоёв (на высоту). |
5. | Первичное закрепление Самостоятельная работа с самопроверкой в классе | Работа в парах. Проверка. Какой вывод можно сделать? Предлагаю вам выполнить задание 4 самостоятельно. После выполнения задание проверяется. В задание 4б учитель обращает внимание учащихся на то, что размеры коробки даны в разных единицах измерения. | Объём параллелепипеда не зависит от его положения в пространстве. Ребята выполняют задание самостоятельно, затем 2 ученика выходят к доске и записывают свои вычисления. |
| Решение задач на повторение | № 5 с.62 - умножение и деление на 10 и 100. - Какое правило умножения на 10 и 100 мы знаем? - Как легко разделить число 10, 100? Задание решается по вариантам: первый вариант решает примеры первой и второй строки, второй вариант – примеры третьей, четвертой строки. №7, с.62 Работа выполняется по вариантам: первый вариант решает первое уравнение, второй вариант – второе уравнение. | Учащиеся проверяют свои работы. |
| Итог урока | - Какие измерения необходимо знать, чтобы вычислить объём прямоугольного параллелепипеда? - Что нового вы узнали? | Длину, ширину, высоту. Мы узнали, что у любого параллелепипеда можно вычислить объём по формуле. |
| Домашнее задание | Измерить объём небольшой коробки, имеющей форму параллелепипеда. | |