Тема: «Социальные статусы и роли»
Примечание: Васильев Михаил –ребенок с ОВЗ
Цель занятия:
- познакомить учащихся с понятиями «социальный статус» и «социальная роль», определить какие факторы влияют на социальный статус личности и социальную роль.
План урока:
Социальный статус человека
Виды социальных ролей
Распределение социальных ролей
Гендер
Гендерные роли
Ход урока:
Проверка д/з
Доска
Соц_альная _____________ ______ _______ (большая) (малая) ________ ________ (формальная) (неформальная) | Тема: Соц_альная ___________ ___________ ___________ (горизонтальная) (вертикальная) _______________ _______________ (нисходящая) (восходящая) | Разминка: _______ (структура) Соц_ум Соц_альная _______ (группа) _________ (мобильность) |
Разминка:
У: Ребята, на прошлом уроке мы изучали тему «Социальная структура общества», мы познакомились со многими понятиями и выписали ряд терминов и составили несколько схем. В качестве разминки вы сейчас должны 1.правильно вставить букву в слово социальный и социум. 2.назвать термины, которые звучали на прошлом уроке со словом социальный. И так с первым заданием вы справились Слова социум и социальный пишутся с буквой И. Термины вы тоже перечислили правильно.
Проверка Д/З:1. А теперь на своих оценочных листах у вас есть задание напишите письменно термин Социальная структура и социум. Васильев М может объяснить своими слова один из терминов какой он лучше знает
2. Обратите внимание на другие две части нашей классной доски. Вы видите две схемы, но в заголовках пропущены слова, поэтому мы должны определить название схем.1. группы, 2. Мобильность. Заполняем пропуски в 1. Схеме и приводим примеры.
А теперь оцениваем себя по 5-бальной системе, по трем параметрам
Оценочный лист домашнего задания. _____________________________________________
Соц_ум_______________________________________________
Соц_альная структура общества-это_____________________________________________________
Мои знания | Моя оценка | Оценка меня учителем |
Правильное написание | | |
Знание терминов |
Приведение примеров |
Оценочный лист домашнего задания. __Васильев Михаил___
Соц_ум_______________________________________________
Соц_альная структура общества-это_____________________________________________________
Нарисуй1.Треугольник неправильной структуры общества
2. Ромб правильной структуры общества.
Мои знания | Моя оценка | Оценка меня учителем |
Правильное написание | | |
Знание терминов |
Приведение примеров |
У: Современная социальная структура общества очень сложна. И мы ее можем рассматривать как Взаимосвязь социальных групп и социальных слоев. И можем рассматривать по-другому . давайте рассмотрим ситуации. Скажите: что вам показалось странным в них, что не так? Каждый объясняет свою ситуацию.
№1. Врач на приёме. К нему пришла бабушка, жалуется на различные недомогания (боли в спине, ломота в суставах, давление высокое). Врач её полностью игнорирует, слушает музыку в наушниках, пританцовывает.
№2. Учитель на уроке объясняет ученикам материал, используя блатной жаргон. Слова: типа, короче, в натуре, вы врубились или нет? И другие… Ученики обращаются к учителю просто по имени
№3. Сын пришёл домой из школы, а мама, вместо того, чтобы сварить еду, прибрать в квартире, целый день играет в компьютерную игру (стрелялки какие-нибудь). На просьбы сына покормить его, отмахивается, предлагает самому что-нибудь приготовить.
№4. Девушка подбегает к полицейскому в слезах, просит его задержать грабителей, которые отобрали у неё сумочку. Полицейский отвечает, что он их сам боится, и вообще пусть попросит кого-нибудь из прохожих.
У: Вы все сказали, что люди вели себя не так как положено
- А кто определил как положено вести себя данным людям? (их положение в обществе, т.е. статус)
Учитель на доске записывает слово «статус».
- Какие должны были быть их действия?
Учитель на доске пишет слово «роль».
У: Так вот общество мы еще можем рассматривать с другой точки зрения 2.Совокупность социальных статусов и ролей. Это будет темой сегодняшнего урока
Записываем тему в тетрадь. Что мы должны узнать на уроке?
План урока:
1. Социальный статус человека
2. Виды социальных ролей
3. Распределение социальных ролей
4. Гендер
5. Гендерные роли
Социальный статус – положение человека в обществе в соответствии с возрастом, полом, профессией, образованием , с характерными для него правами и обязанностями.
Человек выполняет в обществе определенные социальные функции. Для солдата-это служба, а для школьника-это учеба. У каждого из нас их несколько. Один и тот же человек может быть одновременно сыном, отцом, водителем, учителем и т.д.
На доске рисую схематичного человечка. Читая определение что такое социальный статус назовите свои социальные статусы.
школьник
сын, дочь
мальчик, девочка
брат, сестра
Виды статусов
Вид | Характеристика |
Предписанный | Получает по рождению, которое он не может с легкостью изменить собственным достижением(пол, национальность, гражданство) |
Достигаемый | Приобретаемый в течении жизни в результате прилагаемых усилий (образование, материальное положение, политическое влияние, квалификация, деловые связи) |
Прирожденный | Биологически определенный статус. Пол, возраст, этническая принадлежность, раса |
Приписываемый | Статус,не имеющий биологического характера, полученный «автоматически» в соответствии с жизненными обстоятельствами (например, титул по закону, рождению, статус отчима, мачехи и т.д) |
(Проверка выполнения задания.)
Тест.
1. Что относится к предписанному статусу человека?
1) социолог
2) мужчина
3) горожанин
4) русский
2. Гражданин М. спас человека и получил звание Герой России. Какой статус он приобрёл?
1) предписанный
2) личный
3) достигаемый
4) прирождённый
У: Социальный статус человека дает ему определенные права, накладывает обязанности и предполагает соответствующее поведение. Это наделение человека определенной социальной ролью.
Социальная роль - ожидаемое поведение для человека определенного социального статуса
Поведение личности с ее социальным статусом контролируется обществом Оно дает оценку действиям человека и применяет различные санкции.
Санкции – меры поощрения и наказания поддерживающее поведение предписываемое социальной ролью.
Деление общества на статусы и соответствующие роли связан с возрастом. Выделяют несколько возрастных групп: дети, подростки, молодежь, зрелый возраст, пожилые люди. Поэтому от каждой возрастной группы ожидают соответствующее поведение.
Еще одно деление общества определяется полом. Природой определено, что люди по половым признакам делятся на мужчин и женщин. Но еще есть понятие половой принадлежности определяемой обществом.
Социальный пол- гендер. Определяет поведение человека в обществе и то как оно воспринимается. С детства мальчиков и девочек воспитывают не одинаково. Мальчикам дарят и покупают машинки, солдатиков и др. Он должен вырасти защитников, добытчиком. Девочки воспитываются как хозяйки, будущие мамы.
- Скажите вам будет понятно словосочетание гендерное образование?
До установления советской власти в нашей стране присутствовало гендерное образование. Девочки и мальчики учились раздельно, у девочек были женские школы они изучали не только школьные предметы, но и обучались женскому рукоделию, танцам, музицировали. Мальчики учились в мужских реальных училищах и помимо школьных предметов получали несколько мужских профессий.
- Вы хотели бы чтобы мы вернулись к гендерному образованию?
Элементы гендерного образования присутствуют и в нашей школе.
- Какие предметы вы изучаете используя гендерный характер?
Ситуация.
В морозное утро на автобусной остановке стояли двое. Несмотря на то что на улице было очень холодно, оба ждущих были без шапок. Когда сидящая на остановке пожилая женщина спросила у них, почему же те без головного убора, один ответил: «Мне совершенно не холодно», а другой «Я испорчу прическу».
— Скажите, кто из них — девочка, а кто — мальчик? Ответ аргументируйте.
— Как вы определили пол наших героев? (Ответы учеников.)
Это называется гендерные стереотипы
Гендерные особенности учитываются при поступлении на работу. Существуют традиционно женские профессии и традиционно мужские профессии. Приведете примеры.
Однако для современного общества характерно изменение гендерных ролевых установок – женщины часто занимаются мужскими профессиями (служба в армии)
Подведение итогов:
Вернемся к нашему человечку. Вот то, что мы написали примеры вокруг него. Что это? (Статусы)
Каждому статусу соответствует социальная роль. Давайте назовем роли в соответствии со статусом. Если человек не будет выполнять свою роль в соответствии со статусом, что будет применять общество? Санкции.
Домашнее задание:п.24-читать, учить термины
Выполнение творческих заданий
Задание 1
Подумайте, какие роли в обществе вы выполняете? Какие поведенческие характеристики им соответствуют?
Задание 2
Проанализируйте свой собственный статусный набор. Выделите предписанные и достигаемые статусы. Какой из своих статусов вы считаете главным?
Рефлексия.