СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по окружающему миру 4 класс "Водоёмы и реки родного края"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по окружающему миру 4 класс "Водоёмы и реки родного края"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по окружающему миру 4 класс "Водоёмы и реки родного края"»

Конспект открытого урока окружающего мира в 4 классе по теме « Водоёмы и реки родного края».

Тип урока: изучение нового материала

Цель: Знакомство с водоемами и реками нашего края и их значением в жизни человека. 

Задачи

Предметные

- сформировать представления у учащихся о водоемах нашего края;

- познакомить с видами водоемов, их значением и охраной;

- развивать умение работать с картой;

- раскрыть значение водоемов в природе и жизни человека. Показать необходимость и способы охраны водоемов.

Метапредметные.

- создавать условия для развития познавательной активности детей, связной речи, умению анализировать, сравнивать, делать выводы на основании рассуждения;

- способствовать развитию умения планировать свои действия;

- формировать умение контролировать и оценивать свою работу;

- принимать и сохранять целевые установки урока;

- классифицировать объекты окружающего мира (водоёмы);

- формулировать выводы из изученного материала;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные

- способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма, формированию личной ответственности за сохранение и приумножение природных богатств края.

- формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.

Методы обучения: наглядный, словесный, практический.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: карта Республики Дагестан; глобус;; мультимедийная презентация, памятки; рабочие листы; наглядность, журнал «Орлёнок Дагестана» 2013г.



Ход урока

  1. Организационный момент.

(слайд 1)

-Встали. Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Меня зовут Гаджиева Гульжанат Омаровна. Я проведу сегодня у вас урок окружающего мира.

-Перед вами на столах лежат рабочие листы с заданиями. По ходу нашего урока мы с вами будем в них работать. Посмотрите внимательно на таблицу цветов и эмоций и выберите тот цвет, который соответствует вашему эмоциональному настроению именно сейчас. А в конце урока мы вернёмся к таблице и проверим, поменялось ли ваше настроение в течение урока.

-Надеюсь, что сегодня на уроке все будут хорошо работать и к концу занятия у всех будет хорошее настроение.

( слайд 2)Ребята верите ли вы что…

В Каспийском море есть айсберги.

Если вы верите в то утверждение, которое видите на экране, то вы аплодируете, если вы не верите, то вы топаете.

Ответ я вам сразу не скажу. В течении урока, кто первый увидит ответ на этот вопрос поднимает руку. Ответ может быть спрятан где угодно: в моём рассказе, в слайдах и т.д.



II.Актуализация знаний.

Игра «Дополните предложение»

- Наша планета называется … (Земля)

- Мы живём на материке … (Евразия)

- Наша страна - … ( Россия)

- Столица России - … (Москва)

- Наша малая родина - … (Дагестан)

- Столица нашей малой родины - … (Махачкала)

- Город, в котором мы живём … (Избербаш)

- В какой природной зоне находится Дагестан? (зона полупустыни)



III.Самоопределение к деятельности

Внимание на Чёрный ящик.

Отгадайте загадку и вы узнаете, что в чёрном ящике.

Много меня - пропал бы мир, Мало меня - пропал бы мир (Вода)

( кручу глобус)

Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.

Странный вопрос возникает тогда:

Планета должна называться …“Вода”?”



- Почему поэт предложил переименовать планету?

(Потому что на нашей планете мы видим много воды, нашу планету называют голубой)

-Где же мы можем встретить воду в жидком состоянии?

( В ручейке, реке, озере, море, океане)



(слайд 3)

 -О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

(Мы будем говорить о водоемах и реках нашего края)

(слайд 4)

На какие группы мы разделим водоемы по их происхождению:

-водоемы естественные (созданные природой) 

-водоёмы искусственные (созданные человеком)

( в рабочих листах заполняют таблицу) (слайд 5)



Водоемы

Естественные

Искусственные

река

канал

озеро

пруд

море

водохранилище

океан

 

ручей

 



IV. Работа по теме урока

- Какие водные объекты находятся в нашем крае?

Сегодня вы познакомитесь с некоторыми водными объектами нашего края поподробнее.



Разгадайте ребус (река)



Рек на Земле так много, что если бы нанесли на глобус все реки земного шара, то материки были бы покрыты голубой паутиной.

Давайте вспомним, из каких частей состоит река? (слайд 6)

Исток - начало реки

Устье - место впадения реки (в море, озеро или другую реку).

Русло - наиболее углубленная часть речной долины, по которой протекает речной поток. Характеризуется шириной, глубиной и площадью.

Приток - река, впадающая в другую реку.

(заполнение рабочего листа)

Дагестан – красивая республика, привлекающая своей необычной природой, величественными горами, симпатичными зелеными долинами. И все это природное великолепие орошается многочисленными реками, спускающимися со скал.

(слайд 7)

1.Познакомимся с самыми крупными реками нашего края.

Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит...

Терек – самая длинная и красивая река Кавказа. Ее воспевали поэты А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, с ней связано много легенд и важных исторических событий. Длина реки 623 км.

Терек играет главную роль в получении электроэнергии на Северном Кавказе. В речном бассейне построены 5 ГЭС.

(слайд 8)

В бассейне реки вводится большое количество разнообразной рыбы.



2.Одной из самых привлекательных водных артерий Дагестана стал Сулак. (слайд 9)

Река Сулак течет исключительно по Республике Дагестан. Протяженность русла составляет 169 километров. При этом верховья находятся в очаровательном каньоне, считающемся один из самых красивых мест Кавказа.

(слайд 10)

Большую знаменитость водной артерии принес целый каскад ГЭС, расположенных в верхнем течении.

Яркий и насыщенный оттенок воде придают частички голубой глины, попадающие в поток с высокогорий.

Истоком Сулака стало место слияние двух горных рек: Аварского и Андийского Койсу.

(слайд 11)

В воде обитают разнообразные рыбы.

(слайд 12)

Кстати, высота скал ущелья превосходит по показателям даже знаменитый Гранд Каньон. Да и по привлекательности оно ничем не уступает американской достопримечательности. Это ущелье – самое глубокое в Европе и одно из наиболее впечатляющих на планете! Поэтому неудивительно, что его посещают тысячи туристов ежегодно. Максимальная глубина Сулакского каньона составляет 1920 метров. Оказывается, не только красота Сулакского каньона способна удивлять – если его доверху заполнить водой, то получившийся водоем будет на 300 м глубже величайшего озера Байкал!

(слайд 13)

3. Река Самур.

Название реки Самур в переводе с одного из кавказских языков означает «серединная» река.

Река Самур − вторая по величине (после р.Сулак) река Дагестана, является основным водоисточником южных районов, имеющим большое хозяйственное значение. Длина реки Самур 213 км.

(слайд 14)

Растительный мир по берегам Самура насчитывает более двадцати редких и исчезающих растений, занесенных в Красные книги России и Дагестана. В дельте водной артерии находится единственный в России реликтовый лиановый лес.

(слайд 15)

Река Самур также богата рыбой ценных видов.

Разгадайте ребус (озеро)

Давайте поговорим об озёрах Дагестана.

(слайд 16)

  1. Кезеной-Ам — одно из самых больших и глубоких озер Северного Кавказа. Находится на высоте 1869 м, средняя глубина — 72 м, площадь — около 2 км².

Озеро Кезеной-Ам полно загадок. Про него рассказывают много легенд и историй. Одна из них:

— Когда-то на месте озера было огромное село, где жили очень плохие люди. К ним пришел бедный дедушка, стучался в дома, просил сахара, воды и ночлега, но его никто не пускал. Люди, жившие тут, были очень жадными и потеряли веру в бога. Чтобы дать людям последний шанс, бог послал к ним ангела в образе нищего. Никто не согласился пустить старика в дом, кроме одной женщины. Наутро он сказал ей: «Ты единственная хорошая женщина в этом селе, так что забирай детей и уходи — скоро все здесь уйдет под землю». В тот же день начались сильные дожди, затопившие село. По легенде, так появилось озеро Кезеной-Ам. Было тут село или нет, никто не знает. Приезжали глубоководные ныряльщики, и некоторые из них говорили, что видели внизу какие-то строения. Дно затянуто илом и практически не изучено.



(слайд 17)



  1. Озеро Мочох или как его еще называют Мочохское озеро — особый горный водоем, который располагается в горах Кавказа, в Хунзахском районе. Это крупный запрудный водоем, возникший на глазах человека около 60 лет назад после сильных осадков в Дагестане в 20 веке.. Большой оползень спустился с горы Ичгох и на протяжении недели шел со скоростью 250 м в сутки. В итоге покрыв глубокое и узкое ущелье речки Мочохтлар, оползень образовал естественную плотину, высота которой составила 60 м, а протяженность в длину — 400 м. Так и появилось Мочохское озеро. Летом и зимой озеро Мочох становится местом отдыха. 

(слайд 18)

  1. Уникальное по своему происхождению озеро Ак-Гёль стало украшением парковой территории в Махачкале.

Его изначальное название – Ак-Коль. В переводе с кумыкского языка означает «Белое озеро». В XX веке оно высохло и его пришлось заполнять самостоятельно. Помимо парка, небольших гостиниц, на берегу озера стоит очень значимый и интересный объект-Памятник "Русской учительнице"!

V. Физминутка

Дождь в горах начинается с ветра

Падают первые капельки дождя

Дождь усиливается

Сильнее

Гром

Гром

Дождь идёт

Становится тише

Ещё тише

Мы слышим ветер

И выглянуло солнышко

VI. Продолжение работы по теме урока

Ребус (море)

(слайд 19)

Каспийское море является самым большим в мире замкнутым водоемом. Что самое интересное, ученые до сих пор ведут дебаты о том, считается ли Каспийское море - озером или же все-таки морем.

 Каспийское море расположено на границе Европы и Азии. Воды Каспийского моря омывают пять государств, причём России принадлежит наименьший среди других стран участок его береговой линии.  В водах Каспийского моря обитает более сотни различных видов рыб.

(слайд 20)

Самая большая белуга, пойманная в России в 1921 году, держит пальму первенства до сих пор. Она весила 1224 кг и была выловлена в Каспийском море. Царь-рыба по размерам сопоставима с океаническими монстрами: акулами, касатками. 

(слайд 21)

Зимой 1953 года из-за резкого потепления огромные ледовые поля оторвались от припая в северной части моря и поплыли на юг, круша на своём пути суда, нефтяные вышки. Погибла команда одного из промысловых катеров на Изберг-море.

( дети должны догадаться)

Айсбергов в каспийском море, конечно, нет, а вот катастрофа наподобие крушения «Титаника» однажды случилась.

(слайд 22)

В 2013 году в газете «Орлёнок Дагестана» была опубликована сказка о море Каспийском. Автором сказки стала ученица СОШ №50 г. Махачкалы Алсу Гаджиева.

В своей сказке она рассказала об экологической проблеме Каспийского моря.

На сегодняшний день образовалось несколько основных экологических проблем Каспийского моря: загрязнение сточными водами, загрязнение нефтью, избыточный вылов рыбы и браконьерство, снижение уровня воды, проникновение чужеродных организмов.



Я каждому распечала эту сказку и если у вас будет желание, вы можете дома прочитать её.


(слайд 23)



Значение воды в жизни человека

Деятельность людей, к сожалению, часто приводит к загрязнению водоёмов.

Мультфильм «Загрязнение воды»

Вода- одно из самых важных для живых организмов веществ. При недостатке воды жизнь организмов нарушается.

- Как вы думаете, сколько может прожить человек без пищи? (Больше месяца)

- А без воды? (несколько дней). Вода - добрый друг и помощник человека.



Бывают ситуации, когда вода может стать для человека врагом.

- Послушайте стихотворение и ответьте, что его герои делали не так.

( Стихотворение «Чудаки»)

У большой и глубокой реки

Жили-были одни чудаки.

Был у них непослушный характер:

Выплывали они за фарватер,

В незнакомых ныряли местах,

На непрочных катались плотах,

И дырявую лодку качали,

И не знали тревог и печали.

А однажды, во вторник как раз,

Разноцветный надули матрас

И поплыли на нём за буйки…

Больше нет чудаков у реки!



-Какие ошибки допустили чудаки?

-Чем закончился отдых у воды?

(слайд 24)

Правила безопасного поведения на воде (памятки)

1. Когда ты купаешься, рядом должны быть взрослые.

2. Не стой и не играй в тех местах, откуда можно упасть в воду.

3. Не затевай шумных игр на плавающих средствах.

4.Не заходи на глубокое место, если не умеешь плавать.

5. Не ныряй в незнакомых местах.

6. Не заплывай за буйки.

7. Не подплывай близко к судам.

8. Нельзя, играя на воде, тянуть друг друга под воду, топить.

9. Не заплывай далеко на надувных предметах.

10.Не раскачивай лодку, не ходи по ней и не перегибайся через борт.

РАЗДАТЬ ПАМЯТКИ

-Давайте проверим, как вы усвоили сегодняшний материал и проведёт тест.

Работа в рабочих листах. Проверить на (слайд 25)



VII. Рефлексия

(слайд 26)

  1. Сегодня я узнал…

  2. Было интересно…

  3. Мне захотелось…

  4. Расскажу дома, что …



VIII. Итоги урока

Таблица с цветами и эмоциями

Похвалить детей за работу



Ваше домашнее задание

Необходимо дать описание любой реки нашего края по плану



План описания реки

  1. Название

  2. Где находится исток реки.

  3. Притоки.

  4. Куда впадает река.

  5. Растения и животные реки.

  6. Использование реки человеком.

  7. Как люди влияют на реку.

  8. Что люди делают для охраны реки.



Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!