Тема: Что такое деньги? | Тип: Открытие нового знания |
Планируемые результаты |
Предметные: -знать виды обмена товарами: «бартер», «купля-продажа»; -понимать роль денег в экономике; - различать основные денежные единицы разных стран; -описывать внешний вид монеты. | Метапредметные: познавательные – выделять существенную информацию из текста, сравнивать объекты по различным признакам; регулятивные - принимать и удерживать цель на протяжении всего урока, оценивать и корректировать свои действия; коммуникативные - включаться и поддерживать учебный диалог, работать в парах. | Личностные -проявлять целостный, социально ориентированный взгляд на мир; -осознавать значения данной темы в жизни; -проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире. |
Межпредметные связи: математика, история |
Ресурсы урока: демонстрационный материал, презентация, раздаточный материал, учебник, рабочая тетрадь |
Ход урока |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Мотивация к учебной деятельности |
|
Давайте закроем глазки и мысленно перенесёмся на много тысяч лет назад, когда промышленность еще не было. Вова и Аня оказались у вождя древнего пламени (музыка). Давайте послушаем, о чём они говорят Инсценировка. | Вождь. Раньше мы все делали сами, а теперь приходится выменивать у соседних племен то, чего у нас нет. Например, нам нужно зерно. Мы предлагаем в обмен на него шкуры. Но племени, у которого есть зерно, нужны не шкуры, а топоры. Племя, которое может дать топоры, меняет их только на горшки. Племя, которое делает горшки, готово поменять их на шкуры. Так и приходится меняться: шкуры на горшки, горшки на топоры и только топоры на зерно. Голова закружится. Вова. Я у Андрюхи из 4 класса так рыбок выменивал. Намучился – ужас! Пришлось сначала выменять фонарик на двух крыс в клетке. Потом двух крыс в клетке – на диск с играми. Диск с играми – на картридж. А картридж – на рыбок! Вождь. Да-а-а…, значит у вас в племени обмен проходит еще тяжелее, чем у нас. Аня. Да уж, эти мальчишки, все, что хочешь, могут запутать. А всего-то нужно найти вещь, которая нужна всем и всегда. И на нее все выменивать. Мы с девчонками так и делаем. Вождь. Вот здорово! А чего бы нам такое найти, на что можно менять? | Регулятивные: регулируют свои действия, прогнозируют деятельность на уроке. Личностные: осуществляют самоорганизацию. |
Целеполагание |
Ребята как вы думаете, какой выход нашли люди из сложившейся ситуации? -Так о чём мы будем с вами сегодня говорить? Тема нашего урока: «Что такое деньги?» (слайд 1) | Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока. | Личностные: развивают учебную активность. Регулятивные: проявляют инициативу. Познавательные: осознанно строят речевые высказывания, выдвигают гипотезы. |
Актуализация опорных знаний |
-А как бы вы ответили, что такое деньги? В словаре С.И. Ожегова даётся такое определение: Деньги - металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости товаров и услуг». (слайд 2) | Высказывают свои мнения. | Личностные: осуществляют саморефлексию; структурируют свои знания. Коммуникативные: включаются в совместную работу, Познавательные: осознанно строят речевые высказывания, извлекают информацию представленную в разных формах. |
Открытие нового знания | |
Каждую секунду на Земле производится бесчисленное множество товаров. Что же происходит с ними дальше? Откройте учебник на стр.66-67 и самостоятельно прочитайте. -Каким образом товар попадает к тому, кто в нём нуждается? (бартер и купля-продажа) - Что такое бартер, прочитайте? (Прямой обмен одних товаров на другие) Откройте тетради на стр.44 и запишите - А что такое купле-продажа, прочитайте? (Обмен в котором участвуют деньги) - Ребята, а вы пользуетесь этими способами обмена в повседневной жизни? Приведите примеры. Когда же появились первые деньги и как они выглядели? Из истории возникновения денег (рассказ учителя). (слайд3,4,5) У каждого государства своя денежная единица (слайд 6) В разных странах сейчас используются различные денежные единицы. В Америке – доллар, в Германии, Греции, Франции, Испания, Италия – евро, в России – рубль, в Украине – гривна. Каждая денежная единица представлена монетами и банкнотами разного достоинства (слайд 7) В настоящее время мы пользуемся банковскими картами. Большинство людей во всех странах получают деньги в качестве заработной платы и используют её для покупки необходимых товаров и оплаты услуг. Но часть денег он может отложить на будущее, сберечь. Это сбережения. 4.Практическая работа. Работа в парах – рассматривание монет с комментированием. 1.Рассмотрите монеты, сравните их. Что на них изображено и написано? 2. Разные стороны монеты имеют свои названия. (слайд 8)Сторона на которой изображён герб (портрет или другой рисунок), - лицевая. На ней находится надпись-легенда (кем и когда она была выпущена).Другая сторона –оборотная. На ней указан номинал монеты, то есть её достоинство. Работа в тетрадях на стр.45 Найдите на монетах лицевую часть и оборотную стороны, номинал, легенду. Соедините линиями названия и части монеты. | Читают текст в учебнике, отвечают на вопросы учителя. Формулируют определения, выделяют ключевые слова в тексте, записывают определения в рабочей тетради. Приводят примеры из жизни. Рассматривают монеты, находят общее и различное, изучают названия частей монеты, описывают монеты, использую новые слова. Устанавливают соответствия. Физминутка | Познавательные: находят и выделяют необходимую информацию, строят речевые высказывания в устной форме, анализируют текст учебника, ориентируются в своей системе знаний; преобразуют информацию, анализируют ее для получения необходимых результатов. Личностные: развивают учебную активность. Коммуникативные: проявляют интерес к чужому мнению и высказывают свое. Регулятивные: отличают верно выполненное задание от неверного |
Учитель показывает движения под музыку. | Дети выполняют упражнения. | Личностные: осознают важность сохранения и укрепления здоровья. |
Первичное закрепление |
Опишите рубль и копейку, пользуясь словами, которые узнали в ходе практической работы. Впишите в таблички недостающие слова. | Вписывают в таблицу недостающие слова. Устно описывают монеты, использую слова «номинал», «легенда». | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Личностные: проявляют интерес и положительное отношение к изучению материала. |
Включение нового в систему знаний |
-Как называется прямой обмен одних товаров на другие? - Что такое купле - продажа? -Как называются стороны монеты? -Что изображено на лицевой стороне? - На оборотной стороне? Как вы понимаете слова «заработная плата», «сбережения». Домашнее задание: с.66-70 ответить на вопросы.с45 р. т | Отвечают на вопросы учителя | Регулятивные: принимают учебную задачу. Познавательные: осуществляют анализ объекта с выделением существенных признаков. |
Самостоятельная работа, рефлексия |
Прочитайте и выберите на каждый вопрос один их трёх вариантов ответов, ниже закрасьте фигуру под этим номером. | Выполняют задания в тестовой форме, закрашивают фигуру с номером своего ответа. | Регулятивные: самостоятельно и адекватно оценивают работу на уроке. Познавательные: рефлексируют; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Личностные: стремятся к самоизменению – приобретению новых знаний, установлению личностного смысла знания. |
Итог урока |
Ребята, а всё ли в нашей жизни можно купить за деньги? Послушайте стихотворение Если деньги накопить, Можно многое купить - Дом, одежду и завод, Самолёт и пароход. Но нельзя купить росу, Птичье пение в лесу, И не спрятать в кошелёк Родничок и тополёк. Урок окончен. | Слушают стихотворение, отвечают на вопросы. | Коммуниативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций. |