Конспект урока по окружающему миру на тему
« Мы зрители и пассажиры»
Тип урока: обобщающий урок
Цель урока:
Систематизировать и обобщить знания учащихся о правилах поведения в общественных местах
Задачи урока:
- Формировать связную речь, оперативную память, произвольное внимание, вербальное, наглядно-образное мышление.
- Познакомить с правилами поведения в общественных местах: кинотеатре, театре, музее, выставке, общественном транспорте
- Воспитывать культуру поведения в обществе
Ход урока
I.Мотивация к учебной деятельности.
Прозвенел уже звонок,
Как же мы начнём урок?
-На уроке мы сидим –
Не шумим и не кричим,
Руку тихо поднимаем,
Если спросят, отвечаем.
-Мы хороший, дружный класс?
- Да! И всё получится у нас!
II.Актуализация знаний
1.Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали
Хоть и были совсем не знакомы.
Здравствуйте!
Что особого в том, что мы друг другу сказали
Просто «здравствуйте».
Отчего же на капельку Солнца
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней
Сделалась жизнь?
- О каком слове говорится в стихотворении?
- Что это за слово? - Что оно означает?
- Какое чудо сотворило это слово?
- Какие ещё слова приветствия, благодарности , прощания вы знаете?
- Какие люди всегда здороваются, прощаются, желают друг другу приятного аппетита? (вежливые, приветливые, воспитанные)
Слайд 3,4
2.Работа в парах по карточкам (распределить слова в 2 группы)
добрый день, приветствую вас, здравствуйте, спасибо, благодарю, очень признателен.
3.- А вот как могла бы поблагодарить блошек за подарок Муха-цокотуха из стихотворения К. Чуковского. Выберите ответ-благодарность, который вам кажется самым вежливым, объясните свой выбор.
А) Муха рассматривает сапожки и говорит:
«Что за чудные сапожки!
Где вы их достали блошки?
Буду их всю жизнь носить
И весь век благодарить».
Б) Муха держит в руках сапожки и говорит:
«У меня уж есть сапожки.
И получше этих, блошки.
Их отдам своей сестре,
Что живёт на той горе».
В) Муха примеряет сапожки и говорит:
«Вам спасибо, мои блошки,
За прекрасные сапожки.
Ох, какое будет горе,
Если мне они не в пору».
4.Разыгрывание ситуаций
Карточка 1.(3 ученика)
У двери из класса остановились девочка, мальчик и учительница. Расскажите и покажите, в каком порядке они должны выйти из класса и что сказать.
Карточка 2 (3 человека)
«Девочка звонит мальчику, чтобы узнать домашнее задание. К телефону подходит папа мальчика»
- Как в таком случае начать разговор?
- Как папа будет звать сына к телефону?
- Как будут разговаривать между собой мальчик и девочка?
Карточка 3. (2 человека)
«Мальчик приглашает девочку на свой день рождения»
- Какой разговор состоится между детьми?
Слайд 5
5. (Пока уч-ся готовят ситуации) Назвать пару сказочному герою
-Перед вами разные герои, разные имена. Как вы думаете, кто с кем дружит, кто кому нужен?
Серый волк
Забавный бурундук Чип и… (Дейл)
Добрая Белоснежка и… (семь гномов)
Забавный Винни-Пух и… (Пятачок )
Добрый Малыш и… (Карлсон)
Доверчивый Буратино и… (Мальвина, Пьеро, папа Карло)
Зеленый крокодил Гена и… (Чебурашка)
- Кому друзей вы не нашли? - Почему волк остался без друзей? - Каким должен стать волк, чтоб у него появились друзья?
(Или: Пока ребята готовятся, дайте обобщенное название словам на доске, вспомните, когда мы используем эти слова. ( Соединяем слова и их назначение)
«Здравствуйте!» Благодарность
«До свидания!» Приветствие
«Спасибо!» Извинение
«Извините!» Прощание
«Пожалуйста!» Просьба
- Почему эти слова важны в общении между людьми?)
III. Самоопределение к деятельности
1. Игра « Отвечайте хором:
В игре мы с тобой (игроки),
А в классе - (ученики),
В транспорте мы (пассажиры),
В магазине мы ( покупатели).
А в жизни мы просто (дети),
А мамы и папы - (родители).
В театре, в концертном зале-
Мы все называемся (зрители).
- Где же мы можем быть зрителями?
- Как вы думаете, кто такой зритель?
Слайд 6
2.Вот и мы отправляемся, а куда отгадайте
Там по сцене ходят, скачут
То смеются, а то плачут.
Мастерством всех поразят
Хоть кого изобразят … (театр)
3.И отправимся на общественном транспорте.
- Какой общественный транспорт знаете?
Слайд 7,8,9.
Что за чудо – красный дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус)
Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома.
(Трамвай)
Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками.
(Троллейбус)
IV. Работа по теме урока.
1.Мультфильм «В автобусе» (Смешарики). Обсуждение.
2.Правила поведения в общественном транспорте
Слайд 10,11,12,13,14
«Правила для пассажиров»
1. Городской транспорт следует ожидать на специально оборудованных площадках-остановках. На остановке не толкайся, не кричи, не мешай другим людям.
2. Во время посадки в транспорт сначала подожди, пока выйдут пассажиры, а потом спокойно войди сам.
3. Войдя в транспорт, заплати за проезд или предъяви проездной билет.
4. В транспорте веди себя спокойно: держись за поручни, не стой в дверях, не пытайся открыть двери до полной остановки транспорта. В салоне автобуса, трамвая, троллейбуса не принято громко разговаривать, толкаться.
5. Уступай место инвалидам, пожилым людям, женщинам с маленькими детьми или просто людям старше тебя.
6. При выходе из транспорта мужчина должен выйти первым и помочь спуститься по ступенькам своей спутнице (подать даме руку). Следует помочь подняться и транспорт и выйти из него людям пожилого возраста.
3. Обсуждение ситуации.
- В автобусе ребята наблюдали такую картину.
- Ехали в автобусе две девочки - третьеклассницы Надя и Катя. Они сидели на своих местах. Над ними написано: "Места для детей".
Вдруг автобус остановился. Вошла старушка. Она подошла к девочкам и хотела сесть. Тогда Надя стала громко объяснять бабушке, что эти места для детей.
Стыдно стало Кате за свою подругу. Она быстро встала, посадила бабушку и извинилась за Надю. Надя говорит: "Ты что, не умеешь читать?" Катя отвечает: "Нет, я умею читать. А ты забыла, что младшие должны уважать старших".
- Кто поступил из девочек правильно?
Слайд 15.
V.Физминутка
Мы в автобус дружно сели,
(Маршируют)
Вправо (смотрят вправо)
Влево (смотрят влево) поглядели.
Наш шофер педаль нажал,
(Ногой изображают нажатие педали)
Фарами поморгал,
(Частое моргание глазами)
И автобус побежал.
(Бег на месте)
VI.Продолжение работы по теме
1. Давайте вместе с вами составим памятку правил поведения в театре.
Слайд 16,17,18,19,20,21.
- Когда нужно приходить в театр, чтобы не опоздать?
Собираясь в театр, не забудь одеться понаряднее. На представление приходят за 15-20 минут до начала.
- Как нужно проходить на своё место?
На своё место проходят лицом к уже сидящим зрителям.
- Чего нельзя делать во время спектакля?
Во время спектакля не принято разговаривать, даже шепотом, говорить по мобильному телефону.
В зрительном зале неприлично есть.
- Куда можно сходить во время антракта?
Во время антракта можно сходить в буфет.
- Что делают зрители после окончания спектакля?
После окончания спектакля зрители аплодируют артистам и дарят заранее принесённые цветы.
2. Стихотворение А.Барто
Когда мне было восемь лет,
Я пошла смотреть балет.
Мы пошли с подругой Любой.
Мы в театре сняли шубы,
Сняли тёплые платки.
Нам в театре, в раздевалке,
Дали в руки номерки…
Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и в венке.
Я сижу дышать не смею,
Номерок держу в руке.
Вдруг оркестр грянул в трубы!
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка,
Вдруг вижу – нету номерка…
Может он под стулом где-то7
Мне теперь не до балета!
Всё сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.
Удивляются ребята:
Кто там ползает внизу?
По сцене бабочка порхала
Я не видала ничего:
Я номерок внизу искала
И наконец нашла его.
А тут как раз зажёгся свет,
И все ушли из зала.
- Мне очень нравится балет, -
Ребятам я сказала.
- Понравилось ли вам стихотворение? Почему?
Слайд 22
3.Отгадать
Там можно посмотреть мультфильмы,
Журналы, клипы, кинофильмы.
Идём туда мы целым классом.
Там – хорошо, там просто – классно!
Там что-то не были давно,
Пора бы посетить …кино
Слайд 23.
4.Правила поведения в кинотеатре
-
Приходить в кинотеатр нужно заранее.
-
Проходить на свое место следует лицом к сидящим.
-
Необходимо снять высокую шапку, чтобы она не заслоняла экран.
-
Есть во время киносеанса нельзя – посторонние звуки мешают присутствующим.
-
Во время сеанса не делай никаких замечаний. Это отвлекает зрителей.
VII. Закрепление изученного. Итог занятия.
1.А сейчас мы проверим, как вы усвоили материал и поиграем в игру «Верно – неверно» взяли сигнальные карточки зеленый – верно, красный – неверно.
Верны ли следующие утверждения?
1. Выходя из автобуса, мальчик должен пропустить девочку вперед;
2. Если старушка входит в автобус, отойди, не мешай, пускай сама карабкается;
3. В кинотеатре проходить на свое место следует лицом к сидящим.
4. Если в автобусе много народа, можно не держаться и так не упадешь.
5. Мальчик в кинотеатре уступает девочке то место, с которого лучше видно.
6. Когда идешь в театр, набери с собой побольше еды.
7. На остановке не толкайся, не кричи, не мешай другим людям.
8. Уступай место инвалидам, пожилым, женщинам с детьми или просто людям старше тебя.
Слайд 24-35.
2.Тест – презентация.
VIII.Рефлексия ( карточки – красная и зеленая)