СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по окружающему миру во 2-ом классе по теме: «Красная книга»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по окружающему миру во 2-ом классе по теме: «Красная книга»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Мунинская средняя общеобразовательная школа имени Магомеда Хамдулаевича Ахмедудинова " Муниципального района «Ботлихский район»

















Открытый урок по окружающему миру во 2-ом классе

по теме: «Красная книга»

Провела:Учитель начальных классов

МКОУ "Мунинская СОШ им. М.Х. Ахмедудинова"

Лабазанова Разият Ахмеднабиевна





Цели:

1. Познакомиться с Красной книгой России.

2. Обобщить представление о факторах, угрожающих живой природе.

Формы организации познавательной деятельности:

( фронтальная, групповая, индивидуальная)

Методы и приёмы:

(создание ситуации успеха, методы словесной и наглядной передачи знаний, частично – поисковый, самостоятельная работа, творческая работа, дискуссия , самооценка)

Средства обучения:

раздаточный материал, использование ИКТ, Красная книга РФ.

Образовательные технологии обучения:

личностно – деятельностная, , исследовательская, технология создания проблемной ситуации ситуации, продуктивное чтение.

Прогнозируемые результаты:

  • учащиеся осознают ответственность за сохранение природы;

  • научатся выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных;

  • читать текст учебника и использовать полученную информацию для сообщения;

Ход урока

  1. Организационный момент

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

  1. Актуализация знаний

2. Вступительная беседа.

У.- Где бы ни жил человек, в городе или в селе, он всегда окружен растениями, животными, птицами, насекомыми…Давайте вспомним, на какие две группы мы разделили животных?

Д.- Дикие и домашние.

У.- Чем отличаются эти группы?

Д.- Домашних кормят люди, строят жильё, принимают потомство, а дикие заботятся о себе сами.

У.- Приведите примеры домашних животных

Д.- Корова, свинья, овца, коза, кошка, собака.

Какие породы кошек (собак) вы знаете?

Как собаки служат людям?

У.- Каких вы знаете диких животных?

Д.- Волк, лиса, заяц, кабан.

Введение в урок. Самоопределение к деятельности

  1. –Как вы думаете, какое это животное? (морская корова)

- К сожалению, сейчас это животное можно увидеть только на картинках, хотя раньше оно украшало природу нашей Земли.

Звучит приглушённо классическая музыка. На её фоне учитель читает стихотворение.

Мы безмерно богаты,
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых –
Просто диву даёшься.
И, конечно, тревожно,
Что порой мы безбожно,
Не храним, что имеем,
Не щадим, не жалеем,
Ни за что не в ответе.
Словно самую малость
Нам на этой планете
Жить и править осталось.
Не хозяева вроде,
Так добро своё губим.
А гордимся природой
И отечество любим.

- Что услышали в этом стихотворении? (В результате обсуждения должны подойти к выводу – в стихотворении выражается боль природы.)

2)

- А вот какое слово постоянно произносит наша природа, мы узнаем, отгадав кроссворд.

Он в мундире ярком, 
Шпоры для красы.
Днём он – забияка,
Поутру – часы. (Петух)

Всю ночь летает – 
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло. (Сова)

Летит, пищит,
Очень тоненько звенит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит. (Комар)

Водяные мастера
Строят дом без топора
Дом из хвороста и тины
Строят и плотину. (Бобры)

- Какое же слово получилось в выделенных клетках? (Помоги.)

Почему же у нас получилось такое волнующее слово?

- Наша планета серьёзно заболела. И она просит нас о помощи. Природа создала много разных творений. Растения и животные в ней занимают особое место. Однако многим из них угрожает опасность исчезнуть с лица земли – в основном по вине человека.

Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном Никита
Только здесь леса шумят
Птиц, скликая перелёты.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо
Береги свою планету
Ведь другой на свете нету!

- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. (Об исчезнувших животных)

- Прочитайте тему урока на с.88 учебника. (Красная книга)

- Какие вопросы возникают? (Что такое Красная книга? Как связаны морская корова и Красная книга? и т.д.)

  1. Работа по теме урока

  1. Беседа, работа по учебнику.

- Как вы думаете, почему эта книга называется Красной? (Красный цвет – сигнал опасности, как свет светофора, предупреждающий “Стоп, не губи! Дальше так нельзя!”)
- Правильно, красная – значит природа в опасности.

- Что такое Красная книга, мы прочтём в учебнике на с.88

2) А теперь давайте выполним задание №1 в тетради на странице 33.

(Дети выполняют первое задание с взаимопроверкой)

Как же устроена красная книга мы увидим на презентации.
Каждая страница имеет свой цвет. Вот эти цвета: чёрный, красный, жёлтый, зелёный.
- Подумайте, по какому принципу выбирались цвета? (ребята дают свои варианты)
На чёрных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кого уже нет, кто уже вымер. (Странствующие голуби, морская корова и т.д.)
На красных записаны особо редкие и исчезающие животные (зубр, бобр, леопард)
На жёлтых страницах те животные, количество которых быстро снижается (белый медведь, розовая чайка)
На зелёных страницах те животные, которых удалось сохранить, спасти от вымирания (лось)

3)- Познакомимся с некоторыми растениями, занесёнными в Красную книгу.

Презентация и учебник

- Что интересного запомнили?

4)- А сейчас мы вместе с вами прочитаем тексты на стр.90. С помощью их мы составим и запишем общий план рассказа о редком растении или животном.

Венерин башмачок

а) Ученик читает статью на стр.90
б) Дополнительные сведения: (слайд)

– Что интересного запомнили из этой статьи?

Зубр

а) Ученик читает сведения о зубре стр. 90
б) Дополнительные сведения: ( слайд )

– Что интересного запомнили из этой статьи?

5) Коллективно записывают план рассказа в печатной тетради стр.61 №4

План:

А) название

Б) описание

В) интересные факты

  1. Физминутка. (Хомка, хомка…. Я нашёл себе жука…)

  1. Продолжение работы по теме урока

Работа в группах.

(Класс разделен на три группы. Каждой группе предлагаются сведения о растении или животном, внесённом в Красную книгу России. С помощью составленного плана группы готовят сообщения)

1 группа:

Снежный барс

Снежный барс по ряду  признаков  занимает промежуточное положение между  большими  и  малыми  кошками.  С  большими  кошками барса роднит  узор  на  голове,  манера  держать хвост, когда животное спокойно. Зато барс,  как и другие  малые кошки,  умеет мурлыкать.  Учитывая  эту  схожесть  и с теми, и с другими кошками,  барсов порой  называют «средними  кошками».

Взрослые самцы  весят от  65 до  75 кг.  Длина тела  - до 2 м. Хвост  толстый,  покрытый  густой  шерстью. Туловище  тоже покрыто  длинной шерстью,  на вид  она грязновато-дымчатая.  Голова  же  барса  кажется небольшой  и  довольно  изящной.  Ее украшают маленькие, целиком черные  пятна.         

Встречается снежный барс в  горах   Центральной  Азии.  Кормится он  всеми живущими  в его  вотчине млекопитающими  - от мышей  до горных  козлов  и  баранов.

2 группа:

Лотос

У множества восточных народов лотосы издавна считаются священными цветами. Получили они такой статус за свою необыкновенную красоту и хрупкость. Благодаря своим уникальным свойствам, лотос выживает в водоёмах даже при очень низких температурах. Корни лотоса могут достигать 300 метров. Листва лотоса покрыта восковым налётом, потому вода не задерживается на ней, а перекатывается большими каплями.

Цветы лотоса источают очень приятный и нежный аромат. Особенность цветков лотоса состоит в том, что они поворачиваются по направлению к солнцу в течение дня. Цветение лотоса довольно непродолжительное, полюбоваться ими можно с конца июля по начало сентября, цветёт он обычно не более двух недель.

3 группа:

Лось.

Лоси – самые крупные, сильные и умные животные из семейства оленей. У лосей довольно короткое туловище и высокие ноги, большая узкая и вытянутая голова, верхняя губа нависает над нижней. Нос волосатый, глаза маленькие, уши большие длиной около 25 см.

Водятся лоси в широко раскинутых лиственных лесах с многочисленными болотами, а зимой совершают перекочевки в более высокие и более сухие районы. Лоси любят воду, хорошо плавают, часто переплывают широкие реки. У переплывающих реку лосей над водой видны лишь их горбоносые головы и широкие ветвистые рога. Живут лоси небольшими стадами, состоящими из самок и молодых лосей, а зимой к ним присоединяются также взрослые самцы. Возглавляет стадо старая самка с лосенком.

В отличие от большинства диких животных у лосей в темноте глаза светятся темно-красным светом. Работа с тестом.

- А теперь я вам предлагаю заполнить тест.

Вам нужно ответить на вопросы, выбрав один из ответов. Выбранный ответ записывайте буквой в таблицу.

а) Почему нельзя загрязнять воду?
    Потому что в ней погибают организмы (Д)
    Потому что будет некрасивый цвет (М)

б) Есть ли в природе ненужные и бесполезные живые существа?
    Да, например комар. Он больно кусает. (Б)
    Нет, в природе нет ничего бесполезного, ненужного. (Р)

- А что это значит? (Человек должен стать настоящим другом всего живого на свете. И только тогда страниц в Красной книге станет, совсем мало и не будет так грустно осознавать, что самые большие катастрофы – дело рук самого человека.)

VI. Рефлексия. Итог урока

  1. - У меня на столе лежат слова, которые относятся к теме нашего урока. Соберите, пожалуйста, из этих слов предложение и подведите итог урока:

Красная книга учит охранять и беречь природу!

  • - С какой целью была создана Красная книга?
    - По чьей вине большинство видов растений и животных попало в Красную книгу?

-Что на уроке было самым интересным?

VII. Домашнее задание

Подготовить небольшой рассказ о растении или животном, занесённом в Красную книгу.