Конспект открытого урока
по окружающему миру во 2 Б классе
Тема: «Наша дружная семья»
Предмет, класс: Окружающий мир 2 класс
УМК: «Школа России», автор Плешаков А.А.
Тема: "Наша дружная семья"
Цели: формировать навыки культуры общения и поведения в семье
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
Развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие осознания необходимости культуры общения в семье.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Умение находить и формулировать проблему урока вместе с учителем.
Умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в учебнике, справочной литературе и других источниках.
Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.
Развитие способностей к творческому мышлению.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.
Совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре.
Предметные:
Отбирать из предложенных важные для семейной жизни условия
Уметь различать родственные взаимосвязи.
Определять роль в жизни человека культуры семейного общения
Оборудование:
Для учителя:
Фотографии семей учащихся.
Компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска.
Презентация.
Название темы урока: «Наша дружная семья».
Карточки со словами: «семья», «поколение», «традиции» и их значениями,
Толковые словари С. И. Ожегова
Лист дли самостоятельной работы.
Для учащихся:
Смайлики.
Карандаши, фломастеры, ручки.
Учебники: Окружающий мир. 2 класс, часть 2.
Рабочие тетради к учебнику Окружающий мир 2 класс.
Листы дли самостоятельной работы .
Фотографии, изображающие членов семьи, взаимопомощь, семейные традиции, тексты выступлений.
Ход урока:
I. Организация класса
- Встали. Здравствуйте, ребята и уважаемые гости.
Мне очень приятно видеть вас всех.
Сегодня мы собрались на необычный урок творчества, любви, радости и доброты.
Проверьте свою готовность к уроку.
Повернитесь друг к другу и улыбнитесь.
II. Актуализация знаний.
- Мне хотелось бы узнать с каким настроением вы готовы начать урок.
Посмотрите на доску. Что вы видите? (тучка и солнышко).
Давайте выберем наше настроение на сегодняшний урок.
-Мы не зря начинаем наш урок со слов солнце.
Солнце нужно всему живому.
А зачем нам нужно солнце? (чтобы было тепло, солнце греет нашу землю).
-И вот сегодня мы поговорим о том, что также как и солнце согревает нашу жизнь.
А вот что узнаете после того, как послушаете одну мою занимательную историю.
История про одного мальчика, послушайте и подумайте, как менялось настроение мальчика, по ходу истории и почему.
III. Самоопределение к деятельности
Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился. И было этому мальчику очень грустно.
Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. И был очень старый, но очень мудрый.
- Куда ты идешь?- спросил старик.
- Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки.
- Посмотри!- сказал старик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась СЕМЬЯ.
- Что же появилось у мальчика в семье? (общение)
- А теперь вспомните вопросы, которые я задавала.
Как менялось настроение мальчика?
- А почему поменялось его настроение?
Догадайтесь, о чём сегодня мы будем разговаривать на уроке? (об общении в семье)
Мы начинаем изучать раздел: «ОБЩЕНИЕ»
Давайте мы узнаем, что мы будем изучать в этом разделе. (1 ученик читает)
А чтобы отгадать тему нашего сегодняшнего урока, я предлагаю вам разгадать ребус.
( на экране №1)
IV. «Открытие» нового знания. Словарная работа.
Учебник с. 42. Прочитайте тему нашего урока.(1 ученик)
- Прежде чем мы с вами начнем знакомиться с правилами общения и поведения в семье, давайте узнаем, а что же такое семья?
-Почему именно этот ребус я выбрала. Почему семья это 7я нам расскажет Асия.
Стихотворение Марка Шварца «Семья»
-Понятно теперь, почему 7я? (потому что в семье нас много).
-Давайте поработаем с учебником. Мы можем общаться не только с людьми, но и с учебником.
-Рассмотрите картинку на с. 42.
-Расскажите как проводят своё свободное время в семье Серёжи и Нади.
Какое настроение в семье у членов семьи?
- Как должны общаться между собой члены семьи?
-А знаете ли вы, что такое культура общения? (добрые слова, не ссориться, общаться вежливо).
- Почему не обижать членов семьи?
-Мы много слов сказали о семье, а что же такое семья. Какое определение дают этому слову в словарях?
Словарь Сергея Ивановича Ожегова. (Семья - это группа живущих вместе близких родственников)
Материал из Википедии- свободной энциклопедии ( на экране №2)
-Так что же такое семья? (группа живущих вместе близких родственников. У которых общий быт)
-Вернемся к учебнику.
Рассмотрите на с. 43 учебника и расскажите, как взрослые помогают детям и дети взрослым в семье Сережи и Нади.
- Фишками накройте те картинки, на которых изображено то, что бывает в твоей семье. ( работа в паре)
- А как еще помогают друг другу в семье?
Расскажите о своих домашних обязанностях.
- Что вы заметили?( обязанности совпадают)
Если родственники заболели, вы всей семьёй ходите навешать в больницу. В магазин вы тоже ходите с родителями. Кто- то из взрослых учил вас кататься на велосипеде. Взрослые читали вам книжки. Сейчас я думаю, что и вы читаете книжки своим младшим братьям и сёстрам. Каждые семьи между собой похожи.
-А кто живет в одной семье с бабушками или дедушками? Расскажите о них.
-В семье все должны друг другу помогать и заботиться.
-Мне хочется узнать, знаете ли вы своих близких родственников. Для этого попрошу вас отгадать загадки.
1. Она лучше всех на свете,
Без нее прожить нельзя.
Есть она у Кати, Пети
И, конечно, у меня. (мама)
2. Шкаф тяжелый кто подвинет?
Кто розетки нам починит,
Кто все полочки прибьет,
В ванной утром кто поет?
Кто в машине за рулем?
На футбол мы с кем пойдем? (папа)
3. На него смотрю всегда
И беру с него пример.
Он на папу так похож!
Но только с сединой – и что ж? (дедушка)
4. У мамы работа, у папы работа,
У них для меня остается суббота!
А с нею я дома всегда,
Она не ругает меня никогда! (бабушка)
5. Маме на радость, папе в награду,
Он появился, наследник – отрада.
Родной, несмышленый, пуговки–глазки –
Ему все вниманье, забота и ласки. (сын)
6. Радость в глазах, в глазах удивленье,
В семье у нас нынче еще прибавленье!
В доме у нас появилась девчонка!
Теперь я ей брат, а она мне …(сестренка)
7. Она все на свете помнит и знает
И бабушка мамой ее называет!
И часто приходят к ней в дом доктора
Она же мне пра…, она же мне пра… (бабушка)
8. У мамы сестра
Веселей не найдете!
Ей очень горжусь
Ведь она моя … (тетя)
9. К нам приехал папин брат.
Встрече с ним я очень рад!
Он твердит, в глаза мне глядя:
«Руку жми, ведь я твой…(дядя)
10.В мультфильме по сказке Владимира Сутеева «Мешок яблок» заяц часто повторял, что его дома ждут: « …четыре сыночка и лапочка-…» (дочка)
V.Физкультминутка.
2 3 4 (хлопают)
Кто живёт у нас в квартире (шагают)
2 3 4 5 ( прыгают)
Всех могу пересчитать (хлопают)
Мама, папа, брат, сестра ( топают)
Кошка Мурка – (наклон)
Два котенка – (наклон)
Мой сверчок- (бок)
Щенок и я- (бок)
Вот и вся моя семья (хлопают)
V1.Первичное закрепление.
-Что же такое традиции? ( это что передается из поколения в поколение)
- А для чего нужны традиции? (чтобы чаще всей семьёй собираться вместе, чтобы семья была сплочённей и дружнее).
- Расскажите о ваших традициях в вашей семье.
-Семейные традиции надо беречь и уважать.
-Мы сегодня уже много узнали о семье, поговорили об отношениях в семье, как вы должны относиться к членам своей семьи, как они к вам должны относиться.
- Сейчас мне хочется подвести итог, чтобы вы подвели итог. Вам нужно объединиться в группы по 4 человека. У вас листочки, на нём записаны признаки семьи. Вм нужно выбрать только признаки дружной семьи.
1. Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.
2. Члены семьи любят и не обижают друг друга.
3. Живут в одной квартире.
4. Для каждого члена семьи своя отдельная квартира.
5. Вместе занимаются домашним хозяйством.
6. Каждый член семьи отдыхает отдельно.
7. Вместе распределяют деньги на покупки.
8. Вместе отдыхают и проводят свое свободное время.
9. У каждого свой кошелек.
10. У каждого члена семьи свое хозяйство.
.
VII. Рефлексия.
-Итог урока хотелось подвести замечательным стихотворением Марии Лангер «Семья» ( с 0.9 мин смотреть)
-Дома на выбор можете написать сочинение о своей семье или подготовить фоторепортаж о своей семье.
Завершим наш урок заданием. Работа в парах. На партах у вас лежат лепестки. В начале урока я вам говорила, что как солнце нам дарит тепло, так и семья дарит нам тепло. Семья нас согревает. И теперь в группе напишите, какое слово у вас ассоциируется со словом семья.
( закрепить на доске)
-А можно ли наш класс назвать семьёй?
Почему? (учимся в одном классе, время проводим вместе, помогаем друг другу, у нас общие интересы, дружим)
Видео родительское.
VIII. Подведение итогов урока
- Сегодня все поработали очень хорошо и я думаю каждый из вас заслужил пятёрку.
Спасибо за урок. Урок окончен.