Конспект урока по обществознанию - 6 класс
Кратюк Л.С., учитель истории и обществознания МБОУ Маныч-Балабинская ООШ
Тема: Право на образование
Тип урока: Ознакомление с новым материалом.
Цель урока: Создать условия для формирования представлений учащихся о социальной роли ученика; углубить и расширить представление о школьном образовании.
Задачи: 1.Образовательная: систематизировать знания обучающихся о ступенях образования, структуре и содержании
образования в РФ.
2. Воспитательная: способствовать формированию понимания значения образования в жизни человека и
общества и важнейшей социальной роли подростка-роли ученика.
3. Развивающая: развивать универсальные учебные действия: способность осмысленного чтения и рефлексии
письменных текстов, использование содержания текста для обогащения своих знаний и применения этих
знаний на практике.
Образовательные ресурсы: Презентация «Образование в жизни человека».
Методы и формы обучения: Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, фронтальная.
Основные понятия: Образование, ступени образования, высшие учебные заведения
Планируемые результаты:
Предметные: Научатся: определять мотивы обучения детей в школе.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения.
Метапредметные УУД: Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Личностные УУД: Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний
Основные понятия: право на образование , образование,
Оборудование: Учебник: Обществознание. 6 класс под ред. Л.Н.Боголюбова, М., 2013., раздаточный материал с заданиями для учащихся, компьютер с презентацией.
Ход урока
-
Орг. Момент
-
Вступление ( прослушивание песни - « Если не было бы школ»)
-Учитель: О чем поется в песни?
- Давайте с вами предположим , если не было бы школ?
- Кто имеет право на образование?
- А зависит ли получение право на образование от национальности, происхождения, языка?
- «Нужно ли учиться?», "Для чего нужно учиться?"
3. Основная часть ( новый материал)
Учитель:
-Школьное образование - эта основа нашего общества.
-Сегодня тема нашего урока « Право на образования». Она имеет важное значение в жизни человека. ( показ слайда № 1)
- Ребята, давайте разберёмся, что же такое право на образование?
(Ученики дают ответы на вопросы, что такое обучение, образование )
Все ваши ответы правильные, и если их обобщить, то мы получим соответствующие определения данных понятий, а именно:
Право на образование – возможность учиться в дошкольном , школьном и средне специальном образовательном учреждении бесплатно.
Образование - приобщение к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями. Основано на получении и усвоении знаний и навыков. (слайда № 2) ( Запись в тетради стр.173 – словарь).
Учитель:- Ребята, вы имеете право на образование и ваша задача хорошо учиться.
-А теперь рассмотрим картинки. Что мы видим?
-Что их объединяет ? и в чем их различие современной школы от древней ?)
Рассказ учителя из учебника стр. 100 (Факты).
Слайд № 3. Давайте, прочитаем эти слова: общедоступность, бесплатность, обязательность).
-Можно ли это отнести к нашему образованию?
- Право на образование прописано в Конституции РФ ст. 43. Декларации прав человека, ФЗ Об образовании (слайд №4)
-А сейчас поработаем с Конституцией . У вас на столе образцы конституции ст 43. Ст 43 состоит из 5 пунктов .Каждый из вас выделит и з своего пункта ключевые слова.
-Кто готов? ( Ответы детей)
-Молодцы ребята, справились с заданиями.
А сейчас давайте посмотрим , какие уровни образования существуют в России:
(слайд № 5). Запишите в тетради.
Учитель: Ребята, что нужно чтобы ребенок мог реализовывать свое право на образование? ( отв: должно бить много красивых школ , оборудованных компьютерами, телевизорами, выход в интернет, хорошая библиотека, образование должно быть бесплатным). А какими правами вы пользуетесь в Школе? «Нужно ли учиться?», "Для чего нужно учиться?"
- Кроме прав вы должны выполнять свои обязанности. Назовите их.
- Запишите в тетради 3 качества, которые помогут вам в обучении.
-А теперь, назовите которые мешают в обучении
-Прослушайте стихотворение .Что мешает успешному обучению мальчику( лень).
-Что бы подвести итог нашей работы сейчас посмотрим н (слайд№ 6).
- Как вы можете это связать с нашей темой (Ученье свет, а не ученье тьма)
- А сейчас послушайте притчу (Об учителе и учениках)
- Почему так сказал учитель?
- Послушайте стихотворение о школе (Рассказывает ученик).
-Но не всем обучение давалось легко. Откройте уч. стр. 103 прочитаем самостоятельно
« Наши выдающиеся соотечественники. ( вопросы по учебнику)
5. Закрепление изученного на уроке
-Интересно ли вам учиться?
- Нужна ли вам помощь учителя, родителей, одноклассников?
- Можно ли получить в школе знания, которых будет достаточно на всю жизнь?
- Следует ли продолжать образование после окончания школы?
6.Рефлексия
Перед вами карточки с разными смайликами. (рисунок 1). Ваша задача: определить, какая из них отражает ваше отношение к учебе. ( показывают).
А сейчас ребята повернитесь друг к другу и пожелайте волшебные слова для успешного освоения знаний. ( не опаздывать на урок, быть активным ).
7.Домашнене задание
П. 12 ст.106 рубрика участвуем в проектной деятельности- эссе « Права и обязанности уч-ся.
8. Подведение итогов
Спасибо за урок .Сегодня хорошо работали….