СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по музыкальной литературе "Оркестр"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по музыкальной литературе. Тема урока-"Оркестр"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по музыкальной литературе "Оркестр"»

Открытый урок по музыкальной литературе

1 год обучения


Тема урока: «Оркестр»

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель: развитие творческого мышления в процессе творческих заданий, направленных на усвоение знаний о понятии «оркестр».

Задачи образовательные: формирование понятий «оркестр», «дирижер»; расширение знаний о типах оркестров.

Задачи развивающие: развитие логического ассоциативного мышления, гибкости и быстроты мышления.

Задачи воспитывающие: воспитание личностной значимости для каждого учащегося восприятия классической и народной музыки, эмоциональной отзывчивости на музыку.

Методы обучения: обобщение, словесный, наглядно-слуховой, анализ, стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание проблемно-поисковых ситуаций.

Оборудование: компьютер, колонки.

СТРУКТУРА УРОКА

I Организационный момент;

II Повторение пройденного материала, беседа о видах и составах ансамблей;

III Объяснение нового материала;

IV Закрепление изученного материала;

V Диагностика;

VI Оценивание.


Повторение пройденного материала, беседа о видах и составах ансамблей.


Ход урока

-Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока: оркестр. Мы уже не раз называли это слово. Что же это такое? Но прежде, чем мы ответим на этот вопрос, давайте с вами вспомним значение других слов: дуэт, трио, квартет (Ответы детей).

- Так называют группы музыкантов, с небольшим количеством участников. А если исполнителей гораздо больше – 15, 20, 30?

Объяснение нового материала.

Для этого в музыке тоже есть специальное название. И звучит оно так – оркестр. Оркестр – это группа музыкантов, играющих вместе на различных типах инструментов. Посмотрите на эту картинку (демонстрируется изображение оркестра и дирижера).


-Нам сегодня трудно представить, что было время, когда симфонический оркестр выглядел совсем иначе. История симфонического оркестра восходит к рубежу XVI – XII веков. Для услаждения слуха аристократов при королевских дворах стали образовываться оркестры, часто состоявшие только из струнных инструментов. Названия их говорили сами за себя. Например, во Франции такой оркестр называли «24 скрипки короля». К концу XVIII века сложился так называемый малый оркестр: около тридцати струнных инструментов и несколько других. Для такого состава писали Й.Гайдн и В.Моцарт. И только в творчестве Бетховена сложился «классический» состав оркестра. Но он тоже отличался от современного. В наши дни существует несколько типов симфонического оркестра: концертный оркестр. Он располагается на сцене в зале, и мы, сидя на своих местах, постоянно видим его. И еще существует оперный оркестр. Он предназначен для исполнения музыки опер и балетов. Чтобы не закрывать нам артистов на сцене, этот оркестр рассаживают в специальном углублении – оркестровой яме.

- Как вы думаете, эти исполнители сидят там, где кто хочет, или есть определенный порядок? (Есть порядок, одинаковые инструменты находятся рядом).

-Верно. Это сделано для того, чтобы исполнители одной группы инструментов хорошо слышали своих соседей и играли одновременно. Для вас такое задание: назовите пожалуйста знакомые вам инструменты, которые входят в состав симфонического оркестра.

Выполняется задание.

Взгляните, какой большой оркестр, как много разных инструментов. Интересно, как им удается играть так согласованно? Как вы думаете, кто в оркестре самый главный? (Музыкант, который стоит перед оркестром, отдельно).

- Молодцы. Обратите внимание, у этого музыканта в руках не инструмент, а … (палочка).

- Самый главный музыкант и называется особо – дирижер. При помощи дирижерской палочки он объединяет всех исполнителей в единое целое. Дирижер должен всех видеть, всех слышать, показывать музыкантам время вступления и следить за качеством исполнения. Дирижер стоит перед оркестром на возвышении-кафедре, помогая музыкантам и певцам выступать согласованно, иначе невозможно добиться желаемого эффекта. Давайте посмотрим на работу дирижера.

(Видео фрагмент звучания симфонического оркестра). И.Штраус «Марш Радецкого»


Мы с вами видели симфонический оркестр. Количество музыкантов в симфоническом оркестре зависит от того, какая музыка будет звучать. При этом всегда имеется струнная группа из первых и вторых скрипок, альта, виолончели и контрабаса

Посмотрите внимательно на эту картинку и скажите, отличается ли этот оркестр от первого? Если да, то чем?

(Демонстрируется изображение оркестра русских народных инструментов)

(Да отличаются. Здесь другие инструменты).

-Верно такой оркестр называется оркестр народных инструментов. Посмотрите, у них даже другая одежда, более яркая, нарядная. Такой оркестр обычно исполняет русские народные песни и пляски. Давайте послушаем обработку русской народной песни «Светит месяц».


(Звучит фрагмент плясовой)

Эх, оркестр народный,

Раздольно-хороводный!

Если грянет плясовую –

Я со всеми затанцую,

Если песню грустную –

Грусть в душе почувствую!

То он плачет,

То хохочет –

С нами делает,

Что хочет! ( Л.Яковлев)


- Какой характер у этой музыки? (Задорный, веселый, радостный).

-Замечательно. Обратите внимание, как много у исполнителей всяких бубнов, трещоток, колокольчиков. Это помогает придать музыке праздничный, задорный характер. Но лирические, протяжные мелодии тоже под силу этому оркестру. Как вы думаете, народному оркестру нужен дирижер? (Да).

-Почему? (Потому что в этом оркестре тоже много исполнителей).

- Правильно. А еще потому, что в народных мелодиях часто меняется настроение: только что было спокойное, лиричное и вдруг – плясовая. Вот дирижер и дает знак – внимание, приготовились. Посмотрим еще раз на оркестр, много ли в нем инструментов? (Много).

- А зачем столько? (Чтобы было громко).

- Не только. У каждого инструмента своя окраска голоса – тембр, который играет ту же роль, что и краски в изобразительном искусстве. А какие же известные вам инструменты присутствуют в этом оркестре? (Балалайки, домбры, баян и ударные).

- А теперь послушайте, что это за оркестр?

(Видео фрагмент звучания симфонического оркестра-Звучит "Тумэн бээр" из онлайн-концерта Национальный оркестр оркестр республики Бурятия).

- А знаете ли вы музыкальные инструменты этого оркестра? (Домра).

-Правильно, домбра. Но кроме этого инструмента в оркестре Бурятии есть и другие: лимбэ(тип флейты), бэшхүүр (бишхур) (язычковый), аман хуур (варган), струнные — морин хуур и хучир (смычковый), чанза (шанза) и ятаг (щипковые), а также многочисленные ударные инструменты.




Закрепление изученного материала

- Как называется большая группа музыкантов, играющих на разных инструментах? (Оркестр).

-Кто такой дирижер? (Тот, кто руководит оркестром).

-Где стоит дирижер? (На кафедре, перед оркестром).

-Какие виды оркестров вы знаете? (Симфонические и народные).

-Как вы думаете, что общего во всех разновидностях оркестров? (Расположение музыкантов, дирижер, различные группы инструментов).


Домашнее задание:

Придумать кроссворд с ключевым словом «народный»


Урок окончен, до свидания.