Технологическая карта 3 б класс, учитель Глотова Е.А.
УМК:«Школа России», А.А.Плешаков
Тема урока:
Что такое деньги?
Тип урока:
Урок изучения нового материала
Современные образовательные технологии:
Личностно-ориентированные, использование ИКТ, игровые технологии, технология развития критического мышления таблица ЗХУ.
Методы обучения:
Наглядно-иллюстративный метод, методы стимулирования к обучению, методы контроля и самоконтроля
Формы организации познавательной деятельности:
Фронтальная, индивидуальная, групповая
Познакомить с ролью денег в экономике
Предметные результаты:
Уметь объяснять, что такое деньги, различать денежные единицы некоторых стран, знать их названия, понимать роль денег в экономике, знать названия составляющих монеты и уметь их показать
Личностные результаты:
Самоопределение личностное, профессиональное, жизненное;
Смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;
Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
Проговаривать последовательность действий на уроке;
Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
Уметь работать по коллективно составленному плану;
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Уметь делать выводы на основе обобщения;
Уметь работать в группе;
Осуществлять взаимоконтроль;
Осуществлять контроль, оценивать, корректировать.
Познавательные:
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания;
Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Поиск и выделение необходимой информации в учебнике;
Извлечение необходимой информации из различных источников;
Умение приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
Коммуникативные:
Умение слушать и вступать в диалог;
Участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.
Основное содержание темы, понятия и термины:
Бартер, купля-продажа, деньги, цена, заработная плата, денежные единицы, монеты банкноты, сбережения, аверс, реверс, легенда ,номинал, грут, нумизматы
Оборудование:
Учебник «Окружающий мир» А.А.Плешакова 2 часть, рабочая тетрадь «Окружающий мир» А.А.Плешакова 2 часть, тесты «Окружающий мир» А.А.Плешаков, мультимедийный проектор, презентация, монеты достоинства 1 копейка, 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей, зарубежные монеты и банкноты, сигнальные карточки
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
УУД
I.Орг. момент
-Добрый день, ребята! Садитесь. Проверьте, все ли у вас готово к работе на уроке?
-Итак, если вы готовы, начнем.
Приветствие учителя, организация рабочего места.
II.Актуализация знаний
-Открываем тесты на с.65 и выполняем задания с 206 по 210 включительно.
-Меняемся с соседом тетрадью. Я зачитываю правильные ответы, если ответ правильный ставите «+», если неверный, то «-».
-Все ответы верные – оценка «5», один неверный – «4», два неверных ответа – «3», три и более – «2».
-Что же такое экономика?
-Назовите отрасти промышленности.
Самостоятельное выполнение теста.
Проверка.
-Удовлетворение разнообразных потребностей людей.
-Добывающая, металлургия, химическая, электроэнергетика, легкая, пищевая, машиностроение.
Л2, К3, Р4, Р5, Р8, П1
III.Самоопределение к деятельности
-Отгадайте загадки.
1.В кошелек мы их кладем,
С ними в магазин идем.
2.Маленькая, кругленькая,
Из кармана в карман скачет.
-Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорит на уроке?
-Деньги.
-Монета.
-О деньгах.
IV. Работа над новым материалом
Работа по учебнику
Практическая работа
-Ребята, что же такое деньги?
- В словаре С.И.Ожегова дается такое определение этого слова: «Деньги – металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметов накопления» (слайд 1).
-Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. Гончары меняли горшки и кувшины, земледельцы – зерно, скотоводы – быков, овец и шерсть. Но обменивать товары было сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено на изготовление той или иной вещи. И чтобы упростить обмен, люди придумали деньги. Первые деньги совсем не были похожи на те, к которым привыкли мы. В разных местах деньгами служили разные предметы, важные для этих мест. Самыми первыми мировыми деньгами были раковины каури с Мальдивских остров в Индийском океане. Маленькие, удобные , прочные и красивые, они служили деньгами во многих странах Азии, Африки и Европы (слайд 2).
-Но самыми удобными деньгами оказались металлические. Можно было чеканить монеты любой стоимости: из меди – подешевле, из серебра – подороже, а из золота – самые дорогие. Посмотрите, какие были деньги в разных странах (слайд 3).
-И все-таки у металлических денег нашелся один важный недостаток – они были очень тяжелы и занимали много места. И люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой бумажные расписки на это золото (слайд 4). Так и появились на свет первые бумажные деньги, на которых написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны.
-Прочитайте в учебнике текст на с.66-68.
-Назовите два способа обмена.
-Что же такое бартер?
-Приведите пример бартера.
-Что такое купля-продажа?
-Что такое цена товара?
-Как называют металлические деньги?
-Как называются бумажные деньги?
-Назовите денежные единицы разных стран мира.
-Как называются денежные единицы у нас в России?
(Работа проводится в парах. У каждого ученика на столе две монеты разного достоинства.)
-Рассмотрите монеты. Сравните, что написано и изображено на них.
-Найдите оборотную сторону монеты (слайд 6). Оборотная сторона, на которой изображен ее номинал, то есть достоинство, например, 1 рубль, называется «реверс», или «решка». Знаете, почему решка?
-Решка – это сокращенное и искаженное произношение слова «решетка». В ходе денежной реформы Петра I в обращение поступил серебряный рубль с монограммой царя, составленной их четырех переплетенных букв П и римской цифры I (слайд 7). Она очень напоминала решетку, которая в разговоре стала решкой.
-Сторона, на которой изображен герб (портрет или другой рисунок), - лицевая. Она называется «аверс», или, как часто говорят, «орел» (слайд 6).
-Ребро монеты называется «гурт». Надпись на монете называется «легенда».
-Покажите на монете легенду, реверс, аверс и гурт.
-В рабочей тетради выполните №3 на с.45.
-Что можно узнать из надписей на монете?
-Рассмотрите гурт. Почему на нем насечки?
-Кто такие нумизматы?
(Работа выполняется в группе по 4 человека. Учителем назначается капитан группы. После выполнения задания капитан или другой участник группы, выбранный капитаном, выходит для рассказа своего сообщения.)
-Каждой группе я дала монеты и банкноты. Они выпущены в разное время и в разных странах. Рассмотрите их и расскажите все, что вы сможете узнать из надписей на них.
-Выходят представители от каждой группы, чтобы показать и рассказать о денежной единице.
-Молодцы!
Ответы детей.
-Бартер, купля-продажа.
-Прямой обмен одних товаров на другие.
Ответы детей.
-Обмен, в котором участвуют деньги.
-Стоимость одной вещи, одного товара.
-Монеты.
-Банкноты.
-Доллар в США, евро в странах Европы.
-Рубли.
Ответы детей
Выполнение задания.
-Сколько эта монета стоит, в какой стране используется, в каком году выпущена.
-Защита от фальшивомонетчиков.
-Люди, которые коллекционируют и изучают монеты.
Выполнение задания.
Рассказ сообщения о своей монете или банкноте.
V. Первичное закрепление
-Каждой группе я выдала сигнальные карточки. Я зачитываю высказывание, если оно верное, поднимаете зеленый цвет, если нет, то красный.
1.Прямой обмен одних товаров на другие – это сбережения.
2.Плата за работу – заработная плата.
3.Деньги, которые откладываются на будущее – сбережения.
4.Оборотная сторона монеты – гурт.
5.Надпись на монете называется легендой.
-Откройте рабочую тетрадь на с.44 и выполните №1.
VI. Рефлексия
-Представим, что на базар пришли сапожник, портной и гончар, чтобы обменять свой товар на другой. Сапожнику нужен глиняный кувшин, портному – сапоги, а гончару – рубашка. Как они будут обмениваться? (слайд 8).
-В любом магазине можно убедиться, что цены на различные товары разные. От чего зависит цена товара?
-Сначала обменяются своими товарами сапожник и гончар. У сапожника есть кувшин, у гончара сапоги. Потом обменяются гончар и портной.
Ответы детей.
VII. Итог урока, домашнее задание
-Что такое деньги?
-Что нового вы узнали о деньгах?
-Как вы думаете, будут ли деньги меняться?
-Ваше домашнее задание:
1.Учебник, с.66-70 читать и отвечать на вопросы.
2.Р.Т. с.44 №2, с.45-46 №4-5.
-Спасибо, урок окончен!
Деньги – металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметов накопления.
8