Урок окружающего мира, УМК «Школа России»
Дата проведения: 24.11.2020г.
Класс: 2-Г класс
Учитель: Юсуфова Лемара Шевкетовна
ТЕМА: «Красная книга»
Цель: рассказать о Красной книге; познакомить учащихся с некоторыми видами растений и животных, занесенных в Красную книгу; формировать познавательную активность, умение работать в парах; развивать познавательные и творческие способности, мышления, памяти, коммуникативных навыков; формирование основ исследовательской деятельности; расширить и углубить знания о редких животных и растениях родного края; воспитывать бережное отношение к природе, любви к животным, растениям.
Планируемые результаты:
Предметные: выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; осознавать ответственность за сохранение природы.
Коммуникативные: способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач. Способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Личностные: осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях. Установка на безопасный здоровый образ жизни; учащиеся осознают, что нельзя быть жестокими по отношению к любому живому существу; научатся анализировать факторы, угрожающие живой природе; делать выводы из изученного материала; работать в паре.
Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютерная презентация по теме урока, карточки с заданиями, учебник, творческие работы учащихся.
Ход урока
Организационный момент. (слайд 1)
Представление гостей
Эмоциональный настрой.
У.: - А сейчас проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Д.: - Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим. (слайд 2)
У.: - Я прошу улыбнуться тех, кто пришёл на урок с хорошим настроением. (слайд 3)
- Я прошу поднять руку тех, кому нравится общаться с одноклассниками. (слайд 4)
- Хлопните в ладоши, если вы не любите ссориться и обижать друг друга. (слайд 5)
- Пожмите друг другу руки, если стараетесь уважать себя и других. (слайд 6)
Актуализация знаний (слайд 7)
- ответьте мне на такой вопрос: на какие две группы можно разделить животных? (дикие и домашние)
- о чем нужно задуматься, прежде чем заводить домашнего питомца?
- к сегодняшнему уроку вы принесли рисунки своих домашних питомцев. Вот такая замечательная выставка рисунков у нас получилась (выставка рисунков)
- какие породы собак вы знаете?
(сообщение о собаке Пикин Илья – «Мопс»)
- как ты думаешь, сколько всего пород собак насчитывают ученые? (около 400 пород)
- кто был предком домашних собак? ( оценка)
(сообщение о собаке Макаров Егор – «Далматинец»)
- как называют людей, которые дрессируют собак?
- на какие группы можно разделить собак? (оценка)
- какие породы кошек вы знаете?
(сообщение о кошке Вагнер Лилия – «Персидская»)
- как ты думаешь, сколько всего пород кошек насчитывают ученые? (около 60 пород) (оценка)
(сообщение о кошке Пузанова Лиза – «Сиамская»)
- что ты еще можешь сказать интересного о кошках? (оценка)
- какие это животные, о которых рассказали ребята? (Это домашние животные.) Почему? (Потому что люди заботятся о них.)
- правильно, ребята. Психологи утверждают, что люди, у которых есть кошки, живут дольше и счастливее других. Только о них нужно заботиться.
- Давайте вспомним правило, которое мы должны помнить всегда (Мы в ответе за того, кого приручили!!!)
- а каких диких кошек вы знаете? (перечислить)
III. Самоопределение к деятельности
- Сегодня к нам на урок пришла одна из диких кошек - тигр. А пришел тигр с книгой. Только книга эта непростая. (тигр с Красной книгой)
- Посмотрите на мои книги и книгу, с которой пришел наш гость. Чем они отличаются? (Она красная, а страницы у нее разных цветов)
- Мы будем говорить о Красной книге. Эта книга не совсем обычная. Цвет переплета у этой книги – красный. (слайд 8)
- Какие сигналы красного цвета вам встречались в жизни. (пожарная машина, светофор…)
- Правильно ребята, красный цвет говорит нам о том, что природа в опасности.
Ученик: (Вика Терских)
Мы безмерно богаты,
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых –
Просто диву даёшься.
И, конечно, тревожно,
Что порой мы безбожно,
Не храним, что имеем,
Не щадим, не жалеем,
Ни за что не в ответе.
Словно самую малость
Нам на этой планете
Жить и править осталось.
Не хозяева вроде,
Так добро своё губим.
А гордимся природой
И отечество любим.
- Что услышали в этом стихотворении? (В результате обсуждения должны подойти к выводу – в стихотворении выражается боль природы.)
- Наша планета серьёзно заболела. И она просит нас о помощи. Природа создала много разных творений. Растения и животные в ней занимают особое место. Однако многим из них угрожает опасность исчезнуть с лица земли – в основном по вине человека.
- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. (Об исчезнувших животных)
- Давайте поставим учебные задачи перед собой.
- Откройте учебник на с.88 и прочитайте тему урока. (Красная книга)
- Какие вопросы возникают?
1) Что такое Красная книга?
2) Почему страницы книги разного цвета?
3) Кто обитает в этой книге? (мы узнаем, кто живет в этой книге, о чем она интересна)
4) Для чего нужна Красная книга?
- Ребята, я предлагаю вам послушать музыку (слушаем музыку). (слайд 9)
- Какая прозвучала музыка по своему характеру? (Тревожная). (слайд 10)
- Вот и урок у нас с вами будет тревожный. Давайте попробуем подобрать синонимы к слову «тревога». (Беспокойство) Правильно. Беспокойство за ….(запись на доске).
- А вот за что, вы мне ответите в конце урока.
IV. Знакомство с новым материалом.
- Подумайте, почему многие растения и животные стали редкими, исчезающими?
- На нашей планете существовало много разных видов животных и растений. И людям казалось, что они всегда будут жить и расти. Они использовали растения для своих нужд, безжалостно уничтожали животных. И пришло время, когда ученые забили тревогу: некоторые виды растений и животных исчезли бесследно. Никто и ничто уже не вернет их… Некоторые виды растений и животных стоят на грани исчезновения. Поэтому ученые мира в 1966 году создали Международный союз охраны природы, который стал изучать, каким растениям и животным надо помочь в первую очередь. (слайд 11). Вот тогда и была создана Международная Красная книга - тревожная книга, куда занесли исчезающие виды животных и растений. Эта книга называется так потому, что красный цвет – действительно означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность.
Работа по теме урока
Беседа, работа по учебнику.
- Как вы думаете, почему эта книга называется Красной?
- С чем этот цвет ассоциируется? (Красный цвет – сигнал опасности, как свет светофора, предупреждающий “Стоп, не губи! Дальше так нельзя!”)
- Правильно, красная – значит природа в опасности.
- Что такое Красная книга, мы прочтём в учебнике на с.88.
2) Выполнение задания в рабочей тетради
- А теперь давайте выполним задание №1 в тетради на странице 60.
- Ответили мы на вопрос, что такое Красная книга? (1.Вот и ответ на наш первый вопрос)
Физкультминутка
- Ёжик предлагает вам потанцевать с ним. (слайд 12)
Продолжение работы по теме урока
- Возвращаемся к следующему вопросу.
-Ребята, что вы можете рассказать о страницах Красной книги? (Страницы Красной книги разноцветные)(слайд 13)
- Начнем путешествие по цветным страницам Красной книги.
- Вот эти цвета: чёрный, желтый, красный, зеленый. (повесить цветные листы на доску)
- Подумайте, по какому принципу выбирались цвета? (ребята дают свои варианты)
- Это сделано не для украшения. По тому, на странице какого цвета содержится информация о данном животном или растении, можно сразу определить, в каком положении оно находится.)
- Еще раз посмотрите на цвета и скажите, какой цвет вам не нравится? (черный)
- Как вы думаете, чье изображение мы можем увидеть на этих страницах? (На чёрных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кого уже нет, кто уже вымер. - С чем он ассоциируется? (с грустью). (слайд 14)
- Сюда можно отнести: странствующие голуби, морская корова и т.д.)
- А сейчас пойдёт речь о предупреждающем цвете, красных страничках книги.
- Что вызывает у вас этот цвет? (опасность, тревогу). (слайд 17)
- На них записаны особо редкие, исчезающие животные и растения. Их мало, но ещё можно встретить. Они могут исчезнуть совсем (бобр, леопард, синий кит, гепард, венерин башмачок, белый лотос и другие). (слайд 18, 19, 20 )
- Следующий цвет – желтый. На этих страничках животные и растения, количество которых быстро снижается. Если мы не поможем им, то они могут попасть на красные страницы. (Это амурский тигр, розовая чайка, моржи, львы, купальница, тюльпан шренка). (слайд 21, 22, 23)
- Какой цвет можем назвать жизнеутверждающим, который дарит жизнь и говорит о ней? (зеленый).
- На зелёных страницах те животные и растения, которых удалось сохранить, спасти от вымирания (лось) (слайд 24, 25, 26)
- Итак, на какой вопрос нашего урока мы сейчас ответили? (2.Почему страницы книги разного цвета?)
- Возвращаемся к нашим задачам.
- Как звучит третий вопрос: Кто обитает в красной книге?
- мы можем ответить на этот вопрос? (2.Животные и растения, которые исчезли или на грани исчезновения).
- правильно, ребята, в Красной книге точно сказано все: насколько бедственно положение того или иного растения или животного, в каких краях оно встречается, в каких лесах обитает, по каким причинам исчезает.
- (слайд 27). В каждой стране есть своя Красная книга. В настоящее время Красной книги Крыма не существует. В 1999 году были изданы несколько книг – «Заповедные растения Крыма», «Редкие животные и растения Крыма. Однако они не являются государственными охранными документами, каким могла бы быть официальная Красная книга Крыма.
- давайте познакомимся с некоторыми растениями и животными, занесёнными в эти книги и выполним задание № 4 в тетради. (слайды №№ 28-40)
- Подумайте, почему стали редкими, исчезающими многие растения и животные?
- Как вы думаете, Красная книга может этому помочь? (да). Каким образом? (Люди будут знать об опасности этих животных и растений и будет бережно их защищать)
- На какой вопрос мы сейчас ответили? (4.Зачем нужна Красная книга)
VIII. Закрепление и обобщение изученного материала (работа в парах)
Работа с тестом.
- А теперь я вам в парах предлагаю заполнить тест.
Вам нужно ответить на вопросы, выбрав один из ответов. Выбранный ответ записывайте буквой в таблицу.
а) Почему нельзя загрязнять воду?
- в ней погибают организмы (Д)
- будет некрасивый цвет (М)
б) Есть ли в природе ненужные и бесполезные живые существа?
Да, например комар. Он больно кусает. (Б)
Нет, в природе нет ничего бесполезного, ненужного. (Р)
в) Почему человеку нужно заботиться о редких животных?
- их осталось мало, и они могут совсем исчезнуть (У)
- потом их можно взять домой (Я)
г) Какие животные и растения занесены в Красную книгу?
Которым грозит полное исчезновение с лица земли (Г)
Красивые (П)
- Проверим, что у вас получилось? (Слово “друг”)
- А что это значит? Как можно связать тему урока и слово друг? (Человек должен стать настоящим другом всего живого на свете. И только тогда страниц в Красной книге станет, совсем мало и не будет так грустно осознавать, что самые большие катастрофы – дело рук самого человека.)
- Давайте вернемся к нашей тревожной музыке, которая прозвучала в начале урока и незаконченному предложению – Беспокойство за что?
- Вы можете продолжить это предложение? (за природу)
- Скажите мне, пожалуйста, почему именно тигр принес к нам на урок Красную книгу? (Потому что он тоже занесен в Красную книгу)
- Как вы думаете, он доволен тем, что мы столько узнали о Красной книге?
- Тигр хочет узнать, насколько хорошо вы знаете о Красной книге и он принес вам письмо с заданием.
- У вас на парте лежат слова, которые относятся к теме нашего урока. Соберите, пожалуйста, из этих слов предложение и скажите тигру (Красная книга учит охранять и беречь природу!)
- Итак, как вы думаете, о чём мы будем с вами говорить на следующем уроке?
- А сейчас я вам предлагаю посмотреть видео. (просмотр видеоролика О. Газманова «Красная книга»). (слайд 42)
IX. Рефлексия
- О чем говорили сегодня на уроке?
- Каких животных и растений запомнили, которые входят в Красную книгу?
- Что на уроке было самым интересным?
- Покажите смайлики – ваше отношение к уроку: (слайд 43)
Не удалось разобраться в теме – красный кружочек;
Остались вопросы – желтый кружочек;
Тема раскрыта, все понятно – зеленый кружочек.
Итог урока
-Ребята, а кем вы хотите стать? (Ответы учащихся). Кем бы вы ни стали, помните, что благосостояние нашей страны напрямую зависит от вашего отношения к природе. Сохраните богатства Родины – будете богаты и вы. Не сохраните – будете жить в бедности.
- Наш урок мне хочется завершить словами русского писателя Михаила Пришвина: « Мы хозяева нашей РОДИНЫ, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах ценные животные – будем охранять леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверям - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять родину». (слайд 44)
Домашнее задание
Сделать свою Красную книгу, в которой описаны животные и растения.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ И РАБОТУ НА УРОКЕ!(слайд 45)